Система противодействия незаконному выводу капитала из Казахстана несовершенна - депутат Перепечина

28 Мая 2020, 13:13
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Иллюстративное, архивное - КазИнформ 28 Мая 2020, 13:13
28 Мая 2020, 13:13
3410
Фото: Иллюстративное, архивное - КазИнформ

За последние 20 лет отток капитала из Казахстана в оффшорные зоны составил порядка 140 миллиардов долларов США.

Проблема незаконной утечки капитала из Казахстана всегда имела высокую актуальность так как создает прямую угрозу национальной и экономической безопасности страны. Об этом в своём депутатском запросе заявила сенатор Ольга Перепечина, передает корреспондент BaigeNews.kz.
"Проблема незаконной утечки капитала из Казахстана всегда имела высокую актуальность так как создает прямую угрозу национальной и экономической безопасности страны, а в текущий момент, когда вся мировая экономика, в том числе и наша страна, испытывает кризис, она приобрела особую остроту. Мы не располагаем точными данными о суммах вывода капитала за рубеж, так как у нас нет и отсутствует единая система мониторинга и оценки, государством не проводятся соответствующие исследования. Поэтому мы вынуждены обращаться к оценкам экспертных организаций. Согласно международной организации Tax Justice Network, за последние 20 лет отток капитала из Казахстана только в оффшорные зоны составил порядка 140 миллиардов долларов США", - сказала она.
По представленным сенатором данным, за период с 2015 по 2019 годы в производстве Комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов РК по фактам невыполнения требований репатриации национальной и (или) иностранной валюты в течении 2015-2019 годов в Едином реестре досудебных расследований зарегистрировано 238 уголовных дел.
"Прекращено по реабилитирующим основаниям также 238 дел, в суд было передано 3 уголовных дела. Из числа 238 прекращенных дел порядка 70 % или 170 дел прекращено в связи с отсутствием в деянии состава правонарушения, то есть факт вывода капитала за границу есть, однако этот факт национальным законодательством не квалифицируется как правонарушение. Таким образом из 238 зарегистрированных дел, только 3 дела были направлены в суд, и даже в рамках этих трех дел вопрос возврата денежных средств не рассматривался, так как в Уголовно-процессуальном кодексе обязательства по возврату не предусмотрено", - продолжила Перепечина.
Также Перепечина отметила основные причины низкой направляемости дел данной категории в суд.
"Во-первых, сложность доказывания умысла виновного на невозвращение денежных средств из-за границы. Субъекты, чей умысел изначально был направлен на невозвращение денежных средств из-за границы, готовят документальные подтверждения в виде гарантийных писем, формально подтверждающих будущее исполнение контракта, инициирование претензионно-исковых работ и так далее, что исключают доказательство о прямом умысле невозвращения валюты из-за границы и, соответственно, делают невозможным привлечение к уголовной ответственности", - сказала она.
Кроме того, Перепечина отметила длительность исполнения международных следственных поручений.
"Для подтверждения или опровержения указанных фактов по уголовным делам направляются международные следственные поручения, однако длительность их исполнения затягивает уголовный процесс. Кроме того, имеются множество легальных способов вывода денежных средств за ее пределы. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что действующая система противодействия незаконному выводу капитала несовершенна", - продолжила депутат.
В связи с вышеизложенным, депутат адресовала вопросы премьер-министру Аскару Мамину и председателю Национального банка Ерболату Досаеву.

Приведем лишь некоторые из них.
"...... Есть ли планы по проведению мониторинга, экономических исследований такого явления, как отток капитала за границу? Какой государственный орган будет его осуществлять? ....(....). Национальное законодательство допускает использование множества легальных способов вывода денежных средств за границу. При этом даже при выявлении факта незаконного вывода капитала не предусмотрены обязательства по возврату выведенных за рубеж средств. Каковы дальнейшие планы по совершенствованию законодательства, в том числе административного и уголовного, в вопросах репатриации национальной и (или) иностранной валюты", - спросила Перепечина.

Наверх