Тысячи глаз и тысячи рук. Как самим изменить Казахстан — мнения экспертов
Казахстанцам надо заниматься своей страной, своей улицей, своим домом и больше уделять внимание своей, а не чужой жизни.
- Айгерим Ибраева Журналист
- #послание
- #депутаты
- #депутат маслихата
- #Караганда
- #политическая модернизация
- #Касым-Жомарт Токаев
- #Президент Казахстана
- #выборы акима
- #выборы
- #маслихат
- #депутаты маслихатов
- #новости Казахстана
- #законотворчество
- #закон
- #Парламент РК
В Казахстане сложилась суперпрезидентская модель правления. На начальном этапе развития страны она была оправдана. Но мы не стоим на месте — меняется общество, меняется страна. Политическая система должна постоянно адаптироваться к новым реалиям.
В принципе на этапе становления государства это было правильным решением. Это было обоснованно. Но мы слишком задержались на этой стадии. На самом деле, по Конституции источник власти — народ. Поэтому расширение полномочий парламента и маслихата — это правильные шаги. Такое мнение в беседе с корреспондентом BaigeNews.kz выразил один из них известных в Караганде предпринимателей, директор строительной фирмы "Аспап", а также депутат Карагандинского городского маслихата Толеген Ашимов. С ним солидарны и аналитики Казахстанского института общественного развития Аян Сакошев и Жулдызай Искакова.
ЛРТ как памятник акиматовским решениям
"Много ляпсусов случается из-за того, что у исполнительной власти — акиматов — сосредоточена излишняя концентрация власти. Фактически получается, что руководителей городов и областей назначает президент. Аким подотчётен вышестоящему руководству и его работа зависит только от "верхов". Поэтому он не очень заинтересован, чтобы учитывать интересы жителей этого региона. А депутат зависит все-таки, как ни крути, от избирателя. Он представляет его интересы. Поэтому, я думаю, это самая правильная позиция, даже, может быть, несколько запоздалая", — сказал Толеген Ашимов, комментируя послание президента РК Касым-Жомарта Токаева.
По его словам, раньше этого нельзя было допустить, потому что не было сформировано достаточно устойчивое гражданское общество.
"Не было столько ассоциаций, у людей не было опыта общественной работы. Сейчас сформировалась такая молодежь, которая имеет совсем другие образование и ментальность. Поэтому, я думаю, эти изменения позитивные, они вызовут большую гражданскую активность. Появятся тысячи людей, которые будут следить за порядком в городе, в регионе. Они будут выражать свое мнение, которое через депутатов и общественные советы будет доходить до самого верха. Исполнительная власть должна выполнять волю маслихата. А маслихат — волю избирателей. И тогда принятые решения будут более адекватными и отвечающими интересам общества", — отметил он.
Для примера он привел проект столичного ЛРТ. Спикер считает, что если бы судьбу этого проекта решали избиратели, они бы никогда за него не проголосовали.
"Они бы депутатам сказали "вы куда, какой легкорельсовый транспорт"? А что получилось на самом деле? Решение о строительстве было принято узким кругом лиц без воли горожан. Миллиардные деньги ушли в никуда и были разворованы. И таких вариантов неэффективного использования средств на ненужные проекты в городах и поселках нашей страны много", — добавил депутат маслихата.
Тысячеглазый народ и оголенный кабель
Ашимов считает, что после политических реформ в городах будет власть маслихата, над которым, в свою очередь, будет довлеть воля избирателей, то есть, народа.
"В таком случае нерациональное использование бюджетных средств, то есть налогоплательщиков, если уж не исчезнет, то сильно сократится. Мы больше денег теряем не потому, что воруют, а по простоте своей — из-за неэффективного использования. Из-за бестолковщины. Поэтому надо постараться оптимально использовать деньги", — подчеркнул карагандинский предприниматель.
Но, по его мнению, за этим должны следить общественные организации. Они должны решать, какую улицу отремонтировать, где поставить фонарь или дорожный знак.
"Мы должны через своих депутатов продавливать нужные нам идеи. Если сейчас люди не активизируются, то хорошая инициатива, которую озвучил президент, сойдёт на нет и опять превратится в очередную формальность. Например, для торжества порядка в Караганде нужно, чтобы каждый пятый из 500-тысячного населения города (я беру во внимание взрослых сознательных граждан — их около 100 тысяч) мог сформулировать и довести хотя бы одну проблему до акимата или до депутатов, и чтобы настаивал на своем — тогда и будет решено 100 тысяч проблем. А решение 100 тысяч мелких проблем значительно улучшит состояние нашего города", — уверен Ашимов.
Например, решений ждут даже такие банальные проблемы как оголенный кабель, торчащий из опоры, или кусок трубы на улице, о которую можно споткнуться, или не по стандартам уложенный бордюр. Это не мелочи, считает он.
"У нас в Майкудуке годами лежал оголенный кабель. И все проходили мимо. А получилось так, что человека ударило электрическим током и он скончался. Вроде бы мелочь, да? Не мелочь! Семья погибшего осталась без кормильца. Это трагедия. Сколько таких происходит по городам и весям страны? Человек погиб из-за равнодушия тех, кто до этого проходил мимо этого кабеля. Если бы нашелся неравнодушный человек, пошел бы к депутату, то депутат призвал бы акима к действиям по устранению опасности. Но аким, вероятнее всего, просто тянул бы резину. Но сейчас, если полномочия маслихата будут расширены, и аким станет подотчетен выборному органу, то он десять раз подумает, прежде чем игнорировать депутатский запрос. И, скорее всего, он этот кабель будет вынужден убрать. Вот так послание президента должно сказаться на жизни обычного гражданина", — подчеркнул житель Караганды.
Толеген Ашимов также признался, что достаточно регулярно ездит на общественном транспорте и передвигается по городу пешком.
"Идёшь по городу, замечаешь, записываешь. Я так по одной улице могу пройти и сто замечаний найти, устранение которых могло бы улучшить нашу жизнь. Вы знаете, сколько у нас в стране открытых колодцев. Мимо них тоже ежедневно ходят люди. Дети падают, калечатся, умирают. Если над всем этим будет бдить общественность, а у общественности в руках будет такой инструмент, как маслихат, который будет довлеть над исполнительной властью, то мы тысячами глаз, тысячами рук все эти ситуации будем исправлять. Вот это и будет самое сильное преимущество. Мы должны прийти к тому пункту, который записан в Конституции: народ — источник власти", — подчеркивает Ашимов.
Знаем Байдена, но не своего акима
Как людям понять те политические реформы, о которых сказал президент? Ашимов считает, что, возможно, часть казахстанцев аполитична, но не нужно считать народ безграмотным. Многие просто отвыкли интересоваться своей страной.
"У нас как получается? Человек знает имя президента США, интересуется политической системой чужой страны, знает даже, кто был в Штатах предыдущим президентом, какими качествами или реформами эти президенты отличаются друг о друга, но задай ему неожиданный вопрос о городском акиме или маслихате, он и растеряется. А предыдущего акима он и вовсе не помнит", — сказал депутат.
По его мнению, мы не интересуемся собственной жизнью: мы слишком "высоко летаем".
"Президент Соединенных Штатов на нашу жизнь, конечно, может повлиять, но не так, как аким нашего города. Надо изучать местные новости, знать планы властей. Сейчас информационные технологии хорошо развиты. Есть множество сайтов, их надо открывать, читать и интересоваться. Например, мы открыли свой сайт, где сделали группу по коммунальным вопросам, чтобы горожане туда скидывали свои вопросы. За год мы собрали всего 20 запросов, но все их исполнили. Да, этого мало. Но нам пишут немногие — люди не активны. А напишите в Instagram, что какая-то певица, выпив лишнего, в очень короткой юбке вышла к зрителям и что-то сморозила, или у нее отключилась фонограмма, а у нее-то, оказывается, и голоса нет — и все! Хайп, тысячи и миллионы комментариев и просмотров обеспечены. Ну, и зачем это надо?", — высказался он.
А вот то, что происходит рядом с нашим домом — неработающий светофор, или открытый водопроводный колодец, — это вопрос намного серьезнее, считает Толеген Ашимов.
"Нам нужно быть прагматиками, заниматься своей страной, своим городом, своим аулом, своей улицей, своим двором, своим домом и больше уделять внимание своей жизни. Мы слишком много внимания уделяем чужой жизни", — продолжил депутат-строитель.
Он добавил, что теперь следующий шаг зависит от активности граждан Казахстана.
Запрос на справедливость
Исследователь Казахстанского института общественного развития Аян Сакошев считает, что в последние годы главой государства проводится целый ряд политических реформ, направленных на демократизацию общества. Эти изменения в целом отвечают на запросы общественности.
"Казахстанский институт общественного развития занимается в целом исследованием общественных настроений. Также изучаются мнения экспертов, которые высказывают разные точки зрения касательно настроений народа. Ключевой запрос, который сегодня исходит от общества — это запрос на справедливость. Это справедливая социальная политика, справедливое распределение природных ресурсов. И здесь необходимо отметить, что этот запрос подтверждает, что в реформах Токаева нужно больше и активнее участвовать общественникам и активистам. Реформы должны проводиться открыто, обсуждаться в обществе с участием не только госорганов, но и с представителями народа, с экспертами — экономистами, политологами", — сказал Аян Сакошев.
Ряд реформ, изложенных в Послании народу Казахстана, направлены на передачу определенных полномочий главы государства парламенту, на изменение выборного процесса. Страна вернулась к мажоритарной системе выборов, которая применялась в Казахстане до 2011 года.
"Я думаю, что данные изменения затронут всю страну, начиная с госаппарата. Как отметил глава государства, при реализации этих направлений нужно, в первую очередь, дебюрократизироваться. Госсистема должна работать эффективно, для результата, а не для галочки. Работа важна ради результата, а не ради отчета. И подписанный главой государства указ об отчётах акимов перед населением, а не перед вышестоящими органами как раз говорит об усилении общественного контроля, роли маслихатов и общественных советов, которые должны контролировать на местах реализацию госполитики и программ, направленных на поддержку населения", — отметил он.
Новое дыхание регионов
Исследователь также затронул тему появления новых областей в Казахстане. Он считает, что это решение Токаева было ожидаемо казахстанским обществом. В частности, по поводу появления Абайской области запрос шел от города Семея.
"Он обсуждался на разных площадках, в том числе с участием интеллигенции, экспертов. И я думаю, что решение было принято на основе консолидированного мнения. Создание новых регионов — это самостоятельный бюджет, дополнительные трансферты из республиканского бюджета. Это даст новый импульс развитию данных регионов, возможность Жезказгану, Семею, Капшагаю (теперь Кунаеву. — Ред.) развиваться в новом формате, решить копившиеся годами проблемы, дать новое дыхание развитию городов и улучшить жизнь людей. Потому что мы видим: в последние годы миграционный поток из этих городов шел в большом количестве, и я думаю, это даст возможность людям планировать свою жизнь, заниматься карьерой и вносить свою лепту в развитие малой родины", — продолжил эксперт.
Ответственен не только президент, но и госорганы
По мнению Сакошева, поскольку в послании прозвучал тезис о том, что госорганы должны принимать решения по определенным проблемным вопросам самостоятельно, то они обязаны потом и отвечать за них.
"В последнее время мы видим, что очень много наших политических деятелей, представителей госорганов, первых руководителей, не хотят брать на себя ответственность. Они всегда ждут, когда вмешается президент. Это и вопрос пенсионных излишков, когда по срокам их изъятия были ограничения, и только решением президента продлили до апреля. И я думаю, такие вопросы должен ставить парламент перед министерствами, перед правительством", — добавил спикер.
Закон един для всех
Аналитик Казахстанского института общественного развития Жулдызай Искакова отметила, что Касым-Жомарт Токаев как координатор, задающий вектор, должен иметь надежную основу для опоры в проведении нового курса. Учитывая сложившуюся к этому времени систему управления, а также высокий уровень коррупции в нашей стране, есть риски, что реформы пойдут не по обозначенному президентом сценарию.
"Избежать таких рисков можно лишь одним путем — нужно усилить спрос с ответственных за невыполнение поручений, незаконные действия и коррупцию. Формулировка президента "закон един для всех" должна стать нашей реальностью. В принципе последние крупные задержания таких серьёзных бизнес-фигур, аффилированных с властью, как Сатыбалды и Боранбаев, дают основания полагать, что закон наконец-то начинает работать без разделения на обычных людей и приближённых", — сказала она.
Как политика изменит жизнь обычных людей
Упрощение процедуры регистрации партий станет серьезным стимулом для развития гражданской активности в стране, считает аналитик.
"Смотрите, новая партия в Казахстане была зарегистрирована еще в 2007 году — это ОСДП. Далее были только слияния и ребрендинги партий. За последние 15 лет в стране не появилось ни одной новой партии! А интересы скольких людей представляют существующие партии? Условно говоря, цифры следующие: Amanat, по официальным данным — около 900 тысяч членов, остальные пять партий, взятые все вместе — также около одного миллиона членов, и это в лучшем случае. Итого около двух миллионов членов партий, а население у нас 19 миллионов человек, из них имеющих право голоса — около 12 миллионов. Как же тогда интересы другой, доминирующей части общества? Очевидно, что запрос на создание новых партий есть. По моим подсчетам, уже сейчас не менее пяти партий готовятся к регистрации", — отметила спикер.
Всё это, по её мнению, конечно же, повлияет на жизнь казахстанцев. Это связано, прежде всего, с конкуренцией идей, программ по выходу из кризиса, с реальным представительством партий в мажилисе и маслихатах страны. Однако, как подчеркнула эксперт, ожидать сиюминутных результатов не стоит. Главное — это то, что эти реформы выведут государство на устойчивый путь развития, сформируются институты, проявится своей системной работой реальное гражданское общество.
"Каждое обозначенное направление в послании — это новый шаг для нашей страны. Президент лишь обозначил большие шаги, которые предстоит сделать. Конкретные же механизмы, и как все это должно быть прописано в законах, предстоит еще обсуждать. Это большая работа, которую предстоит сейчас проводить экспертам и всему обществу. Ведь речь идет о поправках в Конституцию и ряд конституционных законов, по которым мы будем дальше жить и строить новый Казахстан", — подытожила Жулдызай Искакова.
* * *
Напомним, 16 марта глава государства выступил с Посланием народу Казахстана, в котором представил программу комплексной модернизации политической системы страны. Послание президента Касым-Жомарта Токаева "Казахстан: путь обновления и модернизации", с которым он выступил в парламенте 16 марта, стало главным политическим событием в стране. Отметив, что в прошлом году в Казахстане впервые прошли выборы акимов сёл и сельских округов, президент в своём послании предложил дальнейшее совершенствование избирательной системы, которая должна повысить роль граждан в управлении страной. Подробнее об этом, а также о том, почему обратного пути нет и пришло время строить новый Казахстан, можно также прочитать в обзорно-аналитическом материале BaigeNews.kz.
Самое читаемое
- Фейки из соцсетей, ИИ и сокращение штата: главные вызовы для СМИ обсудили на Media Құрылтае
- Секс-рабство школьницы в Кызылорде: глава МВД озвучил новые подробности
- Изнасиловал и убил несовершеннолетнюю: в Казахстан из России доставили подозреваемого
- Нас травят: жители Усть-Каменогорска снова жалуются на удушающий смог
- Землю почти на 1 млрд тенге вернули государству в СКО