"Мне сильно повезло" - казахстанский режиссер Адильхан Ержанов о победе на азиатском "Оскаре"

26 Ноября 2019, 18:56
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
пресс-служба Адильхана Ержанова 26 Ноября 2019, 18:56
26 Ноября 2019, 18:56
11570
Фото: пресс-служба Адильхана Ержанова

На днях казахстанский режиссер Адильхан Ержанов прилетел из Австралии с наградой "Лучший режиссер" за фильм "Черный, черный человек". В этой номинации он обошел многих известных режиссеров: Элиа Сулеймана, Лав Диаса, Ван Сяошуая. Но это не первая награда Ержанова: на счету у него много картин, получивших признание как в Казахстане, так и за рубежом. К примеру, в 2018 году фильм "Ласковое безразличие мира" был номинирован на получение APSA в категориях "Лучший фильм" и "Лучший сценарий", а в 2014 году картина "Хозяева" номинировалась на "Лучший фильм".

В интервью Baigenews.kz режиссер рассказал, почему считает свою победу на Asia Pacific Screen Awards удачей, а также по какой причине не хочет работать за рубежом.

- Адильхан, поздравляем вас с победой и новой номинацией, расскажите о ваших впечатлениях?

- Я считаю, что мне очень сильно повезло, потому что моими соперниками были великие режиссеры, которыми я восхищаюсь. Я очень люблю их работы, они яркие, у них больше опыта, взять того же палестинского режиссера Элиа Сулейман. Но для меня честь, что именно мой фильм "Черный, черный человек" был в пятерке лучших.

- Почти все ваши фильмы были номинированы на многих кинофестивалях. Вот эта награда, какая по счету?

- Свою первую награду я получил на студенческом фестивале "Дидар" в академии имени Жургенова. Я получил приз за "Лучшее жанровое решение" за свою короткометражку, названия, к сожалению, не помню. Вот это для меня было достижение, я был очень рад. До сих пор с благодарностью вспоминаю, как этот фестиваль помогал студентам оттачивать форму, мастерство.

Но я не считаю награды. В студенческое время записывал каждую полученную награду, но потом понимаешь, что все эти призы на самом деле не делают тебя самого и твое творчество лучше. Да, они поддерживают, вдохновляют, но творчество сможет сделать лучше только труд, а подсчет призов ничего не даст.


- Почему выбрали кино?

- У меня не было как такового выбора, потому что я с рождения любил кино и рисовал, можно сказать, комиксы, а из пластилина лепил героев для спектаклей. Тогда я не знал, что это называется режиссура, но я этим занимался, это было моим хобби. Лет в 12-13 я точно уже знал, что хочу быть режиссером. Так и поступил в Казахскую Национальную академию искусств имени Жургенова.

- А вы пробовали себя в роли актера? Принимали участие в съемках своих фильмах?

- Никогда. Я считаю, что это очень сложная профессия. Чтобы быть актером, нужно иметь настоящий талант.

- А как вы понимаете, что человек сможет сыграть ту или иную роль?

- Мне, безусловно, нужно пообщаться с человеком. Когда разговариваешь с ним, можно узнать больше, чем когда он играет на пробе. При личном разговоре можно выяснить гораздо больше, к примеру, его настоящее поведение, привычки, реакции. Ну а кастинг это уже следующая ступень.


- Какого актера хотели бы видеть в своем фильме?

- Все зависит от фильма. Я начинаю искать актеров после того, как сложится сценарий, только тогда я уже мечтаю получить на роль того или иного актера. Есть очень много хороших актеров, с кем бы я хотел поработать, и казахстанских, и зарубежных.

Мне повезло поработать с Асель Садвакасовой, Данияром Алшиновым, Санжаром Мади, Динарой Бактыбаевой. Они все талантливые и мне повезло с ними.

- Вы бы взяли сниматься в фильм непрофессионального человека?

- Да, конечно. Я часто так набирал команду: они не были актерами, но в них был талант. А для главной роли нужен профессионал, все-таки требуется подготовка.


- Не хотели бы снять фильм к примеру, о нашем Президенте или казахстанских политиках?

- Я снимаю фильмы на те темы, которые мне близки и понятны. Я не касаюсь политики, потому что я от нее далек, и это не моя тема. Снимаю про маленьких людей, которые мне понятны и близки. Я не смогу снять на ту тему, которую я не знаю, к примеру, про пожарных или космонавтов.

- Я даже не представляю, сколько сил и терпения нужно, чтобы снять фильм. Расскажите о том, сколько времени уходит на весь процесс?

- Идея ведь как дерево - не возникает сразу, она прорастает постепенно. Ты можешь годами вынашивать какую-то мысль, которая потом превращается в идею. То есть, когда кажется, что тебе это приснилось, на самом деле этой идее предшествует долгая аккумуляция впечатлений.

На съемку фильма в целом мне требуется месяц, на предподготовку - 2-3 месяца и постпродакшн - 2 месяца. Весь цикл занимает у меня до 5 месяцев или полугода. Но, все в целом зависит от проекта. Есть проекты, которые требуют больше времени, есть те, что меньше.

Тяжело бывает с названием фильма. Редко, когда рабочее название доходит до конца. У меня, например, название фильма в голову приходит только тогда, когда он уже снят и сложился на монтаже. Иногда бывает и такое, что первое придуманное название отражает полностью фильм. Допустим, "Черный, черный человек" изначально назывался "Куандык", но потом актер не смог сняться, пришлось менять актера и, естественно, название. Или "Ласковое безразличие мира" - рабочее название было "Стрельба в 11 микрорайоне".


- А кто финансирует ваши фильмы?

- Это всегда разные истории. Когда-то был "Казахфильм", были частные инвесторы, государственная поддержка. Нет какого-то конкретно одного источника. В современном мире кинематографист берет финансирование у разных источников. Сейчас хорошо то, что финансируют и частные, и государственные структуры.

- Над чем работаете в настоящее время, чего нам ожидать?

- Я работаю над новым проектом, пока не могу говорить о сюжете. Съемки запланированы на следующий год.

- Если вам предложат уехать за рубеж и снимать кино там, вы сможете все оставить и уехать?

- Нет! Мне не интересно снимать про то, что я не знаю. О чем я буду снимать за рубежом? Я знаю свое общество, и оно мне интересно. Мне и дома хорошо.




Наверх