Прав ли министр Мусин? Разбираемся. Часть первая

иллюстративное 22 Сентября 2021, 15:59
22 Сентября 2021, 15:59
37420
Фото: иллюстративное

Как зародилось и развивалось е-правительство Казахстана и почему оно нуждается в мажорном апгрейде.

Редакция Baigenews.kz публикует мнение аналитика Бейбита Саханова.

Весьма символично, что в год 30-летия независимости РК, в начале сентября 2021 года — премьер-министр Казахстана Аскар Мамин и председатель правления российского ПАО "Сбербанк" Герман Греф подписали меморандум о сотрудничестве в сфере реализации проектов по цифровой трансформации Республики Казахстан, переходу к платформенной модели цифровизации и концепции "Data-Driven Government". В церемонии подписания в режиме видеосвязи принял участие президент России Владимир Путин. Со своей стороны президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев назвал соглашение с Россией по цифровой трансформации республики стратегическим и свидетельствующим о взаимном доверии.

В свою очередь, министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана Багдат Мусин пояснил, что меморандум предусматривает внедрение в Казахстане цифровой платформы "Сбера" GovTech, реинжиниринг и цифровую трансформацию государственного управления с применением практик по анализу данных и искусственного интеллекта. Платформенная модель цифровой архитектуры, по словам чиновников, позволит повысить скорость и эффективность оказания госуслуг населению.

Казахстанское же IT-сообщество и соцсети разразились откровенным негодованием. Ну как же, это же нонсенс — "в год празднования 30-летия независимости РК мы добровольно попадаем в зависимость от другой страны, которая, отнюдь, не пример для подражания по части демократии". Так, председатель комитета ИКТ, образования и инноваций президиума НПП РК Болат Башеев считает, что такой проект предполагает большое количество рисков, среди которых — возможная потеря "цифрового суверенитета".

Но ведь, Мусин еще год назад заявил о необходимости создания Центра инжиниринга и цифровой трансформации, который, в итоге, и был создан в ноябре 2020 года для "наведения порядка в информационных системах государственных органов". Штатная численность данной структуры составляет 10 человек (один директор и девять экспертов). В пул задач центра вошло 95 жизненных ситуаций, каждая из которых включает в себя от пяти бизнес-процессов (государственных услуг в том числе) и более. Информация на сайте устарела, возможно, число и характер задач добавилось, но одно несомненно — к пониманию необходимости качественной реформы в цифровых делах наше государство пришло самостоятельно, через тщательный анализ сложившейся ситуации. Не зря министр, защищая государственные позиции, заметил, что на общегосударственном IT-поле функционирует уже более 400 разношерстных информационных систем самого разного калибра и функционала.

Чтобы понять, о чем все-таки держал речь министр-цифровик, когда говорил о "зоопарке" государственных IT-систем, нужно окунуться в историю.

Нулевые годы. Зарождение eGov

Куда ни кинь взгляд, везде сейчас смартфоны-айфоны, вай-фай, электромобили, умные дома, мгновенный доступ к данным самого разнообразного характера. Но стоит отсчитать лет 20-25 назад, как окажемся в пространстве, где нет интернета, где пользуются еще дискетами для переноса вордовского файла с одного компа на другой, где журналисты по старинке пишут от руки на бумаге срочную корреспонденцию в газеты и информационные агентства, а в самих редакциях колотят по клавишам дефицитного на рынке "пентиума" машинистки-наборщики текстов. Вот такая ситуация царила не только в редакциях СМИ, но и всюду в постсоветских странах. Лично я, еще работая корреспондентом Службы официальной информации КазААГ (нынешний Казинформ), застал те заседания отечественного правительства, на котором сам премьер-министр (не будем называть по именам) интересовался: "А что это такое — интернет?" Смех смехом, но тогда все в основном еще пользовались только услугами электронной почты. Сайтов почти не было.

Но если сайтов не было, это не значит, что не было информационных систем. Так, к примеру, в Министерстве финансов РК к тому времени уже был свой Вычислительный центр (позже был переименован в "Центр информатизации финансовых систем" — ЦИФС) — единственный вычислительный центр госорганов Казахстана, который почти в полном составе переехал в новую столицу. Этот вычислительный центр ранее разработал одну из первых информационных систем для учета налоговых платежей и с этим продуктом принял участие в конкурсе на разработку системы "ИНИС", но проиграл в нем компании "ПлюсМикро".

Например, Национальный банк РК имел в своем арсенале ЦМФТ — ЗАО "Центр межбанковских и финансовых телекоммуникаций "БанкНет". И еще в середине 90-х годов под руководством сначала руководителя департамента по информатизации, потом начальника управления платежных систем, а затем и заместителя председателя Нацбанка Абена Бектасова была запущена электронная платежная система межбанковских расчетов, которая была реализована силами исключительно казахстанских специалистов и оказалась самой передовой в тот период среди стран СНГ.

Затем, по инициативе того же Абена Агыбаевича, но в качестве уже вице-министра государственных доходов, правительство загорелось идеей объединить госорганы единой информационной системой. В результате вскоре — 9 декабря 1997 года — вышел президентский указ "О формировании единого информационного пространства в Республике Казахстан". Своим указом Нурсултан Назарбаев поручил правительству разработать государственную программу "формирования и развития единого информационного пространства в Республике Казахстан".

Концепция была разработана и утверждена через немногим более полугода — в июле 1998 года. В ней говорилось о том, что созданные информсистемы функционируют, в основном, в интересах отдельных госорганов, коммерческих структур и, как правило, без необходимого взаимодействия, что "приводит к дублированию работ, избыточности в сборе первичной информации, разработок и эксплуатации систем". К тому же отмечалось, что эти ресурсы характеризуются тематической и функциональной неполнотой, низким качеством и отсутствием сертификации, отсутствием достоверных сведений об их количественных и качественных характеристиках.

Программный документ подразумевал создание интегрированной автоматизированной информационной системы для улучшения управления государством (ИАИС РК). Эта система должна была "тесно взаимодействовать с проектируемыми и уже существующими автоматизированными подсистемами государственных институтов, выдвигая со своей стороны определенные требования к организационным, информационным и функциональным моделям этих подсистем и, при необходимости, предлагая варианты их оптимизации".

Именно в этой концепции уже были прописаны задачи по созданию единого государственного электронного документооборота, по разработке государственных баз данных. Также была прописана задумка о необходимости создания целого комплекса государственных услуг, которые могли бы госорганами оказываться как гражданам, так и бизнесу электронным путем — через так называемые сайты-инфокиоски или электронную почту. Фактически был впервые очерчен прообраз сегодняшнего электронного правительства.

Как появился главный разработчик е-правительства РК

ЗАО "Национальные информационные технологии" со 100-процентной долей участия государства в уставном капитале было создано правительственным постановлением №492 от 4 апреля 2000 года. Основным предметом деятельности общества тогда было заявлено "создание коммуникационной среды и системы взаимодействия государственных информационных ресурсов, формирование информационной базы общего пользования, а также сотрудничество с международными информационными системами". Первым президентом ЗАО "НИТ" стал Али-Мырза Кашкинов (кандидатура была предложена со стороны Нацбанка) и новая компания, образованная на базе нацбанковского ЦМФТ) разместилась в двухэтажном зданим в Астане на улице Пушкина, также заняв несколько помещений в здании Казпочты (угол Абая/ Ауезова).

Но Али-Мырза Ракишевич проработал не более полугода, затем по инициативе все того же Абена Бектасова руководителем "НИТ" был назначен Дмитрий Гусак — основатель тогда весьма известной казахстанской карагандинской компании "ПлюсМикро", создавшей яркий отечественный продукт "Лука", который российские разработчики называли "бабушкой" бухгалтерской программы "" (россияне тогда проигрывали Казахстану в разработке программного обеспечения для бухучета).

Кстати, практически все организации-бюджетники в Астане пользовались учетно-финансовой программой карагандинских программистов "Лука.Бюджет" — до появления восьмой версии "1С" только "Лука" позволяла вести семимерный учет в разрезе специфик, источников финансирования и программ, например, та же кондитерская фабрика "Рахат" вела бухучет при помощи этой программы. Рыночные позиции "Луки" (а у неё было несколько вариаций, например, был вариант для кадровиков) сильно упали лишь после продолжительной демпинговой политики со стороны российской "1С". Но это уже частности, хотя и показательные.

Почему выбор пал именно на Дмитрия Гусака? Дело в том, что в 1998 году его компания "ПлюсМикро" была выбрана Всемирным банком в качестве разработчика интегрированной налоговой информационной системы Казахстана (ИНИС), которая была успешно разработана и стала на тот момент самым масштабным и успешным проектом информатизации государственных органов в Казахстане. Также в арсенале "ПлюсМикро" были система комплексного управления налоговой службой (СКУНС), корпоративная автоматизированная налоговая информационная система Республики Казахстан. И по нынешний день ИНИС РК работает вполне сносно, да, бывает, не выдерживает наплыва пользователей-бухгалтеров в дни сдачи налоговых деклараций, но претензии по этой части лучше предъявлять к нынешним разработчикам — американской компании EPAM Systems, которая в 2008 году поглотила отечественный "ПлюсМикро" и, если не ошибаюсь, до сих пор оказывает техническое сопровождение проекта.

Впрочем, от "ПлюсМикро" тогда отпочковалась отдельная группа казахстанских программистов, основавших компанию "PM PROJECT", которая успешно продолжила добрые традиции казахстанских программистов, разрабатывая уже программный комплекс ERP-класса под брендом "К2.ERP", позволяющий создать необходимую автоматизированную информационную среду учета и контроля. Тут надо бы объяснить термин, пришедший из бизнеса. ERP (от англ. Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия) — это, прежде всего, единая для предприятия информационная система, которая позволяет хранить и обрабатывать большинство критически важных для работы компании данных.

Но термин ERP распространится гораздо позже, а пока Дмитрий Иосифович, будучи руководителем "НИТ" инициировал было работы по созданию национальной информационной системы для формирования единой IT-инфраструктуры государственных органов. Но не задалось по разным причинам, пожалуй, мощной преградой тогда стала ведомственная разобщенность госорганов, когда каждый тянул одеяло в свою сторону.

Затем три года подряд председателем правления уже АО "НИТ" стал Нурлан Исин. В то время нынешний бессменный президент Казахстанской ассоциации IT-компаний (КАИТК) являлся самым непосредственным участником и руководителем проектов по информатизации, благодаря которым в стране появился феномен "электронного правительства" и укрепился экономический суверенитет. Сам Нурлан Курмангалиевич уже подробно рассказывал в эксклюзивном интервью BaigeNews.kz о том, как задумывалась и как проходила разработка электронного правительства Казахстана, как чуть не появился цифровой тенге еще в начале 90-х, а также почему цифровая отрасль нашей страны впервые за последние годы объективно пошла в рост.

А пока именно в эти первые годы нулевых впервые появляются сайты государственных органов, в том числе и сайт Правительства РК — government.kz (домен зарегистрирован в 10.03 утра 6 апреля 2000 года, через два дня после создания ЗАО "НИТ"), хотя домен gov.kz был зарегистрирован еще в 1998 году. А вот домены, собственно самого электронного правительства, egov.kz и e-gov.kz — были зарегистрирован только в декабре 2007 года. Нынешний домен президента РК — akorda.kz — зарегистрирован в июне 2005 года, но сайт президента РК под доменом president.kz начал работать одним из первых среди государственных сайтов РК, если не первым — с октября 1998 года. Сайт парламента — parlam.kz — заработал только с лета 2000 года (также в это время начали работать сайты minfin.kz, mvd.kz и ряд других). Да и численность индивидуальных пользователей интернета в Казахстане демонстрирует уверенный рост: к 2000 году их число, согласно официальной статистике, достигает 70 тысяч.

Согласно закону "Об электронном документе и электронной цифровой подписи" от 7 января 2003 года № 370-II, электронным документом признается документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме и удостоверена посредством ЭЦП (электронной цифровой подписью). Электронный документ с тех пор юридически равнозначен подписанному документу на бумажном носителе. То есть, подготавливается основная законодательная база под полноценное функционирование е-правительства.

Между тем, по состоянию на 1 января 2004 года в Казахстане было зарегистрировано уже 32 сайта центральных государственных органов (при общем количестве в 42 госоргана).

2004-2014: от детства к юности

Идея создания электронного правительства в Казахстане была озвучена в ежегодном Послании Президента Республики Казахстан 19 марта 2004 года. Но до того, как эта идея была публично заявлена, она была выдвинута опять-таки со стороны Нацбанка РК, а именно Григорием Марченко. В этом же году была разработана уже детальная концепция Электронного правительства РК, которая легла в основу современного eGov.kz. А затем, указом Президента РК от 10 ноября 2004 года №1471 была принята государственная программа формирования "электронного правительства" в Республике Казахстан на 2005-2007 годы.

Тут стоит отметить, что архитектура электронного правительства Казахстана, согласно концепции, включает в себя два контура: внутренний и внешний. Собственно, они и были реализованы.

Внутренний контур — это обеспечение внутреннего функционирования инфраструктуры е-правительства на основе ее базовых компонентов, к которым относятся шлюз е-правительства, "платежный шлюз", национальная идентификационная система, защищенная единая транспортная среда государственных органов (ЕТС ГО) с разветвленной сетью мощных серверов, связанных между собой оптоволоконными и спутниковыми линиями связи (без выхода в интернет — для усиления уровня защиты данных). Данный контур охватывает информационные системы, обслуживающие внутриправительственные (ведомственные и межведомственные) бизнес-процессы как в центре, так и на региональном уровне. Здесь идет речь о взаимоотношениях типа "правительство-правительство". Также в данном контуре выделяется такой сектор как "правительство-служащий", учитывая, что эти операции носят внутриведомственный характер, они могут рассматриваться как подгруппа сектора "правительство-правительство". Внутренний контур содержит в себе виды деятельности, которые используют государственные структуры во взаимосвязи между собой для реализации государственных корпоративных задач.

Например, организуется электронный межведомственный документооборот — Единая система электронного документооборота государственных органов (ЕСЭДО). Так, по состоянию на декабрь 2014 года 65 центральных и 16 местных исполнительных органов, 1 950 территориальных подразделений государственных органов уже активно используют ЕСЭДО или ведомственную систему электронного документооборота, интегрированную с ЕСЭДО. Процент электронных документов, отправленных через Центр ЕСЭДО во взаимодействии между центральными органами власти — достиг 99,16%, а доля "цифры" от общего объема документооборота в местных госорганах составила 64,71%.

А внешний контур — охватывает внешнюю, публичную информационную инфраструктуру, обеспечивающую взаимодействие государства с гражданами и организациями и охватывающую информационные системы, обслуживающие бизнес-процессы взаимодействия населения и бизнес-структур с правительством через единый шлюз (где уже данные "выпускаются под присмотром" наружу, в сеть интернет в том числе). Внешний контур содержит в себе два других сектора электронного правительства, таких как "правительство-граждане" и "правительство-организации". Взаимодействие правительства с гражданами и бизнес-структурами организовано через портал egov.kz, представляющий "единую точку доступа" ко всем электронным государственным услугам и публичным информационным ресурсам госорганов.

Сам портал egov.kz был впервые запущен 12 апреля 2006 года и на начальном этапе содержал материалы о государственных услугах информационно-справочного характера.

В период же с 2007 по 2009 годы была сформирована инфраструктура электронного правительства, созданы базовые компоненты: веб-портал и шлюз электронного правительства, платежный шлюз электронного правительства, электронный межведомственный документооборот, инфраструктура открытых ключей (Национальный удостоверяющий центр, национальная идентификационная система), единая транспортная среда государственных органов, национальные реестры идентификационных номеров, реализованы электронные государственные услуги.

Иными словами, помимо инфраструктурных ЕТС и ЕСЭДО были созданы государственные базы данных "Физические лица", "Юридические лица", "Адресный регистр", "Автоматизированная система государственного земельного кадастра", "Регистр недвижимости", "Реестр налогоплательщиков и объектов налогообложения", а также информационной системы "Центр электронных государственных закупок". В успешной реализации этих проектов (надо отдать должное) принимали самое активное участие казахстанские разработчики, названия компаний многих из них — NAT Kazakhstan, АПРО, Тамур, RealSoft, ИСТП, "Казахстанский центр геоинформационных систем", "НИЛ Гамма Технологии" — можно найти на сайте Казахстанской ассоциации IT-компаний.

Отдельно стоит отметить довольно-таки успешный пилотный запуск в 2004 году информационной системы электронного голосования "Сайлау", от которой впоследствии (в большинстве своем, из-за политических причин) отказались. Хотя "Сайлау" продолжает использоваться для внутренних процедур Центральной избирательной комиссией РК.

В 2010 году на портале на eGov.kz появились первые транзакционные услуги, предполагающие возможность проведения онлайн-платежей. Так, в первую очередь была реализована онлайн-оплата налогов, государственных сборов, пошлин и штрафов за нарушение правил дорожного движения, в 2011 году — оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства.

В 2011 году веб-портал предложил казахстанцам услуги ЗАГСа в новом электронном формате, автоматизировав процедуру подачи заявления на заключение/расторжение брака и регистрацию рождения ребёнка.

В течение 2012 года на веб-портале был запущен ряд других социально-значимых государственных услуг, среди которых услуги ЗАГСа, Министерства здравоохранения, Министерства внутренних дел и Министерства образования. Помимо запуска новых услуг, в 2012 году был изменен дизайн портала электронного правительства для большего юзабилити — помимо прочего появилось и обновленное лого в виде уже привычной стилизованной буквы "e" (прежнее лого содержало изображение парящего орла). Кроме того, было создано мобильное приложение — пока для получения самых простейших услуг, таких как адресная справка, постановка в очередь в детский сад и оплата налогов.

Для активной общественности был реализован сервис обсуждения проектов электронных услуг и новых законопроектов. А сами сервисы взаимодействия граждан с правительством были выведены в отдельный блок "Граждане и правительство". В нём, помимо обсуждения проектов услуг и законов, выведены следующие сервисы — интернет-конференции, электронные обращения граждан в государственные органы, запись на онлайн-прием к министрам, блоги первых руководителей, контакты государственных органов и их представителей.

Для повышения информативности портала в 2012 году была проведена работа по интеграции базы данных нормативно-правовых актов Министерства юстиции Республики Казахстан. Вся актуальная законодательная база с тех пор доступна в специальном разделе "Законодательство".

В апреле 2012 года состоялся запуск услуги по записи электронной цифровой подписи на чипы удостоверений личности нового образца в целях увеличения безопасности хранения и использования электронной цифровой подписи.

В 2013 году достигнут вывод 60% социально-значимых услуг в электронном формате. С начала года были запущены услуги по регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Затем состоялся запуск электронных услуг по выдаче паспортов, удостоверений личности, водительских прав, а также по регистрации населения по месту жительства. Также запущено множество вспомогательных сервисов для юридических лиц и по тематике земельных отношений. В мае этого же года количество выданных электронных цифровых подписей достигло двух миллионов. В августе были запущены новые электронные услуги по подаче документов на зачисление в вузы и в школы. В сентябре 2013 года была запущена коммерческая услуга по онлайн-проверке и мониторингу персональной кредитной истории.

Отметим также, что по итогам 2013 года через портал электронного правительства РК было проведено онлайн платежей на сумму более 1 миллиарда тенге.

2014-2021: приближение к зрелости

За семь последующих лет электронное правительство Казахстана нарастило обороты весьма и весьма мощными темпами: уже доступно до 350 услуг и сервисов на портале eGov.kz, а за все время было оказано свыше 300 миллионов госуслуг. Наиболее популярными электронными госуслугами на портале "электронного правительства" продолжают оставаться информационные сервисы. К слову, через телеграм-бот и социальные сети Facebook и ВКонтакте оказано более двух миллионов услуг.

Согласно опубликованному в 2020 году новому обзору ООН (UN E-Government Survey, исследование проводится раз в два года) по уровню развития электронного правительства Казахстан занял 29 место среди 193 стран-членов ООН. Таким образом, наша страна поднялась на 10 позиций.

Топ-10 стран с наилучшими показателями возглавили Дания, Южная Корея, Эстония, Финляндия, Австралия, Швеция, Великобритания, Новая Зеландия, США и Нидерланды. Среди стран СНГ Казахстан занимает первое место, опередив Россию, Беларусь, Молдову, Украину, Азербайджан, Узбекистан и Армению. Среди стран, не имеющих выхода к морю, Казахстан занял первое место с самым высоким EGDI (0,8375). А среди стран Азии с самым высоким показателем EGDI Казахстан занял 6-е место, уступив Южной Корее, Сингапуру, Японии, Кипру и ОАЭ.

По индексу открытых данных правительства Казахстан занял 1 место среди азиатских стран — это заслуга блока "Открытое правительство". По индексу онлайн-услуг — 3 место среди стран Азии и 11 место в общемировом рейтинге. Кроме того, Казахстан опередил в рейтинге такие страны как Люксембург, Израиль, Бахрейн, Бельгия, Китай, Италия, Малайзия, Португалия и Румыния. По уровню развития местных онлайн-услуг город Алматы расположился на 29 месте среди 100 городов мира.

Улучшение позиции Казахстана стало результатом комплексной работы в рамках Государственной программы "Цифровой Казахстан". В этом году планируется довести уровень предоставления услуг в электронном виде до 100%.

В настоящее время в госпрограмму вносятся изменения, и делается это путем постоянного диалога власти и общества и вовлечения граждан в обсуждение наиболее актуальных общегосударственных задач. Таким образом, воплощается в жизнь концепция "Слышащего государства", которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан. Главой государства принят закон "О государственных услугах". Во время чрезвычайного положения в стране — в 2019 году — гражданами было получено свыше 13,8 миллиона электронных госуслуг. Втрое увеличилось ежедневное получение услуг в электронном формате. Госуслуги можно получать не только на Egov, но и на базе других платформ, например через приложения банков.

В 2021 году происходит переход на стадию eGov 3.0 и сейчас ряд ее элементов либо уже внедрены, либо находятся на стадии внедрения. Например, производится интеграция информационных систем, в рамках проекта "Smart Bridge" внедряются элементы искусственного интеллекта, реализуются проактивные услуги. Так, с весны этого года гражданам портмоне с оригиналами документов теперь особо и не нужно, достаточно смартфона — были проведены работы по предоставлению доступа Единой нотариальной информационной системы "ЕНИС" (Е-нотариат) к сервису "Цифровые документы". Граждане при получении нотариальных услуг могут предоставлять цифровые документы вместо бумажных документов.

Плюс к этому цифровые вице-министры, назначенные в пяти министерствах (здравоохранение, образование, социально-трудовая сфера, цифровое развитие, налогово-таможенная служба, индустрия и энергетика), а также сформированные Офисы цифровизации в центральных и местных госорганах — проводят работу по усилению цифровизации отраслей своих министерств.

Основной целью правительства становится уже переход на "цифровое государство" — преобразование всей инфраструктуры государства на "цифровые рельсы" для предоставления услуг населению и бизнесу, предвосхищая их потребности. Вместе с этим страна готовится к реализации "цифрового Шелкового пути" — развитию высокоскоростной и защищенной инфраструктуры передачи, хранения и обработки данных.

*мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Навигация: 1-я часть, 2-я часть, 3-я часть, 4-я часть, 5-я часть, 6-я часть, Постскриптум.

Наверх