Top.Mail.Ru
  • font size Размер текста

Лента новостей

 
   < 2021
 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
27
28
29
30


Прав ли министр Мусин? Разбираемся. Вторая часть | BaigeNews.kz 23 сентября, 13:09
7081
Фото: иллюстративное

Прав ли министр Мусин? Разбираемся. Вторая часть

30-летие независимости Казахстан встречает кульминационным развитием нынешней архитектуры eGov, начав использовать технологии Big Data и искусственного интеллекта.

Редакция Baigenews.kz публикует мнение аналитика Бейбита Саханова.

В первой части нашего обзора, посвященного сложившейся накануне 30-летия независимости РК ситуации с е-правительством Казахстана, мы погрузились в эпоху зарождения самой идеи eGov. Также описана, к сожалению, не запечатленная дотоле история становления национального оператора по разработке информационных систем е-правительства АО "Национальные информационные технологии". Вместе с разными перипетиями и эскизной зарисовкой некоторых персон и фигур, которые стояли у истоков цифровизации независимого Казахстана, я постарался дать вкратце самые общие моменты пережитого и достигнутого за последние 20 лет в сфере государственного IT.

Во второй части, пожалуй, остановимся подробнее на eGov-достижениях 2020-2021 годов. И тут нас ожидают, конечно же, такие феномены как Smart Bridge, умное приложение eGov Mobile и настоящий прорыв в сфере интеграции баз данных государственных информсистем — Smart Data Ukimet. Помимо этого, читатель сможет увидеть (например, из того же дотошного описания механизмов Smart Data Ukimet) — пока пунктирно — какие проблемы всё ещё довлеют как "дамоклов меч" над головой "умного правительства" и откуда у них растут ноги.

Ну и повторим, что первопричиной сего текста послужило откровенное негодование со стороны IT-сообщества и взбудораженной блогосферы по поводу того, что в начале сентября 2021 года премьер-министр Казахстана Аскар Мамин и председатель правления российского ПАО "Сбербанк" Герман Греф подписали меморандум о сотрудничестве в сфере реализации проектов по цифровой трансформации Республики Казахстан, переходу к платформенной модели цифровизации и концепции "Data-Driven Government". В церемонии подписания в режиме видеосвязи принял участие президент России Владимир Путин. Со своей стороны президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев назвал соглашение с Россией по цифровой трансформации республики стратегическим и свидетельствующим о взаимном доверии.

Сообщество отечественных "айтишников" и блогеры (за некоторыми исключениями) посетовали, что с этим соглашением страна "теряет IT-независимость". Но так ли это на самом деле?

Ведь выступивший с государственных позиций министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана Багдат Мусин неспроста пояснил, что внедрение в Казахстане цифровой платформы "Сбера" GovTech, позволит произвести реинжиниринг, плюс миграцию функционала и данных с более чем 400 разношерстных государственных информационных систем — на единое интеллектуальное хранилище, превращая eGov в единый спаянный организм.

2020-2021: Smart Bridge — бизнес для е-государства

В начале июня 2020 года в Казахстане завершилось пилотное тестирование уже упомянутой платформы Smart Bridge, и она заработала в полномасштабном режиме. К этому моменту в системе зарегистрировалось около 200 юридических лиц, было проведено 40 интеграций. Тогдашний министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической деятельности Аскар Жумагалиев сообщил, что казахстанский бизнес заинтересовался проектом Smart Bridge. Внедрение этого проекта, проводится с целью перевести местные органы самоуправления, систему земельного хозяйствования и работу частного и государственного секторов в цифровой режим.

Платформа Smart Bridge уникальна тем, что помогает бизнесу легко и без бумажной волокиты интегрироваться с отечественным eGov, предоставляя на общей системной основе так называемый API (Application Programming Interface или программный интерфейс приложения) государственных информационных систем. API — это совокупность способов, протоколов, инструментов, с помощью которых различные программы и приложения обмениваются своими возможностями, данными, выполняют разные функции.

Smart Bridge снижает расходы на интеграцию за счет уже готовых бесплатных программных инструментов и обеспечивает прозрачность при рассмотрении заявок компаний. В качестве примера работы платформы министр назвал то, что многие банки также могут уведомлять клиентов о появившихся штрафах и налогах, а отчеты в налоговую можно отправлять через системы бухучета.

На сегодняшний день на Smart Bridge доступно 877 сервисов, 741 из которых — это сервисы государственных органов и 136 сервисов от негосударственных организаций.

На текущий момент на портале авторизована 1381 организация — это порядка 100 государственных органов, практически все банки второго уровня, подавляющая часть национальных компаний, а также более 1000 представителей частного бизнеса и некоммерческих организаций.

Конечным результатом интеграции между госорганами является упрощение бизнес-процессов госуправления и оказания госуслуг. В этом случае, к примеру, гражданам не будут требоваться дополнительные документы, подтверждающие какую-либо информацию. Из документов будет нужно только удостоверение личности, а уже вся дополнительная информация будет подтягиваться из государственных баз данных. Это повышает уровень комфорта при получении госуслуг гражданами нашей страны.

Если же говорить об интеграции госорганов и бизнеса, то это приведет к появлению дополнительных услуг, которые упрощают жизнь гражданам и экономят время. Яркие тому примеры — удаленное получение ЭЦП, возможность произведения оплаты в мобильных приложениях банков, упрощенная подача заявок на очередь для получения жилья и т.д.

eGov Mobile как главный фокус для Smart Bridge

В целом, на сегодняшний день 62% населения страны, а это около 12 миллионов казахстанцев, пользуются госуслугами е-правительства. С каждым годом растет их количество, среди которых социально-значимые услуги для населения, услуги для бизнеса, платежи и полезные сервисы, композитные и проактивные услуги, а также лицензии и разрешительные документы. Сейчас на портале eGov.kz казахстанцы уже могут получить 91% госуслуг.

Кроме того, учитывая потребности современного общества, все больший упор делается на дополнительные способы предоставления услуг, отходя от десктопной версии eGov. Так в приложении eGov Mobile (можно скачать в Google Play, AppGallery, AppStore) доступна 91 услуга и четыре сервиса, такие как цифровые документы, паспорт здоровья, пенсионный калькулятор и электронная биржа труда, а зарегистрироваться и выпустить ЭЦП в приложении можно за несколько минут, используя биометрию.

В частности, на сегодняшний день в eGov mobile доступно 18 цифровых документов (удостоверение личности, водительские права, диплом, студенческий билет, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, свидетельство о перемене фамилии, имени, отчества, свидетельство о расторжении брака, технический паспорт, результат ПЦР тестирования на COVID-19, удостоверение пенсионера, удостоверение кандаса, свидетельство о регистрации транспортного средства, социальный ID, паспорт вакцинации и др.), которыми воспользовались уже до миллиона пользователей. А, к примеру, посредством мессенджеров Telegram, Facebook и ВКонтакте можно заказать 22 услуги. Всего за 2020 год, в общей сложности, по всем каналам, было предоставлено более 60 миллионов госуслуг.

Также с 1 июля 2021 года в Казахстане вступил в силу Административный процедурно-процессуальный кодекс. Прямым следствием очередного мощного апгрейда отечественного законодательства стала кардинально изменившаяся работа с обращениями граждан — для их оперативного административного учета и контроля за рассмотрением и принятием соответствующих мер на eGov была внедрена электронная система eOtinish.

Блокчейн как мощное подспорье для eGov

Первый блин получился комом. Так, первой ласточкой внедрения технологии блокчейн в госуслуги вроде как стала запущенная 27 марта 2018 года система "Invest Online" — новое инновационное решение в форме мобильного приложения для инвестирования населением денег в ценные бумаги Нацбанка РК. При создании системы впервые на государственном уровне была применена технология "блокчейн". Однако, на данный момент распиаренное два года назад приложение Нацбанка РК исчезло из Google Play и AppStore, а сайт приложения не работает. Доходит до курьезов: если зайти в Google Play, то можно найти разочарованные реплики казахстанцев, которые по ошибке скачав и установив мобильное приложение Национального банка Кувейта, искренне недоумевают из-за того, что приложение использует только два языка: английский и арабский. Сам отечественный Нацбанк, к сожалению, никак не комментирует закрытие проекта.

Но есть и светлая сторона блокчейн-реальности: осенью 2020 года в казахстанском eGov появилась возможность онлайн-регистрации договора залога недвижимости для физических лиц с помощью технологии блокчейна. Эту радостную весть сообщила госкорпорация "Правительство для граждан", которая была создана в форме некоммерческого акционерного общества со 100-процентной долей государства в 2015 году. Госкорпорация работает в качестве единого провайдера госуслуг по образцу Canada Service в Канаде и Centrelink в Австралии, интегрируя все центры обслуживания населения в единую систему. Иными словами, эта организация заведует внешним контуром электронного правительства Казахстана, включая портал eGov.kz, тогда как АО "НИТ" занимается внутренним контуром — технологическим и инфраструктурным развитием и сопровождением.

Регистрация залога стала производиться с помощью блокчейна непосредственно в самом государственном реестре залогов на недвижимость. В результате применение технологии блокчейна служит гарантией реализации безопасных двусторонних сделок без привлечения третьей стороны и упростило выдачу банками кредитов под залог недвижимости. На данный момент регистрация залога возможна уже за два часа.

Появившаяся возможность автоматически и прозрачно регистрировать все залоги стала триггером для развития цифровой ипотеки — Казахстан первым в мире запустил действующую цифровую ипотеку полного цикла. Так, летом 2021 года Freedom Finance Bank запустил в Казахстане цифровую ипотеку на вторичном рынке — для наших граждан стало возможным оформить цифровую ипотеку за один день, без походов в отделение банка и сбора документов. Этого до сих пор нет ни в передовой Дании, ни в Южной Корее, ни в США (там только планируют делать нечто подобное), ни в России (там всё ещё тестируют эту возможность).

По состоянию на 18 августа 2021 года уже около 200 сделок купли-продажи жилья были полностью закрыты, ещё более 1000 сделок находятся в процессе завершения.

"В том, что этот продукт стал возможен, заслуга не только команды банка, есть здесь и большая заслуга Министерства цифрового развития в том, что мы имеем доступ к нужным нам сервисам; можем выдавать клиенту электронную цифровую подпись, встраивать регистрацию залогов в блокчейн, делать биометрическую идентификацию через сервис Национального банка. Все это позволило нам создать среду, в которой мы можем проводить удаленную идентификацию клиента, не подписывая с ним ни одного бумажного документа", — признается глава Freedom Holding Corp. Тимур Турлов.

Стоит отметить, что это не единственный проект казахстанского eGov с использованием блокчейна. Так, созданный в сотрудничестве с американской IBM и британским "Colvir Software Solutions" отечественный Центр интеллектуальных систем "Blockchain & Big Data Lab" решает задачи по цифровизации отраслей промышленности на основе технологий Blockchain, Big Data и искусственного интеллекта. В частности, впервые в мире он разработал информационную систему "НДС-Blockchain" по администрированию НДС с использованием технологии блокчейн по заказу Министерства финансов РК. Ещё в январе 2019 года система при участии специалистов Нацбанка была интегрирована с восемью банками второго уровня и запущена в режиме опытной эксплуатации на серверах в АО "НИТ". Пока вносятся соответствующие изменения в НПА, сроки возврата НДС для участвующих в пилоте уже сократились с 55-155 до 15 рабочих дней. В Минфине, по словам уже его экс-главы Бахыта Султанова, и вовсе задались целью пересадить на блокчейн все свои ведомственные системы. Новый министр финансов Ерулан Жамаубаев поддерживает курс предшественника. Кстати, сценарий возврата НДС с помощью блокчейна подробно объясняется в этой презентации.

Выше мы уже писали про внедрение электронной системы eOtinish. Но базой для работы этой и других подобных систем в мобильном приложении eGov стал Единый реестр административных производств (ЕРАП) — одна из стержневых информационных систем, созданная еще в 2017 году на технологии блокчейна. В этом реестре теперь успешно аккумулируется единая база административных производств, онлайн-оформление протоколов и оплата штрафов на месте. Тут просто отметим, что ежегодно 64 госоргана составляют более четырех миллионов протоколов о наложении административных взысканий, а 54 госоргана, в свою очередь, рассматривают административные дела. И вот этот административный ворох дел теперь также становится безбумажным, прозрачным и технически очищенным от коррупции.

Smart Data Ukimet — на пути к умному правительству

Платформа по интеграции баз данных Smart Data Ukimet была презентована руководству страны впервые в 2018 году и с тех пор она взаимодействует с базами данных информационных систем государственных органов, которые находятся внутри Единой транспортной сети госорганов, без использования шлюза Электронного правительства и Smart Bridge. Вместе с тем, сейчас тестируются возможности по взаимодействию Smart Data Ukimet со Smart Bridge в рамках автоматической загрузки данных из баз данных информационных систем госорганов, которые находятся вне контура Единой транспортной сети госорганов. Это позволит автоматизировать процесс обновления данных в хранилище Smart Data Ukimet, обеспечит постоянную актуальность данных и повысит качество аналитики.

Данные собираются по протоколу ETL (от аббревиатуры Extract, Transform, Load). Ниже приводится подробное введение в суть проекта, данное летом 2020 года на одном из онлайн-семинаров в то время директором по связям с правительством АО "НИТ" Сергеем Путра.

Сама платформа по аналитике данных с элементами искусственного интеллекта обновляется напрямую из баз данных государственных информационных систем (для этого были решены все необходимые вопросы на законодательном уровне) регулярно в автоматическом режиме. Частота обновления данных зависит от конкретной информационной системы, из которой "вытягиваются данные": так, в отношении большинства государственных баз данных сведения в единое хранилище поступают с суточным опозданием, а в случае, к примеру, с базой данных Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, данные обновляются раз в квартал.

Персональные данные во всех государственных органах перед передачей в хранилище платформы Smart Data Ukimet обрабатываются одним и тем же способом их обезличивания (способом криптографического хеширования), благодаря чему при встрече уже в хранилище двух или нескольких одинаковых цепочек хеша (длинный цифровой след, который уже невозможно подвергнуть расшифровке-деанонимизации) данные по одному и тому же физическому лицу сливаются и синхронизируются в единую карточку анонимного гражданина.

Аналитика строится с помощью визуальных инструментов, аналитической палитры из двух тысяч готовых элементов, а также возможности применения базовых приемов машинного обучения и отдельных элементов построения нейронных сетей. Эти инструменты комплектуются в специальные "аналитические витрины", предназначенные уже для использования специалистами-аналитиками данных, которые являются представителями конкретных государственных организаций.

В итоге, что имеем: актуальные данные со всех государственных информационных систем, инструментарий по визуализации полученных данных, а также наличие бесплатного доступа к этому инструментарию у всех государственных органов. Иными словами, госорганы могут бесплатно строить любые аналитические решения на основе точных государственных данных, не внедряя собственные аналитические системы для анализа и визуализации больших данных. Полную техническую поддержку всему проекту оказывает АО "НИТ", который является оператором проекта и уполномоченным органом.

Таким образом, национальным оператором по информационным технологиям была проделана громадная работа по интеграции большинства баз данных государственных информационных систем в единую платформу-хранилище исторических и актуальных защищенных данных и их интеллектуальной обработке и визуализации для конкретных потребностей государственного аппарата Казахстана по принятию точных и выверенных управленческих решений. Заодно сформирована команда опытных дата-инженеров высокой квалификации, которые продолжают развивать и поддерживать созданную интегральную систему, плюс решена проблема с прямым доступом к базам данных госорганов — Smart Data Ukimet собирает их без использования шлюза электронного правительства.

Эффект от реализации части функционала Smart Data Ukimet только за 2019-2020 годы составил более 230 миллиардов тенге. Как он оценивался? По словам Сергея Путры, примером может служить кейс с перегруженными школами Министерства образования и науки РК. Первоначально ведомство из-за появления большого количества перегруженных школ с классами, где стали обучаться более 30 учеников, а также с вынужденным переходом перегруженных школ на трехсменный режим работы, заложило большой бюджет на строительство новых школ в шаговой доступности от таких проблемных районов в городах страны. Однако, при анализе больших данных, полученных и визуализированных благодаря Smart Data Ukimet, стало ясно, что основная проблема заключается не в нехватке школ, а в неравномерном распределении количества учеников по школам.

Анализ показал, что рядом с перегруженными школами во многих случаях находились полупустые школы, куда по разными причинам (не престижность, недостаточная квалификация педагогов, плохой ремонт, маленький и необорудованный спортзал и т.п.) родители не желали отдавать своих чад. После получения объективной картины всей ситуации, в министерстве решили пойти другим путем (сделать ремонт в непрестижных школах, находящихся в шаговой доступности для населения проблемных зон, произвести кадровые изменения, принять целый ряд специальных административных решений) и значительно сократили бюджет, выделенный на строительство школ — эти миллиарды тенге возвращены в казну и были направлены на другие социальные программы правительства.

4 марта 2020 года проект Smart Data Ukimet был показан президенту РК Касым-Жомарту Токаеву с уже подключенными базами данных различных государственных органов, с разработанными десятью аналитическими кейсами, представленными такими ведомствами как Министерство труда и социальной защиты населения РК, Министерство образования и науки РК, Министерство здравоохранения РК, Министерство финансов РК и другими.

И да, более популярно об этом уже рассказал в видео-выпуске #FitecFridayTalk руководитель проекта Smart Data Ukimet АО "НИТ" Андрей Лим. Из его рассказа становится понятно, с чем сталкиваются при собирании информации в общую копилку дата-инженеры — из-за отсутствия единой архитектуры (базы данных госорганов архитектурно выстроены по уразумению самих разработчиков информационных систем) сильно осложняется работа по интеграции и синхронизации данных. Приходится выстраивать так называемую "витрину данных" с предварительной очисткой невалидных данных.

В целом, по информации Андрея Ли, в министерствах и ведомствах Казахстана только с 2021 года начали обращать более пристальное внимание на качество данных в государственных информационных системах — до этого в приоритете были больше вопросы безопасности и бесперебойного функционирования. Касаясь острой проблемы пригодности собираемых данных для интеллектуальной обработки, разработчик из АО "НИТ" называет более-менее приемлемым уровень в 70-80% качественных данных. Если же этот уровень пониже, то дата-инженеры вынуждены искать дополнительные источники — другие массивы информации из сферы деятельности конкретного госоргана.

Одним словом, эра искусственного интеллекта, Big Data и сверхбыстрого машинного анализа расставляет новые приоритеты, где самой ценной вещью становятся мгновенно доступные и валидные данные.

*мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Навигация: 1-я часть, 2-я часть, 3-я часть, 4-я часть, 5-я часть, 6-я часть, Постскриптум.

not findimage