Прав ли министр Мусин? Третья часть — с IT-любимчиком, ИИ и тесными штанами eGov

Разбор текста скандального меморандума по eGov, теснота информационных штанов и абрис основных болевых точек казахстанского электронного правительства.

иллюстративное 26 Сентября 2021, 14:06
26 Сентября 2021, 14:06
28065
Фото: иллюстративное

Редакция Baigenews.kz публикует мнение аналитика Бейбита Саханова.

Итак, в преддверии 30-летия независимости РК премьер-министр Казахстана Аскар Мамин и председатель правления российского ПАО "Сбербанк" Герман Греф подписали сентябрьский меморандум о сотрудничестве в сфере реализации проектов по цифровой трансформации Республики Казахстан, переходу к платформенной модели цифровизации и концепции "Data-Driven Government". Сенсационное событие вызвало искреннее негодование со стороны IT-сообщества и взбудораженной блогосферы, которые подвергли откровенному кибербуллингу самого министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана Багдата Мусина, который принял на себя артиллерийские залпы изощренной на едкие замечания блогосферы.

BaigeNews.kz все же решил сказать свое журналистское слово не просто в защиту внедрения в Казахстане цифровой платформы "Сбера" GovTech, но еще осветить груз системных проблем цифровизации нашего государства. Кстати, абсолютно без всякого начальственного понуждения, по доброму сердечному позыву и твердой убежденности самого автора этих строк в необходимости такого шага. Просто 15 лет назад я имел честь стать первым главным редактором ежемесячного республиканского журнала "Digital Kazakhstan" (выходил в Астане с 2006 по 2010 годы) и казахстанский eGov формировался на его глазах. Я лично беседовал со многими ключевыми государственными и общественными экспертами IT-сферы и вынес для себя много уроков, почерпнул немало познавательного. Самым близким моим IT-наставником стал, к сожалению, уже покойный, научный редактор нашего журнала, профессор КазНТУ Ахмет Ибраев. Легкий на подъем, мягкий и тактичный Ахмет Хакимович часто иронично посмеивался над современными трендами, рассказывал IT-байки, всегда поражал своей необыкновенной технической мудростью и был живой энциклопедией информационных технологий. Поэтому, учитывая также мои скромные компетенции как веб-разработчика-самоучки (немного php, js, css, VestaCP, Uikit 3, Joomla, WordPress, Drupal), а также SEO-специалиста, ну ещё можно приложить диплом невостребованного в начале 90-х инженера-технолога-строителя — словом, учитывая весь этот пёстрый и многослойный контекст, я раз за разом с немалым прискорбием убеждаюсь, что знаю поболее многих юных коллег-журналистов и именитых блогеров про подводные камни и течения отечественной и мировой IT-отрасли. Ну, это так, техническое ворчание.

Сонымен, рассмотрев в первой части четырехсоставного обзора корни и эпоху зарождения казахстанского е-правительства, я во второй части рассказал читателям об eGov-достижениях 2020-2021 годов, особенно отметив такой настоящий прорыв в сфере интеграции баз данных государственных информсистем как Smart Data Ukimet.

Теперь же, в третьей части, поговорим о форме и аппетитном содержании самого текста меморандума, о вполне реальных перспективах, которое это соглашение открывает, а также о том, как плавная миграция на платформу GovTech приведет к тому, что централизация и деанонимизация цифровых данных государства будет производиться в режиме, близком к реальному времени — за 2 часа вместо двух суток как сейчас). И почему ныне приходится во всём, что касается государственного управления и не только — считаться с наступающей нам на пятки эрой искусственного интеллекта.

Меморандум по eGov, казахстанский красавчик BTS Digital

Вся суть проблемы, из-за которого и качнулся маятник в сторону платформы Сбера, это требование времени иметь не просто интерактивное, мобильное цифровое правительство (оно у нас, слава Аллаху, есть), но иметь е-правительство, мгновенно и профессионально точно (привет "большим данным" и искусственному интеллекту!) реагирующее как органически спаянное единое целое на серьезные социально-экономические вызовы.

До меморандума по eGov ещё в июне 2021 года в рамках XXIV Петербургского международного экономического форума Сбер и компания Eurasian Resources Group (ERG) заключили бизнес-меморандум о намерениях по сотрудничеству в области цифровизации бизнеса. Соглашение предусматривает сотрудничество по целому ряду направлений: созданию и развитию IT-архитектуры, разработке, внедрению, адаптации, масштабированию решений промышленного интернета вещей (IIoT), совместной разработке и внедрению процессов в части HR-сервисов, а также обеспечению кибербезопасности.

Связь с июньским меморандумом стала ясной, когда стало известно, что казахстанское ТОО "BTS Digital" является стратегическим партнёром группы компаний "Сбер" — согласно опубликованному только 20 сентября тексту меморандума по поводу перехода к платформенной модели цифровизации в Республике Казахстан ("платформе GovTech") на базе решения "Platform V" Группы компаний СБЕР, подписанного 3 сентября 2021 года правительством Казахстана и "Сбербанком России".

В меморандуме поясняется, что казахстанский разработчик программного обеспечения BTS Digital является также дочерней компанией ERG — Евразийской группы. Причем, попутно выяснилось, что доля правительства РК в ТОО "BTS Digital" составляет 40%. А с российской стороны стратегическим партнером определено ООО "БИЗон" (сберовская компания BI.ZONE, разработчик в области кибербезопасности) — компания по стратегическому управлению цифровыми рисками, которая помогает организациям по всему миру безопасно развивать бизнес.

Почему BTS Digital, почему именно эта компания? Казалось бы, тут все просто — это одна из портфельных компаний венчурного фонда Digital Ventures. Как и достаточно известный в стране Salem Social Media. По мнению руководства фонда, оба этих проекта являются самыми интересными инвестициями фонда. Ну и сам Digital Ventures, в свою очередь, связан с Евразийской группой, которую основали три казахстанских миллиардера — Александр Машкевич, Патох Шодиев и Алиджан Ибрагимов. Но всё же думается, что самое главное отнюдь не в толстеньких кошельках, а в том, что казахстанский BTS Digital — это мощные IT-мозги, собранные в команду — только в Нур-Султане у них работают более 300 человек — опытных айтишников и менеджеров.

"BTS Digital выступила инициатором создания консорциума, в который помимо основного участника BTS Digital вошли структуры Международного финансового центра Астана и Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК. Участники консорциума обладают необходимыми ресурсами и компетенциями для реализации технологических проектов странового масштаба, включая проект по переходу на платформенную модель цифровизации, где планируется применение технологической платформы группы компаний (ГК) СБЕР. Задачей консорциума является полноценная реализация проекта на основе технологической платформы ГК СБЕР, развитие отечественных компетенций и ресурсной базы для обеспечения высокого уровня локализации для внедрения, развития и потенциального экспортного продвижения платформы", — так, в свою очередь, прокомментировали меморандум в пресс-службе BTS Digital.

Компания основана в 2018 году и уже разработала платформу (суперприложение) для общения и развлечения Aitu, которой пользуются миллионы казахстанцев, а также создала мобильный кошелёк AituPay, шопинг-ассистент DosMart. Заодно эта компания оказалась единственной среди казахстанских IT-фирм, предложившая предоставить пользователям возможность пройти в мобильном режиме перепись населения через свое приложение (да, то самое Aitu) и сервис Sanaq 2021. Кроме того, в функционал Aitu интегрированы сервисы проверки статуса Ashyq и единая платформа обращений в любой госорган Казахстана eOtinish. Также именно ребята из BTS Digital запустили другой свой инфраструктурный продукт — электронное удостоверение личности Digital ID, который быстро нашел свое применение именно во время ЧП, когда ЦОНы закрывались и многие люди, у которых не было электронных ключей (ЭЦП), потеряли возможность взаимодействовать с государством. Только за один год было выдано около 650 тысяч мобильных ЭЦП.

"Многие IT-компании в Казахстане сконцентрированы на том, чтобы удержать местных сотрудников или переманить их у конкурентов. А я считаю, что надо создавать основу, такие условия для самореализации профессионалов, чтобы к нам таланты приезжали из-за рубежа. Это именно то, что сделала Беларусь. Вот и у нас команде есть сотрудники, которые приехали к нам работать из России, Кыргызстана, Армении и той же Беларуси. Поэтому мы в компании создаем среду, в которой талантливые и мотивированные профессионалы растут сами и передают свои знания другим", — рассказывает в одном из интервью глава BTS Digital Нуртай Абылгалиев.

Еще свеж в памяти казахстанцев также и их сервис приема заявок на получение компенсации 42500.enbek.kz (сейчас уже отключен). Да, сервис был вначале неустойчивым (продукт ребята создали буквально за несколько дней) и его первоначальные неоднократные "падения" и "зависания" (далеко не все базы данных госорганов просто оказались готовы к такому пиковому росту запросов) вызывали язвительную критику со стороны широких масс населения, но потом, с переходом в режим устойчивой эксплуатации, он себя полностью оправдал — за время карантина сайт обработал больше 44 миллиона запросов. И сервис, по информации Нуртая Абылгалиева, таки помог получить социальное пособие в 42 500 тенге более четырем миллионам граждан РК.

В общем, вполне себе приличная отечественная цифровая фирма-разработчик с большими амбициями и нехилым ядром разработчиков. Вот такой он, сегодняшний IT-любимчик наших властей.

GovTech "казахстанской сборки" пойдет на экспорт

Однако, вернемся к меморандуму, в тексте которого говорится, что правительство Казахстана намерено обеспечить в первом квартале 2022 года разработку основных параметров для внедрения цифровой платформы GovTech и разработку целевой архитектуры платформы GovTech, включая техническое задание.

Кроме того, АО "НИТ" и Сбербанк намерены заключить соглашение о займе. Документ предусматривает предоставление кредитной линии в пользу АО "НИТ" под государственную гарантию РК. И кредит этот предоставят в российских рублях. Точная сумма кредита не оговорена, известно лишь, что она не превысит 500 миллионов долларов. Деньги предоставят до конца первого квартала 2022 года в случае, если Сбербанку вовремя отправят все необходимые документы.

По предварительной оценке, реализация проекта потребует вовлечения существенного объема казахстанских специалистов (не менее 1000 разработчиков на протяжении трех лет). Поэтому проект предполагает привлечение других казахстанских ИТ-компаний, обладающих необходимой экспертизой и ресурсами, для развития платформы и наполнения ее необходимыми сервисами и функционалом.

Также группа компаний СБЕР предоставит гарантии информационной безопасности и отсутствия недокументированных функций в программном обеспечении. Иными словами, будет обеспечен полностью открытый исходный код. Обеспечение же информационной безопасности платформы GovTech и данных на ней будет возложено на акционерное общество "Государственная техническая служба" Республики Казахстан.

"Сбер" предоставит доступ к компонентам платформы Platform V казахстанскому АО "Государственная техническая служба" (ГТС, подведомственная организация КНБ РК) для проведения аудита кода.

При этом доступ иностранных технических специалистов к информационно-коммуникационной инфраструктуре платформы GovTech и (или) "электронного правительства" будет осуществляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми ГТС и КНБ Казахстана.

Стороны планируют разработать и подписать до 1 декабря 2021 года детальный план мероприятий по реализации меморандума. В рамках меморандума правительство Казахстана намерено обеспечить в первом квартале 2022 года: разработку основных параметров для внедрения цифровой платформы GovTech, а также разработку целевой архитектуры платформы GovTech, включая техническое задание.

Немаловажно еще и то, что в документе оговаривается возможность последующих лицензионных продаж и внедрений платформы GovTech на основе "казахстанской сборки" в таких странах как Турция, страны центрально-азиатского региона и Монголия. Причем эту софтверную экспансию в "азиатском секторе" будут вести также казахстанские IT-компании.

Получается, модель цифровизации по-казахстански будет масштабироваться и в зарубежные страны — решается задача вывода на мировой рынок софтверного продукта экстра-класса. Конечно, будут препятствовать могущественные конкуренты, но этому способствует геополитическая составляющая, когда США и Китай усиливают давление друг на друга.

Пришло время большого перехода на ИИ-платформу

Министр Багдат Мусин уже развеял мифы о передаче России данных о казахстанцах, заявив, что никто никому никогда не даст доступ в эти системы! BaigeNews.kz, со своей стороны, это тоже подтверждает — просто почитайте как уже сейчас работает Smart Data Ukimet, бесповоротно анонимизируя персональные данные надежным криптошифрованием.

Также, чиновник заявил, что ключи доступа, а также исходных кодов всех компонентов платформы GovTech будут размещены на серверах в Казахстане. И подробнее остановился на кратком обосновании необходимости дальнейшего шага вперёд для отечественного eGov.

По его словам, анализ, начатый в прошлом месяце, уже показал, что в казахстанском госсекторе свыше 400 информационных систем — начиная от крупных баз по типу государственной базы недвижимости до маленьких баз, где фиксируются олимпийские медалисты. Вы можете сами ознакомиться с этим "зоопарком IT-систем", как выражаются системные интеграторы, если полистаете этот документ, который несмотря на его давность, до сих пор актуален — ведь единой базы данных в государстве нет.

Что предполагается сделать, если говорить простыми словами?

"Время создает новые технологии и возможности, и сейчас наша задача вместо сотен систем разного качества, написанных на разных технологиях, порой без программистской этики и устаревшей документации, перейти к десяткам, в которых все данные будут упорядочены на единой платформе и понятны. Сейчас eGov можно сравнить с миллионами старых хижин, вместо которых мы хотим построить десятки качественных новостроек со встроенной техникой. Нам пора уже перейти от "лоскутной" модели оцифровки к платформенной для того, чтобы получить максимальный положительный результат и для населения, и для экономики", — пытается "на пальцах" пояснить суть инновационного соглашения министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК.

Со своей стороны добавим, что обычно государство повторяет многое, что уже практикуется в бизнесе. Так и здесь, процесс "переезда" на новую систему eGov будет напоминать процесс "переезда" данных и функций различных информационных систем (к примеру, пресловутого "зоопарка" из систем управления складом, производством, бухгалтерии, CRM, финансовой аналитики и прочих) крупного промышленного бизнес-предприятия на платформу уже упоминаемой в начале этого материала единой ERP-системы. Но миграция в нашем, государственном случае, будет происходить уже на гораздо более сложном уровне и с применением более мощных технологий искусственного интеллекта.

Суть дела состоит в том, чтобы иметь не просто хранилище (как в случае подробно описанного выше Smart Data Ukimet), куда стекаются (после вынужденного прохождения "фильтров очистки" от невалидных, то есть, негодных к использованию данных) сведения из баз данных этих 400+ информсистем госорганов, а иметь одну-единую базу данных, с которыми напрямую будут работать эти самые госорганы — это, по сути, будет единая информационная система, но платформенного типа, на которой легко можно будет сконфигурировать необходимый для конкретного государственного органа интерфейс прямого взаимодействия с единой базой полностью валидных данных. Здесь уже будет убрана необходимость так называемой "интеграции" как таковой, поскольку все госорганы будут работать на одной платформе, но каждый — со своим кастомизированным под него интерфейсом.

Плюс обработкой этих Big Data будет заниматься искусственный интеллект, который по запросам чиновников будет производить анализ данных и сегрегировать их по нужным направлениям, срезам и темам, чтобы в итоге предоставлять государственным аналитикам уже визуальные дашборды с необходимыми графиками, таблицами, выборками и интерактивными картами.

Бардак под е-капотом и тесные IT-штаны для eGov

Каковы сейчас основные болевые точки казахстанского eGov? Ответим: данные разрознены и не стандартизованы, они недостаточного качества (не готовы для AI), плюс подавляющее количество времени тратится на сбор данных.

Показательно, что сооснователь в Method Coding School в Нур-Султане и CEO образовательного проекта Hello alem Дагар Давлетов приоткрыл завесу над тем, какой оказывается бардак под капотом у нашей цифровизации только тогда, когда устал читать поток непрофессионального бреда, который тиражируется сейчас соцсетями.

"100500 тысяч устаревших систем, от разных подрядчиков, на разных стеках. Сервисы не масштабируемые, постоянно падают. Большинство давно пора списать. Данные друг с другом не бьются, люди из министерств и РГП-шек постоянно тушат пожары", — признался один из координаторов казахстанского ИТ-штаба по борьбе с коронавирусом, прозрачно намекая на причины падения того самого 42500.enbek.kz.

По его словам, по истечении полутора лет ничего не поменялось.

"Тот же лабиринт систем с теми же проблемами. Он не помог в прошлом году в критической ситуации, не поможет и дальше. В некоторых случаях, стало еще хуже: многие люди, профессионалы, не выдержав нагрузки просто ушли. Не только разработчики, и сисадмины. На моих глазах увольнялись опытные эпидемиологи, не выдерживавшие виснущих систем, падающих баз и орущих начальников — нужно же статистику с утра в папочке заносить", — горький сарказм Дагара добавляет хорошую порцию дегтя в общую картину сегодняшней цифровизации в государственных органах.

Эксперт считает, что переход на платформенную модель всё же ускорит time-to-market, удешевит разработку и поддержку, упростит управление огромной инфраструктурой и улучшит безопасность.

Иными словами, тест на стрессоустойчивость в ковидном марте 2020 года е-правительство Казахстана, несмотря на все объективные достижения, явно не прошло. С этим согласен как сам народ, так и президент страны. Да, в мирное, обычное время все просто преотлично, а вот, когда дело принимает крутой оборот — программное взаимопонимание ведомственных информационных систем госорганов друг с другом оставляет желать лучшего, вплоть до того, что получается неконтролируемый регресс в знакомую всем игру в "глухой телефон". Прямо как в отечественном футболе — командная игра общей IT-сборной под названием "eGov.kz" совсем "не айс".

Плавная же миграция на платформу GovTech приведет к тому, что централизация и деанонимизация данных будет производиться в режиме, близком к реальному времени (за 1-2 часа вместо двух суток как сейчас). Плюс данные будут стандартизованы, качественные и AI-ready (годные для обработки искусственным интеллектом), произойдет интеграция с платформой искусственного интеллекта, пользователям е-правительства можно будет получать любые разрешенные данные по подписке в режиме самообслуживания, а также будет обеспечен высший уровень надежности и кибербезопасности.

Если подытожить, то, во-первых, скорость принятия управленческих решений повышается в разы, что весьма критично для управления страной в ситуации затяжного пандемического кризиса. Во-вторых, достигается максимальная точность данных о реальной ситуации в общественной и социально-экономической сфере государства, включая целостный мониторинг за текущей ситуации и ее аналитический прогноз, что позволяет многократно повысить эффективность принимаемых решений. В-третьих, переход на опенсорсные технологии — приложения и программы с открытым исходным кодом — также многократно повышает кибербезопасность всей государственной инфраструктуры.

Задача заключается в организации бесшовной миграции данных и функционала, имеющихся в государственных системах на единую цифровую платформу GovTech. Здесь, безусловно, пригодится весь опыт, накопленный как командой АО "НИТ", так и отечественных IT-разработчиков. Собственно, этот качественный, по сути, эволюционный переход должен рано или поздно случиться и, похоже, время настало.

Государство объективно выросло из информационных штанов, которые кроились по лекалам безынтернетной эпохи. Гениальный японец Кисе Курокава в свое время тоже не ожидал, что Астана станет городом-миллионером в кратчайшие сроки и появится проблема "диких пробок". Система требует архитектурного апгрейда, это признают сами отечественные "айтишники", часть которых недоверчиво отнеслась к упавшему как снег на голову Сберу.

Да, безусловно, будут какие-то издержки, трения, обиды и недопонимания. Но отечественным IT-поставщикам нужно научиться смотреть шире, перестать вариться в собственном соку и использовать свой шанс выйти на мировой рынок. Но об этом в следующей части повествования, в которой мы преподнесем самое вкусное: с чем едят технологические разработки Сбера, какой "ход конем" могут предпринять IT-компании Казахстана и почему мы только начинаем свою битву за независимость.

*мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Навигация: 1-я часть, 2-я часть, 3-я часть, 4-я часть, 5-я часть, 6-я часть, Постскриптум.

Наверх