Категория NEET: Что не так с молодежью в Казахстане и почему чиновникам приходится работать с последствиями

15 Августа 2022, 22:05
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
личный архив Елены Даниловой 15 Августа 2022, 22:05
15 Августа 2022, 22:05
6249
Фото: личный архив Елены Даниловой

Причины плохой успеваемости в школе и в последующей неуспешности в обществе могут быть не в лени ребенка, а в психологических и медицинских проблемах, которые могут стать также причиной вхождения молодежи в так называемую "категорию NEET". Об этом в интервью корреспонденту Baigenews.kz рассказала основатель и руководитель Социального центра дислексии в Казахстане Елена Данилова.

 

Что такое NEET

Расшифровка английской аббревиатуры NEET звучит как Not in education, employment or training (люди, которые не работают и не учатся). Это определение появилось в 1999 году в Англии, где было проведено социологическое исследование, а позже было принято ООН. Есть мнение, что появление этой категории людей, которая охватывает в основном молодежь, которая не учится, не работает и не стремится к повышению квалификации, связано с мировым экономическим кризисом 1998 года.

Однако Елена Данилова считает, что проблема этой категории людей – в медицинских и психологических проблемах, а экономические кризисы лишь усугубляют положение входящих в NEET.

"Категория NEET – это те, кто не учится и не работает в данный момент времени. Большинство из них являются дислектиками. Есть очень хорошее исследование в РФ, результаты которого говорят о том, что более половины детей в этой стране, которые в малолетнем возрасте попали в места не столь отдаленные, имели трудности в обучении. Об этом упоминал нейропсихолог и психиатр, автор методики раннего выявления дислексии, заведующий кафедрой логопатологии и лабораторией нейрокогнитивных технологий Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Александр Корнев. И завтра эти же дети, выходя из тюрем, очень часто входят в NEET. Также дети, которые имели трудности в обучении и не поддавались коррекции, очень часто не могут устроиться на работу. И получается, что они снова идут в NEET", - считает она.

Методика Александра Корнева используется и в Казахстане. Он исследует проблему дислексии совместно с ученым в области нейронауки и психолингвистики и теории сознания, доктором биологических и филологических наук Татьяной Черниговской.

 

Дислексия: что это значит

Существует две точки зрения на дислексию. Первая точка зрения больше принята в странах бывшего Советского Союза и под дислексией подразумевают некое заболевание, которое сопровождается трудностями в чтении. Для всех остальных трудностей, по словам Елены Даниловой, существуют иные наименования, такие, как СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), синдром дискалькулии (проблема с математическими навыками), дисграфия (проблема с письменными навыками) и дизорфография (проблемы с грамматикой). Ученые и специалисты России и Казахстана до некоторого времени разделяли эти особенности в таком ключе.

"Если говорить о том, что такое дислексия с точки зрения европейских и американских исследователей, таких как невропатолог Самюель Ортон или основатель Центра исследования проблем чтения (Калифорния, США) Рональд Дейвис, то они рассматривают дислексию – и это описано на сайте международной ассоциации дислексии – как комплекс проблем. Это такая нейробиологическая особенность мозга, которая вызывает трудности в обучении, в том числе в чтении и понимании текста, трудности с математическими навыками, письменной речью и, конечно же, трудности с вниманием и гиперактивностью. Это весь комплекс проблем и трудностей обучения, но все это очень часто называют одним словом – дислексия", - отметила спикер.

Казахстанская статистика

Руководитель Социального центра дислексии рассказала, что в Казахстане исследований по дислексии вообще нет. Однако по исследованию самого центра дислексии, первым важным показателем распространенности этого состояния среди населения нашей страны можно выделить показатель подтвержденности дислексии у обратившихся, который составляет 93 процента, при этом 28 процентов из них имеют дислексию без других сочетанных трудностей - только проблемы с техникой чтения и пониманием текста. В 43 процентах случаев обращения подтверждена дислексия, сопровождаемая трудностями внимания (СДВ или СДВГ), в шести процентах - дислексия, сопровождаемая дискалькулией или трудностями с письмом и орфографией (дисграфия и дизорфография). Десять процентов имеют сочетанные особенности – ЗПР (задержка психического развития), аутизм.

Гендерный анализ показал, что чаще в Социальный центр обращаются родители мальчиков и мужчины – 66 процентов от общего числа, и 34 процента девочек и женщин. Лишь 38 процентов прошедших диагностику смогли получить помощь в Центре в 2020 году, 14 процентов стоят в очереди на следующий год.

"По данным казахстанских психолого-медико-педагогических комиссий, в 2018 году количество детей с трудностями обучения с сохранным интеллектом, в том числе и дети с дислексией, составляет только 2,7 процента от общего количества детей Казахстана, - дополнила наша собеседница. - Причина кроется в частоте обращений для диагностирования, так как чаще всего трудности обучения без видимых интеллектуальных нарушений списывают на так называемую педагогическую запущенность или лень самого ребенка. Массовых же исследований на выявление распространенности дислексии среди населения в Казахстане не проводилось. Если же говорить об исследованиях научного характера, то можно сказать, что они начались в нашей стране только недавно. Я в этом году писала статью, и, к сожалению, не нашла ни одного исследования, которое было бы написано ранее, до меня. Сейчас несколько человек в Казахстане - в процессе написания докторских и магистерских работ".

По информации Даниловой, такое исследование проводилось в регионах Российской Федерации. Но, что касается статистики, то ее не подсчитывали ни в Казахстане, ни в России. Такую работу проводила только Международная ассоциация дислексии в США.

 

Дислексия как особенность мышления

По информации Елены Даниловой, есть доказательства, что дислексия передается по наследству. Это показали результаты исследования с помощью близнецового метода. Это метод исследования в генетике, заключающийся в сопоставлении особенностей членов близнецовой пары. Он позволяет понять, как и насколько глубоко влияют наследственные факторы и среда на развитие качеств инвидиуума.

"Это исследование проводилось уже давно и доказало, что дислексия передается по наследству. Если у ребенка диагностировали дислексию, это значит, что у родителей, или бабушек и дедушек с той или с другой стороны в любом случае была дислексия. Может быть, она была в "спящем" режиме. И если у ребенка проявилась дислексия, возможно, этому предшествовал какой-то фактор, например, тяжелые роды, либо болезнь ребенка в раннем детстве, либо при обучении ребенка чтению, письму и другим навыкам был использован неправильный подход. Но это всегда генетика", - говорит Данилова.

Говоря об этом, она также опирается на собственный опыт: у ее дочери – дислексия. Дислектичность мышления Елена Данилова не принимает за болезнь.

"Я принимаю это за особенность мышления. Заболевание поддается лечению или, в крайнем случае, ремиссии. Дислексию же излечить невозможно. Она поддается только коррекции. Ребенок рождается с дислексией и живет с нею до старости, и ему нужно научиться жить с дислексией. У меня тоже имеются признаки дислектичного склада мышления, но мне повезло, что ко мне быстро нашли подход. Если говорить о моей дочери, то у нее дислексия проявилась ближе ко второму классу, а в третьем классе это стало очень большой проблемой. Когда мы схватились за голову, у нее был весь комплекс проблем – к дислексии и дисграфии прибавился синдром дефицита внимания", - добавила она.

У таких детей вслед за трудностями в обучении присоединяется очень низкая самооценка. Ребенок каждый день слышит от родителей и преподавателей, что он лентяй и не способен к обучению. К этому может добавиться буллинг со стороны одноклассников.

"Ребенок почти каждый день слышит в свой адрес только негатив. Конечно же, самооценка понижается. Мало того, что его в социуме не воспринимают равным себе, еще и получается, что он начинает сам себя принижать. Ребенок начинает "закрываться", как это случилось с моей дочерью. Она не хотела ходить в школу, устраивала истерики, говоря, что у нее там нет друзей и все над ней смеются. Либо ребенок становится хулиганом - если меня не понимают, я буду все делать против. То есть у таких детей нет "золотой" середины. Либо они начинают проявлять агрессию, либо "уходят" в депрессию", - дополнила руководитель Центра.

Взрослым дислексикам сложно трудоустроиться. Многие работодатели, услышав диагноз и не разбираясь в нем, относятся с опаской. Никто не хочет иметь в коллективе человека с такой особенностью как дислексия.

 

Дислексия у мировых знаменитостей

Среди мировых знаменитостей дислексией страдали английская писательница и драматург Агата Кристи. У нее был помощник, которому она начитывала свои тексты вслух. Леонардо да Винчи также имел дислектичный склад мышления, которым он научился пользоваться во благо себе и человечеству и который очень помог ему в творчестве.

"Подобные диагнозы более присущи людям творческим, так как у них более развито творческое мышление. Дислектичное мышление — это образное мышление. Люди с дислектичным складом мышления более наделены талантами. Но при этом у таких людей большие проблемы с освоением академических навыков. В большинстве случаев, если у человека вовремя не обнаружен этот талант, то человек замыкается в своих проблемах, а талант остается закрытым. Во всем мире людей с дислексией, которым повезло раскрыться, единицы. А сколько еще людей, не реализовавших себя и загубивших себя постоянными раздумьями о проблемах", - сетует специалист.

Коррекционные программы помогают людям с дислектичным складом мышления, с синдромом дефицита внимания и гиперактивности научиться жить со своей особенностью так, чтобы она не мешала.

"Есть очень много известных людей, которые сделали свою особенность даром. К примеру, Уолт Дисней, Генрих Форд. Например, свой первый Дисней-лэнд парк Уолт Дисней "построил" в голове. Эта особенность мышления таких людей - формировать готовые образы в голове. Генри Форд также имел архитектурный склад мышления, которая помогла создать ему империю, известную во всем мире. Дислексикам с помощью коррекционных программ можно научиться использовать свой мозг так, чтобы дислексия и синдром дефицита внимания не были для них проблемой", - говорит она.

 

Связаны ли дислексия и СДВГ?

По мнению Даниловой, эти особенности очень тесно взаимосвязаны. В большинстве случаев дети, которые имеют СДВГ, всегда имеют сочетанную трудность – дислексию в комплексе. Даже если у ребенка или у взрослого человека нет гиперактивности, но у него есть дислексия, то, скорее всего, у этого человека есть синдром дефицита внимания. То есть, он может быть тихоней, но при этом сфокусировать внимание он все равно не может.

Если говорить о практике корректировки, то если у ребенка есть СДВГ и дислексия, то первична всегда СДВГ, потому что от СДВГ возникают все остальные проблемы.

"И, в первую очередь, всегда нужно вначале корректировать синдром дефицита внимания и гиперактивности. Мы должны настроить фокус ребенку, научить его общаться, должны научить его адекватному поведению в адекватных ситуациях, чтобы поведение ребенка подходило под ситуацию. И только потом уже можно говорить о каких-то академических навыках. Взаимосвязь этих особенностей очень четкая, легко прослеживаемая и, в большинстве случаев, всегда эти особенности взаимно дополняют друг друга", - продолжает она.

Преобладающее образное мышление дислектиков и носителей диагноза СДВГ говорит о том, что человек больше пользуется правым полушарием своего мозга. Эти состояния не излечиваются.

"За чтение и вычисление отвечает левое полушарие нашего мозга. Если человек больше пользуется правым полушарием, то получается, что все мыслительные процессы он пытается провести через правое полушарие своего мозга. Как помочь таким детям? Даже если вовремя не заметили, то нужно обратиться за помощью сразу же, как только заметили. Это можно сделать даже во взрослом возрасте. Но если родители заметили это во втором-третьем классе, можно сказать, что это почти вовремя. Сейчас это можно заметить даже в первом классе, потому что сейчас многие дети в этом возрасте уже читают. Если же ребенок не может выучить алфавит, то это достаточно весомый звоночек о том, что его нужно вести к нейропсихологу, либо к специалисту по трудностям в обучении", - считает Данилова.

 

Официальная диагностика в Казахстане

Возможна ли постановка диагноза дислексии или СДВГ в Казахстане? Да, в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ 10) и дислексия, и синдром дефицита внимания есть. Синдром дефицита внимания значится под номером F90, а дислексия – под цифрой F81. Но, по словам Елены, зачастую детям с дислексией ставят диагноз F83 - это задержка психического развития, а на самом деле под ним скрывается дислексия.

"И F81, и F83 выставляются казахстанскими психиатрами или нейропсихологами в случае, когда мы говорим о дислексии. Также такие диагнозы могут выставить невропатологи, медицинские психологи или медицинские логопеды. Если же говорить о синдроме дефицита внимания, то такой диагноз выставляется психиатром или же невропатологом. Для взрослых пациентов тоже может быть выставлен диагноз дислексии, но очень мало взрослых пациентов обращается к врачам с такой проблемой", - говорит она.

На постсоветском пространстве не принято ставить диагноз "синдром дефицита внимания". Люди научаются жить с этим синдромом, либо он перерастает в какие-то другие особенности или проблемы.

"К сожалению, синдром дефицита внимания выставляется у нас только до пубертатного периода. А после этого начинают выставлять другие диагнозы, например, биполярное расстройство или другие особенности психического характера. Но если диагнозы СДВ и СДВГ не принято ставить, то дислексию ставят, но никто по этому поводу не обращается", - отметила спикер.

Если говорить о детях, то здесь важно сразу реагировать, как только проблема в развитии была замечена, а после диагностики заниматься коррекцией. Очень часто после подтверждения диагноза родители не предпринимают никаких действий дальше.

"Первая причина: родители боятся осуждения внешнего мира. У меня были несколько таких родителей. В нашей ментальности это "стыдно", что ребенок имеет такую проблему. Вторая причина: родители не поверили в диагноз, потому что сами они достаточно успешны", - продолжает она.

 

Грамотное родительство

Считается, что именно в успешных семьях выявляются такие диагнозы. Однако это не совсем так. В успешных семьях родители более образованны, осознанны, и у них есть возможность обратить внимание на ребенка и обратиться к специалисту. В семьях с другими показателями успешности также могут расти дети с аутизмом, дислексией или СДВГ, но они просто не диагностированы. Такие родители просто машут рукой: "Да ладно, я же тоже плохо учился. Ничего страшного".

"Если бы не проблемы моего ребенка, то я могу сказать с полной уверенностью, что я не стала бы заниматься этими вопросами и организовывать работу центра по проблемам детей с дислексией. Я даже не знала о существовании такого диагноза как дислексия. Я работала педагогом-лингвистом, занималась обучением детей иностранному языку. Когда мой ребенок столкнулся с этой проблемой, я была вынуждена поехать в Москву для проведения диагностики. Представьте себе, что для постановки диагноза "дислексия" ребенку мне необходимо было пересечь государственную границу. А это немалые затраты, которые непозволительны многим. В тот момент у меня и возникла в голове мысль: почему наши люди должны ездить за границу, чтобы дать ребенку и себе хоть какое-то понимание того, что происходит? Но я бы не сказала, что в Казахстане все очень плохо. Потому что в той же России консультировать родителей с такими детьми стали сравнительно недавно, только в 2015 - 2016 годах", - сказала она.

В самом начале работы Социальный центр дислексии получил финансирование от корпоративного фонда "Болашак". Было подготовлено 20 педагогов - психологов для работы в школах. Но затем финансирование прекратилось, и центр вышел на самоокупаемость.

Если говорить о стоимости, то людей пугает стоимость программ Центра. По словам Даниловой, она подавала заявки на грант в различные организации.

"Мы подготовили несколько проектов и отправили их на конкурс в Центр поддержки гражданских инициатив. Но, к сожалению, выиграли проекты, направленные на развлечение, на массовые мероприятия, связанные с большим охватом людей. А наши проекты, связанные больше с фундаментальными вопросами научения детей чтению, не вызвали интереса. Мы обращались также в Министерство образования (сейчас поделено на два министерства) с предложением совместных проектов, но пока - ничего. Тогда было важно наладить дистанционную работу школ, потом возник вопрос по отсутствию билингвизма. И каждый раз находится какая-то проблема, которая становится приоритетней работы с детьми-дислектиками", - сетует она.

По мнению Елены, государственные чиновники зачастую не видят первопричины возникновения проблем. Они пытаются работать с последствиями. Откуда появляется категория людей NEET? Она не приходит ниоткуда.

"Никто не хочет работать на перспективу. Чиновники не хотят делать превенцию, вместо того, чтобы работать постфактум. Если перераспределить баланс приоритетов, тогда можно было бы о чем-то говорить. Нужно формировать инклюзивную среду в коллективах. Если там работают люди с подобными проблемами, то необходимо сформировать инклюзивные взрослые коллективы", - считает собеседница агентства.

Говоря о взрослом населении, Данилова отметила, что обращений по этой проблеме в Центр дислексии от взрослых не так много, но в случае необходимости эта организация предоставляет рекомендательные письма работодателям тех людей, которые обратились в Центр.

"Также мы направляем письма в вузы, где учится человек, проходящий коррекцию в нашем центре. В письме мы обозначаем проблему человека с дислексией и просим о предоставлении определенных условий для обучения или работы. Пока более системной работы в нашем центре еще нет, мы только думаем об этом. Планируем проводить с НПП "Атамекен" совместные мероприятия по оповещению общества о существовании проблемы дислексии и СДВГ, предложить варианты определенных подходов к людям с данными проблемами. При этом общество должно понимать, что эти люди способны выдавать эффективные результаты. Просто необходимо обратить внимание общества на эти проблемы", - резюмировала она.

 

Вместо послесловия: "Я не знаю, как мой сын будет жить дальше"

 Готовя материал, наш корреспондент познакомился со столичной семьей, в которой, предположительно, живет молодой человек с подобными проблемами. Назовем его Рустем. Ему 25 лет, но он до сих пор не имеет высшего образования и опыта работы. Это молодой человек как раз из той самой категории NEET, о которой трубят чиновники.

"Мой сын отлично знает английский язык, имеет несколько сертификатов, он умен и начитан. Но ему трудно усидеть на одном месте. В жизни он забывчив и импульсивен, не любит монотонную работу. Очень часто из-за своей неловкости ломает предметы или технику, которыми пользуется. Это происходит спонтанно. Ему трудно сосредоточиться на чем-то одном, он легко отвлекается. Очень хорошо фотографирует и снимает видео, "видит" перспективу, "видит" картинку. При этом очень интересно и грамотно пишет тексты на английском и русском языках. Но не может найти себя, его часто "кидает" из стороны в сторону. В организованных коллективах еще со школы имел проблемы в общении. Впоследствии это сказалось на дальнейшем обучении: он забросил учебу и в колледже, и в вузе. Часто, приходя домой после занятий, он спрашивал о том, что, может быть, от него дурно пахнет(?), так как с ним не хотели общаться. Но неприятных запахов от него не исходило, а у меня с обонянием все в порядке, неприятные запахи я чувствую. Проблема была в другом. Я даже не могу объяснить, почему это так", - рассказала его мама.

Сейчас Рустем преподает в частном центре английский язык, свои знания он подтвердил сертификатами. Также подрабатывает доставщиком еды. Работа у него не ежедневная, он не имеет пенсионных отчислений, взносов в ОСМС, зарплату получает переводом. В его семье все - с высшим образованием, все работают, а бабушка - кандидат наук. По словам мамы, Рустем ко всему прочему страдает бессонницей.

"Пытались обращаться в поликлинику к психиатру, но манера ее приема совершенно вывела моего сына из себя. Никаких сессий, чтобы поработать с сыном, нам не предлагали. Психологи тоже не помогли. Что будет с моим сыном дальше, я не знаю. Я предполагаю, что у него СДВГ, но диагноз не подтвержден. Проблема еще в том, что Рустем – не семилетний ребенок, которого можно за руку отвести куда-либо. Это взрослый человек со своим мировосприятием. Долгое время я не могла понять, что с ним, почему он бросает колледж, затем вуз, почему не может найти понимание в коллективе. Манифестация диагноза произошла уже, когда он закончил школу. Ранее его особенность списывалась в семье на переходный период в подростковом возрасте. А теперь я не знаю, что дальше", - говорит его мама.

Вероятно, семья обратится в Социальный центр дислексии к Елене Даниловой. Но это возможно только по желанию самого Рустема. Пока же сам молодой человек не верит, что ему помогут в Центре, так как это взрослый человек со своим устоявшимся миропониманием.

Однако это не говорит о том, что в социальном Центре дислексии не помогают. К тому же взрослые люди сюда обращаются редко, в основном сюда приводят детей. И нужно отметить, что хорошие результаты коррекции происходят не одномоментно. Это постоянная работа.

Наверх