Соответствующие предложения он озвучил в своем депутатском запросе, передает корреспондент
Baigenews.kz.
По его словам, в настоящее время государственное финансирование высшего образования в основном осуществляется через государственный образовательный заказ. За последние 5-6 лет инфляционные процессы практически в два раза снизили доходы вузов. Это отразилось на заработной плате преподавателей и сотрудников, и, следовательно, повлияло в целом на развитие университетов.
Депутат отметил, что все затраты высшего образования делятся на две группы: затраты, непосредственно связанные с образовательным процессом, то есть прямые затраты и затраты, обеспечивающие образовательную деятельность, то есть формирующие образовательную среду.
"В контексте подушевого финансирования это имеет важное значение. Студент на конкурсной основе выигрывает государственный образовательный грант на получение высшего образования в одном из вузов республики. В этом случае государственная поддержка на получение высшего образования оказывается непосредственно конкретному лицу, поэтому в стоимость гранта следует включать лишь расходы, связанные с образовательным процессом", - сказал Бектурганов.
В действующей системе формирования стоимости образовательного гранта учитываются абсолютно все расходы, связанные как с образовательным процессом, так и с образовательной средой.
Всего по республике 31 вуз из 132 являются государственными, где учредителем выступает министерство образования и науки, а учредитель, как правило, принимает меры по надлежащему содержанию и развитию материально-технической базы. Однако существующая система выделения бюджетных средств в высшем образовании на инвестиционные проекты, связанные с капитальными затратами, не имеют системного характера. Кроме того, в последние годы министерством практически не выделяются средства на развитие материально-технической базы региональных государственных вузов.
"Разделение затрат на высшее образование на расходы, связанные с получением образовательной услуги, и на расходы, направленные на формирование образовательной среды обусловлено тем, что обучающийся должен оплачивать лишь сам процесс получения образования, а не факторы ее", - подчеркнул Бектурганов.
Учитывая вышеизложенное, депутат предложил пересмотреть методику формирования структуры образовательного гранта в контексте кредитно-подушевого финансирования высшего образования.