Агентство финансового мониторинга (АФМ) предлагает ввести изменения в уголовно-процессуальный кодекс Казахстана. На сайте "Открытые НПА" на публичное обсуждение выложен законопроект, который изменит уголовно-процессуальное законодательство по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, сообщает BaigeNews.kz.
Например, предлагается разрешить конфискацию судом денег, ценностей и имущества преступного происхождения в отдельном производстве – на основании вступившего в законную силу приговора по уголовному делу, проводившемуся в отношении преступления, являющегося основанием для конфискации, когда такие преступные средства находятся за рубежом.
Кроме того, предлагается принять следующие меры:
- ввести категорирование лиц, осуществляющих операции с деньгами или иным имуществом, подлежащих финансовому мониторингу, путём отнесения их деятельности к категориям низкой или высокой степени риска;
- исключить из числа субъектов финансового мониторинга Фонд социального медицинского страхования;
- признать субъектами финансового мониторинга НАО «Правительство для граждан», брокеров и дилеров, являющихся членами товарной биржи;
- включить в компетенцию соответствующих государственных органов по осуществлению контроля в отношении субъектов финансового мониторинга на предмет соблюдения требований законодательства;
- возложить обязанности по регистрации в системе независимо от наличия или отсутствия сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, на субъектов финансового мониторинга;
- исключить требования по проведению анализа регуляторного воздействия по проектам нормативных правовых актов в сфере отмывания доходов;
- обеспечить возможностью передачи Агентству по финансовому мониторингу сведений об оформленных или забронированных билетах перевозчиками через автоматизированные системы и базы данных в режиме реального времени.
"…Считаем, что УПК РК должен содержать различные положения (к примеру, возможность получения минимального наказания за совершение уголовного правонарушения, посредством которого получены преступные доходы; освобождение от ответственности за отмывание преступных средств и т.д.), которые бы стимулировали лиц, совершивших уголовные правонарушения, добровольно передавать государству финансовые средства, полученные преступным путем", отметили в АФМ.
В агентстве отмечают, что "данные об объёме капитала, незаконно выведенного из Казахстана, достаточно противоречивы".
Так, в исследовании организации Global Financial Integrity (далее - GFI) говорится о $167,4 миллиардах, выведенных только за период 2004-2013 годов. В своих расчетах эксперты GFI выявляют фальсификации торговых документов, из-за которых становится возможным вывод и отмывание денег, уклонение от уплаты налогов и пошлин, сокрытие прибылей на счетах в офшорах и т.д.
Другое исследование GFI показывает ежегодный разрыв в стоимости товарных потоков, циркулирующих между Казахстаном и его торговыми партнерами в $8,5 миллиарда, или более $85 миллиардов за период 2009-2018 годов.
Организация Tax Justice Network, в свою очередь, фиксирует ежегодный отток капитала из Казахстана на уровне $212 миллионов. А в 2021 году она оценивала объем размещенных казахстанцами богатств в офшорах в $45,7 миллиарда.
Вместе с тем, данные Национального банка показывают, что с 2010 по 2021 годы валовый отток прямых инвестиций из Казахстана (преимущественно на Кипр, Нидерланды, Каймановы и Сейшельские острова) составлял порядка $4,5 миллиарда в год, или $53,4 миллиарда за весь период.