Татьянин день, "шаланды полные Tefali", темное дело ФОМС и рождение "Хабар" — на арене 1995

3 Октября 2020, 09:04
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
коллаж BaigeNews.kz 3 Октября 2020, 09:04
3 Октября 2020, 09:04
52848
Фото: коллаж BaigeNews.kz

Парламентские пертурбации и новая Конституция, писательский поцелуй и темное дело первого Фонда медстрахования — встречайте 1995 год!

К 30-летию независимости агентство BaigeNews.kz продолжает хронологическую серию публикаций о самых запоминающихся событиях первых лет суверенитета. На очереди 1995-й, которому, как нельзя кстати, подошло бы название "инициативный".

Татьянин день и роспуск парламента

По инициативе скандально известной журналистки Татьяны Квятковской Конституционный суд распускает Верховный совет, а детище Назарбаева — отражающая многонациональность страны Ассамблея народов Казахстана (в 2007 году она была переименована в Ассамблею народа Казахстана, подчеркивая уже единство казахстанцев) — не успев еще родиться, отмечается сразу двумя законодательными инициативами. Референдум 29 апреля продлевает полномочия президента до 2000 года, а 30 августа народ голосует за новую Конституцию.

Верховный Совет 13-го созыва, функционировавший с апреля 1994 по март 1995 года, был первым в истории суверенного Казахстана профессиональным парламентом. Каждому из депутатов тогда выделили по служебной квартире, предоставили транспорт и неплохие для того времени условия для работы. Для многих это было в диковинку. Но депутаты быстро освоились.

Спикером, или, если быть точнее, председателем того Верховного совета стал Абиш Кекильбаев. Однако судьба этого парламента оказалась драматичной.

Год начинается с назревающего внутриполитического скандала в стране — Татьяна Квятковская обращается с иском о признании недействительными итогов выборов в Верховный совет, которые прошли накануне. 6 марта Конституционный суд распускает Верховный Совет 13-го созыва. За год до этого Квятковская выставляла свою кандидатуру на выборах, но не прошла. Свое поражение она признавать не желает. ЦИК поднимает документы того периода. Выясняется, что, якобы, голоса избирателей были неверно подсчитаны. В итоге, парламент был признан нелегитимным, так как Конституционный суд признал не соответствующими Конституции некоторые нормы избирательного законодательства, в соответствии с которыми проводились выборы депутатов. Он оказался последним ("чертова дюжина" сработала, наверное) однопалатным парламентом Казахстана.


Оставшись не у дел, депутаты объявят голодовку, попытаются несколько дней удерживать здание Верховного совета, но в итоге ничего не добьются. Татьяна Квятковская получит тепленькое место на государственной службе, будет даже избрана депутатом Мажилиса. В конце нулевых она инициирует, так называемое, громкое "дело Джакишева". За решетку попадет на длительный срок глава Казатомпрома, который выйдет на свободу только лишь к 29-й годовщине независимости…

Поцелуй писателя и двухпалатный парламент

Исполнительная власть страны использует внутриполитический парламентский кризис в свою пользу. Председатель Верховного совета Абиш Кекильбаев на решение Конституционного суда вынесет протест.

Против постановления КС внесет свои протест и президент Нурсултан Назарбаев. Но следом, "проявив уважение" к решению Конституционного суда, все же распустит парламент.

После роспуска Верховного совета безработных депутатов по распоряжению Главы государства трудоустроили. В свою очередь, экс-председатель парламента был отмечен президентской премией Мира и духовного согласия, а еще через год Абиш Кекильбаев был назначен государственным секретарем Казахстана.


Несколькими годами позднее в бытность сенатором писатель сделал поступок, который до сих пор неоднозначно толкуется казахстанским обществом: при вручении Кекильбаеву звания "Казахстаннын Енбек Ери" и медали "Алтын Жулдыз" в 2009 году, он приложился в поцелуе к руке Елбасы. Что это было? Говорят, уважение к должности и искренний порыв благодарности. Однако нюанс в том, что у казахов если и целуют руку, то обычно аксакалу или старшему по возрасту, тогда как писатель хоть и был почти ровесником Президента, но все же старше его на полгода. Главу государства, похоже, также смутил этот неожиданный порыв чувств. Молва разнесла этот факт по всему свету, многие ерничали и вволю позлословили. Однако сам Кекильбаев вскоре тихо уйдет с поста сенатора по болезни.

Вот что сказал об этом "поцелуйном случае" сенатор и председатель правления Союза писателей Нурлан Оразалин, когда в конце 2015 года стало известно о смерти известного казахстанского прозаика и государственного деятеля: "То был действительно в высшей степени волнующий момент. Учтем при этом, что в новейшей истории нашей страны писатель впервые был удостоен столь высокой награды. Нам еще предстоит в полной мере осознать всю глобальность утраты. Но не менее важно то, что мы получили в дар от него бессмертные книги, да и сама его жизнь есть пример высокого и бескорыстного служения родной земле и своему народу". Действительно, ведь еще неизвестно, как себя повел бы любой другой человек, окажись в такой трогательной ситуации…

Но вернемся к 1995-му году. Вместе с тем однопалатным парламентом ушла в историю и Конституция образца 1993 года. С марта по декабрь 95-го — за эти девять месяцев — была зачата и выношена модель будущего Казахстана, хотя многие этого тогда не осознавали до конца. В апреле был проведен первый всенародный референдум, давший Нурсултану Назарбаеву возможность править без перевыборов до 1 декабря 1995 года, а в конце августа состоялся и второй референдум, на котором была принята новая Конституция.

По новой Конституции Казахстан становится президентской республикой, теперь только глава государства наделен правом роспуска парламента. До конца года президент своими указами устанавливает законы.

А в декабре 1995 года был избран парламент Казахстана первого созыва, в котором имелось две палаты: Мажилис и Сенат. В нижнюю палату было избрано 67 депутатов. Верхняя палата состоит из 40 новь избранных.

Выборы в уже двухпалатный парламент прошли в два тура, а участвовали в выборах целых десять партий, из которых в первозданном виде не сохранилось практически ни одной.

Какие это были партии? Одни названия только чего стоят: "Партия народного единства", "Социалистическая партия", "Демократическая партия", "Крестьянский союз", "Партия Казахского возрождения", "Союз казахстанской молодежи", общественное движение "Гармония", "Федерация профсоюзов", "Народно-кооперативная партия". Именно этому составу парламента предстояло переехать в новую столицу, а также провести через себя множество первых законов, значительная часть из которых была написана "с нуля" и подвергалась тщательным правкам со стороны депутатов.

Год Абая отмечается под эгидой ЮНЕСКО

В 1995-м в Казахстане большой календарный праздник. Страна отмечает 150-летие Абая Кунанбаева. Юбилей великого казахского мыслителя проводится с большим размахом, под эгидой ЮНЕСКО. До этого в 1994 году генеральному директору ЮНЕСКО, испанцу Федерико Майору было вручено специальное письмо Нурсултана Назарбаева, в котором он предлагал провести юбилей нашего поэта в мировом масштабе под эгидой ЮНЕСКО. В итоге, благодаря дипломатическим усилиям казахстанских властей культурное подразделение ООН согласилось отметить юбилей казахского поэта-мыслителя в мировом масштабе. И это несмотря на то, что доселе в ЮНЕСКО существовало железное правило отмечать только столетние и кратные им годовщины великих личностей мира.


Основные торжества запланированы на родине поэта — в Семипалатинске и в Алматы. О международном значении мероприятия говорит тот факт, что на него приезжают делегации из 25 стран во главе с первыми руководителями государств и премьер-министрами. Впервые за годы независимости в нашу страну приезжают столь представительные гости.

По всей стране проходят турниры, фестивали, приуроченные к этой дате. В Жидебае, на малой родине Абая, открывается историко-мемориальный комплекс в статусе государственного. Праздничные мероприятия, посвященные полуторавековому юбилею великого земляка, проходят в соседних странах, а также в Турции и даже во Франции.

Примечательно, что Абай как бы выверяет свой шаг с нашей независимостью. В 1995 ее возраст еще детский, пять лет всего, а нынче, в канун 30-летия, отмечается уже 175-летие поэта. Правда, проклятый Covid-2020 внес свои коррективы, и размах торжеств оказался смазанным.

В 1995 году календарь дарит нам еще один славный праздник — 50-летие Победы в Великой отечественной войне. Однако, как говорится, не до жиру, быть бы живу. Государству не до праздничных торжеств.

Чтобы хоть как-то сгладить неудобную ситуацию, в Алматы проводится небольшой военный парад. Это холостой выстрел, но по большому счету и показывать пока нечего, кроме доставшихся в наследство от распада державы бронетранспортеров.

Наиболее сильно скромные масштабы торжества ударяют по самолюбию ветеранов, которых в стране еще несколько тысяч. Большинство из них влачат жалкое существование, получают гроши от государства. Позже им станут дарить квартиры и машины, но в юбилейный год порадовать опаленных войной ветеранов нечем.

Темное дело ФОМС: первая ходка с "белыми пятнами"

И снова приходят на память аналогии. В тот год страна отходит от принципов советской системы здравоохранения, проверенных десятилетиями практики. Запад навязывает свои методы. Однако перенесенные на нашу почву, похоже, они дают совсем не те всходы, хотя все вроде начиналось красиво и правильно.

Так произошло с открывшимся в тот год фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС). Чтобы попасть на прием к врачу, гражданам нужно обязательно предоставить медицинский полис. Страховые взносы за население вносит государство — деньги из одной бюджетной корзины переводятся в другую. Во главе Фонда встает некто Талапкер Иманбаев.

Спустя два года, как сообщили следователи, "он сбежал за кордон, прихватив с собой средства ФОМСа". А через семь лет (!) суд заочно приговорит экс-главу ФОМС к девяти годам лишения свободы за нанесения ущерба государству в размере почти миллиарда тенге, а сам Фонд через два года закроется. Таким образом, Талапкер Иманбаев вошел в историю Казахстана как символ крушения системы обязательного медицинского страхования. Правда, в 2014 году он опроверг выдвинутые против него обвинения, заявив, что он подвергся давлению со стороны Рахата Алиева из-за того, что отказался быть членом "команды будущего президента Рахата Алиева".


"Никаких денег ФОМСа за границей не было и нет. Все расчеты ФОМСа были совершены через счета казахстанских банков в соответствии с законодательством за исполненные договоры. ФОМС не может нести ответственности за действия поставщиков после исполнения ими своих обязательств. Налоговая полиция во главе с Рахатом Алиевым, затем КНБ во главе с Рахатом Алиевым (он занимал позже и пост первого зампреда КНБ) раздували сфабрикованное ими же "дело", а также придумывали суммы", — такое объяснение событий выдал в интервью Forbes беглый экс-глава фонда, который официально проживает в США и не скрывает свое местонахождение.

История неоднозначная, до сих пор никто из нынешних властей Казахстана никак не дает своих новых оценок этому делу, особенно после того, как был арестован в Вене и скончался в тюрьме сам Рахат Алиев. Возможно, все еще впереди и эти "белые пятна" темной истории все же будут в будущем рассекречены, а имя Талапкера Иманбаева будет реабилитировано.

Хозяйка "медной горы"

Нефтяная и горнорудная отрасли Казахстана являются лакомыми кусочками для любого инвестора. Как пчелы на мед, слетаются к нам те, кто чувствует запах больших денег.

Для распродажи еще недавно имеющих огромную цену государственных активов придумывают индивидуальную приватизацию, которая позволяет отдать в частные руки крупнейшие компании страны.

Вдруг, откуда ни возьмись, хозяевами казахстанских недр становятся пока еще малоизвестные предприниматели из Узбекистана Патох Шодиев, Алиджан Ибрагимов и представляющий Кыргызстан Александр Машкевич.


В сентябре они приватизировали единственный в Казахстане алюминиевый завод. Ранее уже приватизировали объекты феррохромной отрасли, а также открыли в республике Евразийский банк. Теперь это уже Евразийская группа, взоры которой устремлены к казахстанской "медной" горе.

Жезказганцветмет станет основой для будущего медного гиганта "Казахмыс". Во сколько Евразийской группе обошлась покупка всей отрасли цветмета — эти данные покрыты тайной. Елбасы позиционирует их как спасителей металлургической отрасли. Не будем забывать, что с конца тысячелетия все три вышеупомянутых инвестора неизменно фигурируют в списке богатейших людей планеты по версии журнала Forbes.

Государство не знает, что делать с Карагандинским металлургическим комбинатом — крупнейшим предприятием отрасли в мире. В 1995 году Кармет меняет хозяев, как перчатки. Австрийско-казахстанская Voest Alpine рулит всего лишь две недели, американская United Steel — четыре месяца. С нынешним хозяином индийским бизнесменом Лакшми Митталом государство договорится под конец года. Так казахстанская Магнитка, гордость сталелитейной промышленности, предприятие, вровень с которым могли стать лишь единицы в мире, переходит в руки индуса.

Вестник духовного "изобилия"

Пятилетие независимости совпадает с открытием в стране нового телеканала. "Хабар", созданный на базе информационной службы Казахского ТВ, сразу обретает популярность в народе. Казахстанцы с нетерпением ждут наступления вечера, чтобы прильнуть к экранам, где показывают первую отечественную "мыльную оперу" — сериал "Перекресток".


Духовному обогащению казахстанцев служат программы "Тiл ашар", "Лидер 21 века", "Hi-Fi фронт". Впечатляет и охват канала вещанием — 98 процентов! Только ТРК "Казахстан" может соперничать с ним по этому показателю. Позже по "Хабару" будут показывать лишь тщательно подобранные программы, которые звучат в унисон государственной политике.

С экрана телевизора казахстанцам с этих пор показывают порой сказочный мир, оторванный от реальности. Не потому ли немногими годами позже, прозрев, в народе иронизируют по поводу вещательной сетки телеканала: "Хочу жить в той стране, которую показывают по "Хабару".

Собственные банкноты, время чайников и водки-самопала

На рынки Казахстана в 95-м хлынула западная бытовая техника. Вершиной бума и главной мечтой каждой домохозяйки становятся чайник Tefal и утюг Rowenta. Не беда, что большей частью это китайские подделки! Лучшего подарка на день рождения, или первому избирателю, пришедшему в 3 часа ночи на избирательный участок ради заветного приза, и не сыскать…

В 1995 году сам Елбасы открывает Банкнотную фабрику, строительство которой было начато два года назад. На помпезное мероприятие приглашаются журналисты, ради такого дня им даже разрешают побывать на секретном объекте. А показать есть что. Назарбаев демонстрирует первый миллион тенге, вышедший из-под отечественного печатного станка.

Между тем, коррупция в стране обретает невиданный размах. Чтобы обуздать ее, в законодательство вносят поправки. Теперь взяткой могут быть не только деньги, но и ценные бумаги, льготные кредиты и туристические путевки. К уголовной ответственности теперь, помимо тех, кто берет, и кто дает взятки, привлекаются и посредники, на которых держится отечественная коррупционная система.

В середине 90-х удручает другая грустная статистика: наблюдается стремительный рост наркомании. Наряду с традиционными опиумом и марихуаной, наркодилеры наводняют страну дешевым героином. В группе риска молодежь. Впрочем, как и всегда.

Те, кто не имеет возможности "раскумариться" дозой или опьяняющим опиумным дымком, придумывают другие развлечения. Кто-то поедает сапожный крем, намазанный на хлеб, кто-то вдыхает пары клея "Момент" с надетым на голову пакетом…В ходу новое слово "токсикомания".


Государство обеспокоено ситуацией на рынке спиртного, где каждый, кому не лень, может стать производителем самопальной водки. Пробки, наклейки, приспособления для закатывания пробок в изобилии поступают из Поднебесной. Осенью вводится новый акцизный налог. В том числе и на спиртное. Теперь заводские бутылки, по задумке, должны иметь специальные наклейки. Однако и тут китайские умельцы находят выход из положения — появляются и первые контрафактные акцизы.

К слову, спустя почти четверть века, ситуация остается без существенных изменений. Правда, мелкие производители самопала не могут соперничать с теми, у кого есть подпольные цехи и прочее оборудование для изготовления "левого" ходового товара.

Источники фото: voxpopuli.kz, svoboda.org, dw.com, dknews.kz, iaas.msu.ru, today.kz, kazpravda.kz

Хронология независимости: 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006 (1 часть), 2006 (2 часть), 2007 (первая часть), 2007 (вторая часть), 2008 (первая часть), 2008 (вторая часть), 2009 (первая часть), 2009 (вторая часть), 2010 (первая часть), 2010 (вторая часть), 2011 (первая часть), 2011 (вторая часть), 2012 (первая часть), 2012 (вторая часть), 2013 (первая часть), 2013 (вторая часть), 2014 (первая часть), 2014 (вторая часть), 2015 (первая часть), 2015 (вторая часть), 2016 (первая часть), 2016 (вторая часть), 2017, 2018, 2019, 2020, 2021

Наверх