"Его возьмут, используют и выплюнут" - музыкальные критики о победе Иманбека на "Грэмми"

16 Марта 2021, 17:15
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
kommersant.ru 16 Марта 2021, 17:15
16 Марта 2021, 17:15
44632
Фото: kommersant.ru
15 марта казахстанский музыкант Иманбек Зейкенов завоевал премию "Грэмми" за свой ремикс под названием "Roses". Эта победа стала исторической, так как до него никто из Казахстана, да и в целом из стран СНГ, не завоевывал эту награду в области попмузыки.

Несомненно, все понимают, что премия американской Национальной академии искусства и науки звукозаписи - это высшее достижение, которое мог бы добиться музыкант, но что дает эта награда, помимо всемирного признания таланта, мало кто представляет. BaigeNews.kz побеседовал с музыкальными критиками, которые рассказали, что значит "Грэмми" для простого парня из маленького казахстанского городка, и перевернет ли это событие его жизнь.

"Рэпер SAINt JHN должен сказать Иманбеку: "Чувак, ты меня сделал всемирной знаменитостью"

Один из главных журналистов-экспертов "Евровидения" и российский музыкальный обозреватель Артур Гаспарян сравнил победу Иманбека Зейкенова на "Грэмми" с получением Нобелевской премии.
""Грэмми" - это все равно, что Нобелевская премия в области литературы для писателей. Так как нет Нобелевской премии в области музыки, то "Грэмми" это высшая мировая музыкальная награда. Так же, как "Оскар" в кинематографе или золото на Олимпийских играх в спорте. А для музыкантов СНГ (мы все-таки по-прежнему, какие бы границы нас не разделяли, бывшее советское пространство - некая единая культурно-музыкальная субстанция, к примеру, группа "А-Студио" - наше общее достояние, если не говорить о других, включая Розу Рымбаеву) победа Иманбека – она уникальна, он первый из всех. Конечно, у нас были "Грэмми" в области академической музыки, что в принципе было традиционно и понятно, это жанр, в котором есть большие достижения. Но именно в сегменте ультрасовременной прогрессивной музыки, в специфическом, пограничном жанре – такое впервые", - говорит Гаспарян.
В январе, когда были опубликованы имена номинантов на "Грэмми", и там оказался Иманбек, многие вообще впервые узнали о нем, вспоминает критик. Включение его в номинацию уже стало хорошим элементом раскрутки.
"Несмотря на все просмотры, прослушивания миллиардные на Spotify, тем не менее имя Иманбека стало фактом музыкальной жизни именно благодаря "Грэмми". Поэтому артист может поблагодарить премию за очень крутую раскрутку, причем еще бесплатную, что на нашем постсоветском пространстве звучит дикой дичью, где все привыкли платить за все. В любом случае это большая победа, и, кроме восторга и радостных эмоций, это вызвать не может. Миллиард прослушиваний в Spotify – это одна история, а после получения премии "Грэмми" он проснулся в совершенно другом качестве", - считает Артур Гаспарян.
По словам музыкального эксперта, премия американской Национальной академии искусства и науки звукозаписи станет для 20-летнего казахстанского диджея стартовой площадкой для реализации себя как музыканта. Однако получение "Грэмми" не гарантирует автоматический "золотой дождь" в виде многомиллионных контрактов, говорит он.

"Тут нет прямой причинно-следственной связи. В любом случае репутация – это хороший инструмент капитализации. Я видел одно из интервью Иманбека, где он как раз шутил по поводу материального состояния. Но когда у человека миллиард просмотров в Spotify, вопрос о доходах отпадает сам собой. Тем более, насколько я знаю, его главной мечтой в этой жизни было - ничего не делать и много зарабатывать. И вот он, собственно, неожиданным образом очень легко, играючи, нажимая на клавиши своего домашнего компьютера… Хотя это не значит, что он не трудился. Понятно, что это не в шахте в забое уголь колоть, но, тем не менее, он занимается любимым делом, хобби, которое принесло такой потрясающий результат. А вот прямой связи, что он стал лауреатом премии «Грэмми» и на него посыпались золотые дожди, конечно, нет", - считает Гаспарян.

Но по мнению критика, премия дает ему большие возможности, которые раньше без нее были для него недоступны. Есть вероятность, что последует хорошая цепочка событий, когда хорошие контракты будут, и обратят на него внимание.

"Я думаю, сейчас огромное количество музыкантов сидит и думает, кто такой этот парень из Казахстана, написавший ремикс к песне, которая до этого момента не была так широко известна. Она была написана в 2015-2016 годах, неплохая, кстати, песня. Это говорит о том, что у Иманбека очень хороший музыкальный вкус, потому что он не выбирает то, что лежит на поверхности. Он взял очень хорошую с музыкальной точки зрения песню, которая не была раскручена, и сделал из нее суперхит. Во-первых, рэпер SAINt JHN (исполнитель песни "Roses" - ред.) должен проставиться перед Иманбеком и сказать: "Чувак, ты меня сделал всемирной знаменитостью". Сейчас вообще огромное количество артистов призадумается. Не только Селена Гомес, которой Иманбек хочет сделать ремикс. То есть он, как это говорят, проснулся знаменитым", - считает известный музыкальный обозреватель.

"Главное, чтобы этот музыкант не оказался случайным и мог дальше творить"

Музыкальный редактор, основатель российской звукозаписывающей компании "On Air Studio" Николай Карасев говорит, что у Иманбека Зейкенова после получения "Грэмми" бесспорно повышается прайс на его услуги. Музыкант при составлении контрактов может смело требовать для себя те условия, которые он сам захочет.
"Для любого музыканта "Грэмми" - это большая награда, вершина творчества, когда тебя признает мировое сообщество, и говорит: "Ты классный музыкант. Мы выделяем тебя из общей массы и считаем, что в этом году ты был самым крутым в определенной номинации". В дальнейшем, как и любая награда, "Грэмми" дает продвижение в карьере. Он теперь может открывать двери, которые раньше были для него закрыты. Это процесс бизнеса, грубо говоря. Возьмем, к примеру, доктора наук: он получает выше зарплату, чем кандидат наук, не говоря о простом работнике. Тоже самое здесь, музыкант с премией может просить для себя лучшие условия, обращать на себя внимание больших западных лейблов, договариваться с ними о каких-то условиях. Но это все на перспективу, ведь, главное, чтобы этот музыкант не оказался случайным и мог дальше творить. Тогда, да, музыкальные монстры захотят в него вкладывать. Каждый случай уникален. Нет такого, что получил "Грэмми" и сразу в два раза больше зарабатываешь. Нет, конечно. Все это складывается из многих вещей, стриминга в том числе, и концертной деятельности", - говорит Карасев.
По его словам, историй успеха, аналогичных тому, что произошло в жизни павлодарского диджея, "Грэмми" не помнит, когда буквально ниоткуда появился одаренный музыкант и за очень короткое время выбился в мировые топы, опередив уже известных и популярных артистов с армиями фанатов.
"Если брать список лауреатов "Грэмми", то, в основном, их все уже знали до премии. Очень редко бывает, что кто-то выскакивает. Тут можно вспомнить Билли Айлиш (она, кстати, снова получила премию "Грэмми"). Ее альбом, за который она получила первую премию, тоже неожиданно появился. В своем звучании он был новаторским. Тогда она была новым, свежим артистом. Но тем не менее, к тому времени, многие уже знали, кто такая Билли Айлиш. Я не припомню таких музыкантов, которые до получения "Грэмми" были совершенно неизвестны. На фоне этого, история Иманбека совершенно уникальная", - говорит основатель компании On Air Studio.

"Можно вылезти на этой волне, срубить бабла"


По сравнению с российскими коллегами, казахстанский музыкальный критик, журналист Роман Райфельд озвучил более пессимистичные прогнозы относительно успеха Иманбека Зейкенова. По словам бывшего члена жюри конкурса Superstar.kz, казахстанского обладателя "Грэмми" недолго будут носить на руках, в скором времени о нем забудут.
"Мир сейчас совсем по-другому смотрит на все эти вещи. Можно, конечно, в резюме написать: получил "Грэмми". Это будет круто, пойдет молва. Но сейчас это все отходит на второй план. В мире все меняется, и сейчас на первый план может выйти человек вирусного успеха. Как в этом случае, один какой-то случайный ремикс, сделанный абсолютно от фонаря (ну поработал, все ясно), но я имею в виду не то, что там целая команда продюсеров сидела планировала 10 лет назад сделать это сегодня, и они это сделали, успех получили и, как говорится, награды. Это не так происходит, это просто щелчком, сидя в спальне у себя можно создать мировой хит. В этом плане демократия", - считает Роман Райфельд
Критик полагает, что талантов таких, как казахстанский диджей, по всему миру очень много, только конкуренция там гораздо выше, чем здесь.

"Если бы я был продюсером (в США), я бы взял его именно из-за экзотики: имя короткое экзотическое, во-вторых, из страны которую, кроме как из-за Бората, не знают. Это круто, но это ненадолго. То есть можно вылезти на этой волне, срубить, как говорится, бабла, но на очень короткий промежуток времени, на короткую дистанцию. Там, на длинную, извините меня, я думаю, что он не потянет. Он будет заниматься музыкой и дальше, но такого эффекта "вау!", о котором будут говорить все продюсеры, музыкальная индустрия по обе стороны океана, такого длительного времени, конечно, не будет. В этом нет ничего плохого, это не негатив. Наоборот, ради Бога, пусть человек пробует, старается, делает что-то. Почему нет? Но такой волны продюсерского туризма в Казахстан не будет. Его возьмут, используют и выплюнут", - считает Райфельд.

Музыкальный критик уверен, что таланты Иманбека Зейкенова на его родине вряд ли оценят. В Казахстане, где доминирует той-бизнес, у обладателя "Грэмми" нет больших перспектив, считает журналист.
"Грэмми" - это, конечно, же круто. И не только потому, что мы - Казахстан и страна непонятно какого мира. Не поэтому. А в принципе весь мир сегодня ориентируется по музыке именно на эту премию. Это означает, прежде всего, личный огромный успех артиста. Что касается доходов, мне сложно сказать. (…) Шоу-бизнес Казахстане по-прежнему работает в основном за счет тоев. Даже в ковидный год, вы сами видели выложенные видео в интернете, даже там успевали выступить на массовых мероприятиях. Ни отдельные музыкальные каналы, ни "Той-Думаны" и другие передачи не соответствуют уровню, не помогают развитию шоу-бизнеса. Они просто помогают стать артистам более известными, чтобы люди сказали: "Ой, вот я тебя по телевизору видел, позову-ка я тебя на свою свадьбу". Возьмем того же Молданазара. Сколько лет он уже известен, можно сказать, в известной степени мэтр. И что, его зовут на все тои что ли? Нет, конечно. Миллиардов он не зарабатывает. Хотя делает стильные вещи и, говорят, стихи обалденные пишет", - говорит Райфельд.
По словам музыкального критика, Иманбек Зейкенов идет в правильном направлении: он записал альбом вместе с известной британской певицей Ритой Орой. Это принесет ему еще большую известность.
"В феврале, буквально месяц назад, альбом маленький с Ритой Орой вышел. Рита Ора - это достаточно известная поп-дива, из чартов последние несколько лет не вылезает. И на альбоме на этом написано "Рита Ора и Иманбек". Разве это не успех? Естественно, он как автор, соавтор этих песен получит какой-то гонорар. Я, по крайней мере, на это надеюсь. Если же нет, то это печально, конечно. Если бы сейчас шоубиз работал, как в 90-е и 80-е, артисты за миллионные тиражи получали бы копейки и умирали в бедности. Это все несправедливо. Сейчас все меняется, и я, надеюсь, что он получит свой золотой кусочек", - считает критик.

Наверх