Почему в Казахстане существует несколько телефонов доверия для детей и подростков

27 Августа 2020, 20:41
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
inzhukovskiy.ru 27 Августа 2020, 20:41
27 Августа 2020, 20:41
22073
Фото: inzhukovskiy.ru
Телефон доверия для детей и подростков "150", существующий за спонсорские средства, ежемесячно принимает до 19 тысяч звонков от детей и подростков, в то же время в сентябре этого года для детей и взрослых в Казахстане вновь заработает контакт-центр "Экстренная служба 111" по вопросам семейно-бытового насилия. Звонки будут приниматься круглосуточно, все обращения – строго конфиденциальны. Отметим, что инициатива создать контакт-центр принадлежит Республиканскому общественному совету по вопросам семьи, женщин и защите прав детей при партии Nur Otan, передает BaigeNews.kz.

Однако еще в сентябре прошлого года детский омбудсмен Аружан Саин предложила закрыть колл-центр "111", который действовал при уполномоченном по правам ребенка с 2017 года. Она указывала, что есть национальный телефон доверия для детей и молодежи – "150", а на "111" необоснованно тратятся большие суммы налогоплательщиков.

Причем данного мнения Саин придерживается до сих пор, поскольку несколько дней назад она в очередной раз высказалась насчет денег, выделенных для детей-сирот. А именно о 533 миллионах тенге, выделенных постановлениями правительства в 2017-2019 годах через структуры МОН и МТЗСН РК на контакт-центр "111".

Саин предложила развивать взаимодействие с аналогичным номером - телефон доверия для детей и подростков "150", существующий на негосударственные деньги.

Однако такое предложение Саин поддержали далеко не все. В частности, член республиканского совета по защите прав детей и семьи Жанна Ахметова у себя на странице в Facebook сообщила, что "150" - никогда не был номером для детей" и предложила Саин "протестировать то, за что та так яростно борется".

"Аружан Саин, судя по последним постам, места себе не находит от того, что с сентября начнет работать телефон доверия для детей 111. Это прям нонсенс какой-то, если честно. Аружан, я не пойму, с чего такое активное покровительство (лобби) одному НПО? И их телефону, который никогда не был номером для детей! Я не хочу растекаться тут в обвинениях, я конкретно спрашиваю, ты хоть раз звонила на "150"? Это же шарашкина контора! Ну элементарно, протестируй то, за что так яростно борешься", - предложила Ахметова.

Возмутило девушку и то, что у 150 "нет исходящей связи, и что номер звонящего не определяется никогда".

"Это значит если ребенок, завязавший себе петлю на шее, вдруг решит таки зацепиться за последнюю ниточку жизни, позвонит вам, а начав разговор, испугается и бросит трубку....вы не сможете его спасти. Боже, кого ты так отстаиваешь?" - написала Ахметова у себя на странице.

При этом она сообщила, что данный номер не был создан как номер для детей. Поскольку со дня основания "работал для женщин в кризисных ситуациях".

"Меня даже как-то звали пропиарить его как номер для женщин, подвергшихся сексуальному и бытовому насилию. Интернет все помнит, ссылку прилагаю. И пусть дальше работают в том же направлении, никто против не будет. Женщины в нашей стране по-прежнему нуждаются в помощи.

А вот "111" создавался конкретно для детей! До него не было ничего для спасения детей. На него я звонила десятки раз. И через пару часов после звонка, у дверей сомнительной квартиры уже стоял участковый. Информация для тех, кто в танке. "111" больше не прикреплен к должности УПР, теперь это новый номер и курирует его партия Nur Otan, на свои средства", - добавила Ахметова.

Перед тем, как обратиться к директору "Союза кризисных центров" Зульфие Байсаковой, мы попробовали связаться с номером "150". Узнав о бытовом насилии над ребенком, оператор действительно тут же предложила обратиться в 102. Однако на сайте телефона доверия указан еще и сотовый номер, для связи в WhatsApp.

"Позвони, если проблемы с родителями, в школе или просто не с кем поговорить 150 Национальная телефонная линия доверия для детей и молодежи", - предлагает оператор на сайте.

В WhatsApp проблемой подростка заинтересовались сразу, оператор подробно расспросила о проблеме и постаралась помочь абоненту.

Обратившись к Байсаковой, мы поинтересовались, почему узнав о насилии над ребенком, операторы 150 отправляют абонентов в другую службу, вместо оказании ожидаемой помощи.

"Безусловно, каждый человек имеет право на свое мнение. Представьте ситуацию – бытовое насилие в отношении ребенка, мы являемся операторами и консультантами телефона доверия. Что может сделать девушка, которая сидит на телефоне доверия? Логически будем рассуждать. Поехать по адресу и задержать агрессора? Поехать в другой конец Казахстана, когда наш офис находится в Алматы? Наверное, логично, если мы перенаправляем. Просто нужно понимать, что нам нужно менять систему. Мы не получаем ни копейки из бюджета, как другие телефоны, которые имеют по 600 миллионов. Если есть гражданская позиция – приходите, помогите наладить службу. Мы консультируем по телефону, в остальных случаях мы перенаправляем в службы, которые оказывают очное консультирование", - сообщила она.

При этом Байсакова отметила, что основными стратегическими задачами Союза остаются улучшение состояния семей с детьми, в первую очередь, находящихся в трудной жизненной ситуации. Действительно, чаще всего в "150" обращаются взрослые. Однако в месяц от детей и подростков поступает примерно от 16 до 19 тысяч звонков.

"Это национальная линия доверия для детей и молодежи. Если посмотреть, кто к нам обращается, то, безусловно, 60 процентов обращаются взрослые и 40 процентов дети, молодежь. С декабря прошлого года мы начали принимать СМС по WhatsApp. Понимая, что жертвы бытового насилия часто находится под контролем. Поэтому, когда рядом с тобой находится агрессор и невозможно никак сообщить о факте, поэтому данная функция помогает выйти на связь, сообщить о факте насилия. Приблизительно в месяц поступает от 16 до 29 тысяч звонков", - добавила она.

Байсакова отметила, что в отличие от колл-центра "111" телефон доверия "150" полностью существует за счет международных организаций и спонсоров. Так, в год на содержание линии уходит 15 миллионов тенге.

"Это не 600 миллионов, где сидят 70 операторов и отвечают на звонки. У нас семь операторов, из них четыре работают днем, ночью и в воскресные дни по два человека. Этого достаточно. А то, что у телефона "150" нет исходящей связи, то телефон доверия на то он и телефон доверия, все должно быть конфедициально. Искусство консультанта – убедить звонившего назвать адрес, телефон", - добавила она.


Наверх