Созданы предпосылки для внедрения системы сдержек и противовесов - эксперт об основных тезисах послания

17 Марта 2022, 15:50
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
СЦК 17 Марта 2022, 15:50
17 Марта 2022, 15:50
3954
Фото: СЦК

Депутаты, политологи и эксперты обсудили основные тезисы послания президента народу Казахстана, передает BaigeNews.kz.

Депутат мажилиса парламента РК Айдос Сарым считает, что открытость, свобода внутри общества, свобода слова, мысли могут пробудить энергию граждан.

"Эти реформы будут направлены на переформатирование сложившихся в стране правил политической конкуренции. Изменения в законе о партиях, изменения в избирательные процессы, конституционные изменения - всё это должно иметь одну цель: обновить политическое поле – дать возможность новым игрокам прийти на политическую площадку, тем самым начать новый политический диалог, подтолкнуть политический диалог к большему политическому доверию, а политическое убеждение должно сформировать новые правила игры и подтолкнуть к подчинению всех нас новой политической культуре", - рассказал он в ходе экспертного круглого стола "Политические реформы 5.0: экспертный подход".

Депутат также отметил, что необходимо рассмотреть вопрос о том, как и в какой последовательности реализовать эти реформы.

"Президент сказал, что прежде всего нужны изменения в Конституцию. Будут внесены конкретные изменения в более чем 30 статей, а затем должны быть приняты законы о вновь создаваемых структурах. Одна из самых больших проблем в Казахстане - это проблема справедливости. А возвращение Конституционного суда, его превращение в комплексный институт по обеспечению справедливости даёт хороший толчок развитию судебной системы в Казахстане, потому что конкретная группа граждан, объединившись, может через уполномоченного по правам человека или Генеральную прокуратуру обратиться в Конституционный суд и получить возможность решить не только свои проблемы, но и подобное, беззаконие. В конечном счёте, решения президента звучат как отдельные законы, и мы вступаем в Новый Казахстан", - сказал спикер.

Сарым добавил, что казахстанцы должны стать сплочённой нацией и быстро осуществить эти реформы.

Директор Экспертного института Европейского права и прав человека Марат Башимов отметил, что выступление главы государства было по-своему революционным. Оно отражало мнение общества, народа.

"Даже один факт передачи полномочий парламента по контролю бюджета. Они будут контролировать: кто ворует бюджет, кто уводит деньги, кто закладывает неэффективное расходование. Самое актуальное - каждая копейка бюджетных денег будет контролироваться парламентом, и они не отстанут, как сейчас Счётный комитет, который "спрятался", ничего не делает, никто не знает, что он там провёл. Форма правления от суперпрезидентской меняется в сторону парламентской", - рассказал он.

По его мнению, важны и вопросы, касающиеся Конституционного суда и совета. В послании был отмечен правозащитный блок, верховенство права, а также верховенство прав человека.
"В каждом своём выступлении (...) президент однозначно подчёркивает приоритет права. Акцентирует на этом внимание. Даёт право обращения к уполномоченному по правам человека, генеральному прокурору. Они сталкиваются с постоянным беззаконием, несовершенством законодательства и теперь они будут обращаться напрямую к Конституционному совету с просьбой рассмотреть соответствие законов, подзаконных актов на предмет соответствия Конституции. Это огромное продвижение вперёд. 112 развитых цивилизованных государств имеют Конституционный совет", - отметил спикер.
Директора Института прикладных этнополитических исследований Талгат Калиев заявил, что продолжение политических реформ - это большой шаг вперёд. Несмотря на такие отвлекающие факторы, как кризис и события января, сейчас самое время для глобальных изменений.
"В своё время мы были обречены на стагнацию, консервацию, а не на стабильность. Поэтому сейчас, я думаю, что политические процессы должны получить новый импульс и полностью измениться. Озвученная вчера реформа - это то, что станет определённой политической традицией. Токаев ставит определённые границы, заявив, что родственники президента не могут занимать высокие должности. В будущем это может стать большой традицией. Человек, который будет президентом, государственным служащим, должен поставить себе такое ограничение и служить верой и правдой. На пост акимов будут по два выборных претендента. Было сказано о снятии полномочий с маслихатов. Если половина депутатов маслихата будут назначаться по мажоритарной форме, другая половина - по пропорциональной, то народ завтра сможет сам выбирать их. А эти институты будут наделены определённой властью. То есть изменения налицо", - подчеркнул Калиев.
Он считает, что это большой шаг к созданию новых традиций и новой политической культуры. Это не политическая реформа, которая может быть решена за один день, это что-то долгосрочное.

Директор Казахстанского института общественного развития Казбек Бейгельдинов заявил, что в послании главы государства есть механизм баланса и сдержек в политической системе, для реализации которого необходимо шаг за шагом проводить реформы.
"Это не только переход от суперпрезидентства к системе влиятельного парламента, но и дальнейшая политическая система, в которой сменяются президенты, а новое становится для них традицией. Новое законодательное ограничение. Вторая проблема заключалась в том, что в ожидании послания были и запросы, и требования общества, которые учитывались на 80-90 процентов. В местном самоуправлении самая большая критика со стороны жителей касалась местной исполнительной власти, акимов, которых не знали и не видели никогда. В связи с этим президент, ограничив свои полномочия, создал предпосылки для внедрения системы сдержек и противовесов, о которых мы говорили выше. Акимы и их заместители не могут быть руководителями филиалов партий. Но избирается председатель маслихата", - рассказал он.
Он напомнил, что в послании президента говорилось об императивном мандате, то есть если депутаты не выполнят обещания, данные в своей предвыборной программе, то их мандат будет возвращён, тем самым появился механизм воздействия на депутатов со стороны населения и избирателей.

Наверх