"Слепые или глухие" - фермеры Мангистау о бездействии акиматов по ситуации с джутом

3 Августа 2021, 14:50
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
BaigeNews.kz/ Бауыржан Жуасбаев 3 Августа 2021, 14:50
3 Августа 2021, 14:50
6010
Фото: BaigeNews.kz/ Бауыржан Жуасбаев

Корреспондент BaigeNews.kz побывал в селе Шетпе Мангистауской области.

Фермеры в Мангистау предупреждали чиновников о наступающем джуте еще зимой, когда порывистый ветер смел с земли едва выпавший снег. Весной почти не было дождей. С приходом лета регион настигла сильная засуха, что даже полынь хрустела под ногами. Тогда же душераздирающие фото и видео тощей скотины разлетелись по соцсетям. Весть о джуте взбудоражила казахстанцев, а активисты бросились на помощь соотечественникам. Официально от голода в Мангистау пало свыше тысячи голов скота, но насколько достоверна эта цифра? Местные говорят, что засуха преследует их уже пятый год, а в акимате будто не знали об этом.

10 июля премьер-министр Аскар Мамин заявил, что на обеспечение кормами фермеров Мангистау из резерва Правительства выделено 1,9 миллиарда тенге. По подсчетам мангистауцев, этой суммы недостаточно - в итоге выходит лишь по пять тысяч тенге на голову. Массовый падеж скота также зафиксирован в Кызылординской области.

Пока государственные мужи решались на действия, фермерам пришлось кормить скот картоном, предварительно замоченным в воде. Из-за промедления министра сельского хозяйства Сапархана Омарова отправили в отставку, а ведомство временно возглавил Ербол Карашукеев. Теперь в стране действует временный запрет на вывоз кормов, а казахстанцы продолжают за свой счет отправлять сено в пострадавшие регионы.

По данным из Правительства, в Кызылординаской области падеж скота составил всего 0,03 процента и 0,13 процента в Мангистауской области.

Стоит ли верить статистике?

К середине лета в Мангистау пало 1 159 голов скота. Таковы данные областного акимата.

"Однако не стоит забывать, что местные фермеры не считают, сколько у них голов. Это плохая примета", – говорит встретивший нас в Шетпе член общественного совета, пенсионер Койшыбек Медиманов.

По его словам, здесь не озвучат, сколько голов погибло.

"Им зазорно говорить об этом. Фермеру стыдно, что у него гибнет скот, его гордость задевает то, что он не смог сберечь скотину. Поэтому данные искажаются. Это очень усложняет ситуацию и мне это не нравится, но таковы здешние устои. Нужно говорить открыто, что и регистрируют не весь скот. Например, у человека 10 лошадей, семерых он регистрируют, троих держит "в резерве". Поэтому статистические данные, которые поступают в Правительство, намного ниже. Почти 50 к 50. Мы призываем фермеров вносить весь скот в базу", – поясняет активист Койшыбек Медиманов.


Стоимость одного верблюда не превышает миллион тенге, а лошадь стоит около 550 тысяч тенге.

"Но мы не просим компенсацию за умерший скот. Нам бы сохранить оставшийся. Животноводы и его потеряют с первыми осенними холодами. Разовой поддержкой здесь не обойтись", – констатирует наш собеседник.

Туши умерших животных до костей съедают степные красные волки, что облегчает работу местной власти – не нужно заниматься утилизацией трупов. Больше всего падеж коснулся лошадей и коров.

"Если верблюды щипают траву, то коровы слизывают ее языком вместе с песком. Лошади от безысходности тоже ели низкие травы. В результате песок заполнял их желудки. Многие умерли именно из-за этого", – отметил Койшыбек ата.

Сейчас дедушка из Шепте известен не только в своем сельском округе. Он вместе с другими активистами помогает с доставкой сена для пострадавших фермеров Мангистау.

Кому бедствие, а кому – нажива

Если раньше фермеры думали как пережить зиму, то теперь не знают, как до нее дожить.


"В сезон уборки травы цена на сено снижается до 600 тенге, в декабре, те у кого есть деньги, это сено скупают. Уже в январе-феврале цены поднимаются до 1800-1900 тенге. Но трава весной не взошла, ее стали закупать из других регионов. Тогда то стоимость одного рулона сена и перевалила за 20 тысяч. Сейчас мы сами выходим на поставщиков. Рулон у них стоит 4500-5000 тенге. Прибавьте сюда транспортировку и наценку сверху. Так, один рулон нам обходится от 15 до 19 тысяч тенге. А что делать? Люди берут. Но есть и те, кто не может себе этого позволить, и таких много", – говорит наш собеседник.

Для сведения, один рулон у перекупщиков весит 12-13 килограммов. Чтобы прокормить лошадь, нужно не менее семи килограммов сена в день.


Но мир не без добрых людей. В этом мангистауцы убедились на собственном примере. Телефон Койшыбека Медиманова как горячая линия – нужно открывать счета, договариваться с поставщиками, с транспортом, связывать людей из разных регионов. Звонки поступают каждые 15 минут. Желающих помочь соотечественникам очень много, и помогать готовы на безвозмездной основе.

Сам Койшыбек ата за свой счет арендует территорию бывшей базы сельхозтехники, чтобы складировать здесь тюки и рулоны. В селе Шепте есть железнодорожная станция, откуда прибывает сено и уже отсюда распределяется дальше.


"Желающие помочь говорят, что трава собрана и готова к транспортировке, но везти ее не на чем. В Шепте есть цементный завод, который отправляет 500 вагонов с цементом на север и на юг. Почему бы не загрузить их сеном на обратном пути, чтобы вагоны не возвращались пустыми? Так помощь от населения можно будет довезти до Мангистау. Машиной везти тюки невыгодно. Чтобы решить проблему с транспортировкой, мы создали кооператив. Мы сами будем собирать деньги. Наши фермеры не брали никаких субсидий, у нас нет такого понятия, просить поддержки у государства. Для нас это дико, это не наш менталитет. Но теперь мы просим Правительство просубсидировать транспортировку хотя бы на 50 процентов. У нас в стране есть такая возможность", – считает Койшыбек Медиманов.


За несколько дней до нашего интервью в Шетпе прибыл первый вагон с сеном, который отправил активист Курмет Талапказы из Шымкента. Местные жители составили списки и отнесли их имаму в мечеть для выдачи, в первую очередь, среди малоимущих. Затем двадцать бравых джигитов развезли тюки и рулоны по 12 населенным пунктам.

Напомним, что Курмет Талапказы одним из первых начал волонтерское движение для оказания помощи пострадавшим в Мангистау и призвал всех казахстанцев.


Инициатива Курмета вселила веру в лучшее у потерявших надежду фермеров.

"Приезжал в Актау человек из министерства, записал все на бумагу, но я ему не верю – он даже ЧС не может объявить. Из Шымкента приехал парень Курмет, сказал, что пять тысяч тюков готовы к отгрузке, 10 тысяч тюков собрано. Одна молодая женщина за свой счет заполнила два вагона тремя тысячами тюками. Это отдельно. Из Усть-Каменогорска, Зайсана 27-летний парень загрузил 20 вагонов травы из своего кармана. Раньше я думал, что нет у казахов единства и сплоченности, и не будет. Но Курмет поднял народ. К нему примыкают со всей страны. И дело не в сене, есть что-то особенное в этом движении. Это внимание и соучастие, которое по особенному нас впечатлило. Хоть немного, но у нас проснулась надежда на будущее. Раньше я думал, что казахам в Казахстане будет жить сложнее и пора готовить детей к жизни за рубежом. Так вот, я считаю, что Курмет - настоящий лидер и ему нужно оказать поддержку. У него нет своей квартиры. Донесите до Правительства, чтобы ему дали "двушку" и работу со стабильной зарплатой. Правительству ведь это ничего не стоит", – считает фермер Нурлыбек аға.

На что в Минсельхозе сообщили, что после завершения уборочной кампании лица, активно принимавшие участие в работе по заготовке кормов, будут отмечены благодарностью. Но какой именно, не уточняется.

Летом порядка четырех тысяч лошадей, верблюдов, КРС и овец из Мангистауской области откочевали в другие регионы. Когда ситуация начала выходить из-под контроля, Нурлыбек аға также решил перевезти табун в Актюбинскую область.


"Мы не знаем, что будет дальше. Я не думаю, что это засуха случайна. За 70 лет, говорят наши аксакалы, никогда не было такого, чтобы весной не взошла трава", – говорит фермер.


С февраля у него погибло десять лошадей, в том числе жеребят.

Предвестники джута были давно

Последний раз дожди в Шетпе были в 2016 году. В этом году снег развеял ветер и влага просто не успела впитаться. Даже полынь высохла вместе с корнем.


"Мы писали, что нужно готовиться к джуту, но нас никто не послушал", – вспоминает Койшыбек Медиманов.


Однако в акимате как сельском, так и областном нам сообщили, что об этом письме слышат впервые.

"Местные акиматы должны видеть происходящее. Мы их предупреждали. Я не оппозиционер, но они сидят там и считают ворон. У наших чиновников нет понятия "я". От них не дождешься никакой инициативы: "пусть мне скажут, пусть мне поручат". Мы знаем, что наши письма не дойдут до верха. Мы пишем, но они не доходят, потому что местные или слепые, или глухие, раз не могут донести сложившуюся ситуацию наверх. Мы просили открыть "зеленый коридор". Люди идут в акимат, акимат кивает на Правительство, мол, нужно поручение. А так ничего сделать на местах не могут. Говорят, что такой помощи нам не будет", – сетует активист.

13 июля в Аральском районе Кызылординской области введен режим чрезвычайной ситуации. Ввести ЧС просили и в Мангистауской области. Но местный исполнительный орган решил предпринять другие меры.

"Аким области Серикбай Трумов попросил и.о. министра сельского хозяйства рассмотреть вопрос о выделении субсидий для покрытия расходов на перевозку кормов. Для обеспечения области кормами ниже рыночных цен за счет местного бюджета выделено 150 миллионов тенге. В настоящее время определены операторы, которые намерены получить 0,1 процента кредитных средств, и привезти корма из Актюбинской области" – рассказали в пресс-службе акима Мангистауской области.

В свою очередь в Минсельхозе сообщили, что фермерские хозяйства Актюбинской области будут поставлять в Мангистау 2 200 тонн сена ежемесячно.

На 24 июля 2021 года объем заготовленного и закупленного сена в области составил 11 тысяч тонн. Закуплено 16 769 тонн фуража и зерноотходов. В целом на закуп и поставку кормов из других регионов из местного бюджета выделено 204 миллиона тенге.


Минсельхоз наконец обратил внимание на развитие производства кормов и необходимость улучшения качества пастбищ в Мангистауской области. Ведомство планирует провести инвентаризацию всех бесхозных колодцев и скважин, построить водозаборы и выращивать зерновые культуры совместно с учеными.

Сами ученые подчеркнули, что сильная засуха длится на западе Казахстана на протяжении уже долгих лет. Что подтверждает слова фермеров из Шетпе.

"До 2009 года наблюдалась периодичность. У нас всегда считалось, что из 10 лет три года – урожайные, три года – неурожайные и четыре года – средние. И такая периодичность прослеживалась и сохранялась. Но с 2009 года преобладает вегетативная засуха с низким урожаем. Начиная с 2009 года лишь 2013-й и 2016 годы были урожайными. Последние пять лет идет сплошная вегетативная засуха. Это пятый год", – делится данными эксперт ТОО "Уральская сельскохозяйственная опытная станция", кандидат сельскохозяйственных наук Валентина Лиманская.

По мнению ученых, падеж скота это последствие нерационального и бессистемного использования пастбищ.


"Мы же с пастбищами вообще не работаем. А последние годы усугубили эту ситуацию, потому что у нас нет пастбищеоборота, несмотря не несметные богатства по площадям. Запасы пастбищ огромные, но они настолько бессистемно используются, все вытаптывается, а травостой настолько деградирован, что есть там особо нечего. С 5 июня и 19 июля на западе продлилась сплошная вегетативная засуха. Если в воздухе 40 градусов, то на почве - 60. И эта засуха приходится на период налива зерна. Таким образом теряется больше половины урожая", – поясняет Валентина Лиманская.

Западный Казахстан является зоной рискованного земледелия, но существуют различные технологии, благодаря которым можно бороться и с засухой. Для Мангистауской области ученые из "Уральской сельскохозяйственной опытной станции" могут предложить проекты по восстановлению деградированных пастбищ и омоложению старовозрастных посевов трав.

"Высокую культуру земледелия не каждый может себе позволить. В основном крестьянам не по карману дорогостоящие семена высокой репродукции и высокого качества. Сейчас фермеры не настолько богаты, чтобы могли подготовить пары под посев сенокосов, под многолетние травы. У них нет возможности активно заниматься расширением молодых посевов, но есть возможность омоложения старовозрастных. Лиманное орошение тоже можно использовать как вариант. Многие крестьяне на последние копейки покупают оросительную систему, если поблизости есть водоем", – говорит ученый.

Несмотря на небольшие осадки, есть технология снегозадержания, когда стерню при обработке оставляют высокой. Таким образом стерня не дает снегу сдуваться с полей.

"Еще в конце 90-х была разработана технология по залужению полей многолетними травами по полупокровной технологии посева. 27 лет волоснецу, который стоит по пояс высотой. Он вытеснил всю сорную растительность. Это образец удачного посева, четкого подхода, соблюдения технологий. Заложили один год и 27 лет можно пользоваться при должном уходе. При этом с минимальными вложениями. Раз в десять лет провести щелевание, немного омолодить и внести удобрения. Есть такие культуры и у нас на западе, которыми можно манипулировать для того, чтобы восстановить деградированные почвы и омолодить старовозрастные посевы", – приводит пример Валентина Лиманская.

30 лет назад Западно-Казахстанская область имела ежегодный сев на 1,5 миллиона гектаров, сейчас – около 400 тысяч. Сев ушел в северную зону, а на западе наступает опустынивание, деградация почвы. Но засуха продолжает уходить теперь уже на северные и центральные регионы. О проблемах с заготовкой сена заговорили уже в трех регионах Костанайской области, где обеспеченность составляет всего от 40 до 55 процентов.

Сейчас часть скота из Мангистауской области пасется в Актюбинской области. Но и здесь ситуация с дефицитом корма может повториться, если в корне не пересмотреть процесс кормозаготовки и кормопроизводства, уверен еще один наш собеседник - эксперт в области сельского хозяйства Сагынгазы Курманалин.

"В 2017 году я по линии НПП "Атамекен" был в Жанаозене. В городе есть пруд-испаритель – это канализационные стоки, которые проходят фильтрацию, очистные сооружения. Специальная установка снижала бы содержание солей и в пруду-испарителе накапливалась бы чистая вода. Благодаря проекту на орошение кормовых культур можно было бы использовать порядка двух миллионов кубометров воды. Этот объем мог бы покрыть и закрыть часть потребности. Проект интересный, без больших вложений. Рядом с прудом-испарителем был выделен земельный участок под агрозону. Там свободно можно было засеять эти участки. Этот проект был предложен акиму Мангистауской области. К сожалению, на тот момент власти региона этот проект проигнорировали. И сегодня мы видим последствия", – рассказал Сагынгазы Курманалин.


скриншот из презентации НПП "Атамекен" от 2016 года

Ниже скриншот из государственной программы развития АПК на 2017-2021 годы, где Мангистауская область находится первой в очереди на корма.

По словам эксперта, местные власти на протяжении долгих лет не уделяли должного внимания развитию этой отрасли в регионе. Возможно, не было такой задачи сверху. Сегодня же мы наблюдаем закономерность, когда кормозаготовка остро встала на повестке дня в Правительстве.

В июле премьер-министр Аскар Мамин поручил акиматам северных областей обеспечить максимальный сбор соломы. Из резерва Правительства планируют выделить средства на форвардный закуп зернофуража. Косить сено возможно придется и в особо охраняемых природных территориях. Отметим, что в декабре 2020 году в СМИ появилась новость о разработке в стране отдельной госпрограммы кормопроизводства на пять лет. Источником информации стал Facebook директора департамента АПК и пищевой промышленности НПП "Атамекен" Ербола Есенеева. Однако никаких официальных данных о программе на просторах Казнета нет.

Тем временем тюки и рулоны продолжают поступать в Мангистау из разных уголков страны. Только из Туркестанской области в регион отправлено 88 вагонов сена. Однако неизвестно, как сложится ситуация теперь, когда закончилась 77-процентная скидка на транспортировку по железной дороге. По данным Минсельхоза, нацкомпания "Қазақстан темір жолы" снизила стоимость перевозки сена временно лишь до 31 июля.

Наверх