Возвращение приватизированного: откат или прогресс для экономики?
Из официальных сообщений ясно, что речь идет только о "необоснованно приватизированных" объектах.
- Юрий Масанов Журналист
- #демонополизация
- #экономика
- #связь
- #монополия
- #январские события
- #январская трагедия
- #беспорядки в Алматы
- #Касым-Жомарт Токаев
- #Президент Казахстана
- #тарифы
- #ТЭЦ
Итак, 24 марта началась новая страница в экономическом развитии Казахстана — заработала комиссия по демонополизации экономики. И хотя о борьбе с монополиями и за свободную рыночную конкуренцию в стране говорят уже давно, сейчас она может приобрести совершенно новую форму. Давайте с помощью экономического обозревателя BaigeNews.kz Юрия Масанова разберёмся, в чем суть нынешней демонополизации.
Ещё одна комиссия
К ныне действующим комиссиям, советам и штабам при правительстве Казахстана в прошедший четверг добавился еще один орган — Комиссия по демонополизации. В её состав вошли руководители агентств по противодействию коррупции, финансовому мониторингу, защите и развитию конкуренции, члены правительства, представители Генеральной прокуратуры и госхолдинга "Самрук-Казына".
В сообщении Кабмина говорится, что задача комиссии заключается в выработке предложений по демонополизации, в частности, по передаче в государственную собственность "необоснованно приватизированных объектов в сферах телекоммуникации, железнодорожной инфраструктуры, медиа-активов и в других отраслях".
По итогам первого заседания Минфин с другими госорганами и фондом "Самрук-Казына" получили от премьер-министра Алихана Смаилова задание в течение недели дать свои предложения по механизмам возврату в госсобственность необоснованно приватизированных объектов.
Из текста официального сообщения можно предположить, что общий список объектов, которые нужно вернуть, уже есть. Во-первых, были перечислены конкретные отрасли, а во-вторых, было дано конкретное поручение думать над механизмами возврата.
Это говорит нам, что планы по "откате" части приватизации появились не вчера, а уже были сформированы и теперь переходят к практической реализации.
На эту тему особенно много говорил с последнее время президент Касым-Жомарт Токаев. Например, в февральском интервью телеканалу Qazaqstan глава государства заявил: тенденция доминирования узкого круга людей в экономической сфере в Казахстане набирает обороты, и это мешает реальной конкуренции и, говоря шире, справедливости. Об этом явлении в Казахстане мы уже писали ранее.
Теперь конкретнее
Если раньше о борьбе с монополиями чаще говорили в ключе снижения и сдерживания тарифов, то теперь, по всей видимости, государство решило перейти к более жёстким мерам.
С момента обретения Казахстаном независимости в той или иной степени были приватизированы почти все крупные промышленные объекты и даже часть инфраструктуры. В лихие девяностые это объяснялось просто: частные инвесторы с деньгами не дадут предприятиям закрыться и хоть как-то будут выплачивать зарплаты работникам, пока государство неважно себя чувствует после распада СССР. В нулевые годы и далее ситуация в целом продолжилась. Например, активно передавались объекты в рамках государственно-частного партнерства.
Всё это привело к нынешней ситуации, когда частное управление, вопреки расхожему мнению, не приводит к эффективности. Одно из свидетельств этого — недавняя авария на теплоэлектроцентрали в Петропавловске. Имея во владельцах частный бизнес, стратегический объект инфраструктуры дошел до состояния, при котором наполовину обрушилась одна из труб.
В чём настоящая причина и кто виноват, разберутся в ходе расследования. Но в целом можно констатировать: инфраструктура в ЖКХ и энергетике довольно изношена, и не только из-за отсутствия у государства денег — частью её владеют "частники".
Видимо, не желая видеть новых проблем с некогда государственной собственностью, чиновники решили вернуть самое важное или же незаконно присвоенное.
Что касается последнего, есть один яркий пример — как раз из телекоммуникационной отрасли, которая упомянута в сообщении правительства. Возможно, речь идет о люксембургской компании Skyline Investment Company S.A., которая к началу этого года владела 24,95 процента акций национального телеком-оператора "Казахтелеком".
Эту долю зарубежная компания в 2018 году получила постановлением правительства от другой компании — Sobrio Limited, которой владел на тот момент казахстанский бизнесмен Александр Клебанов. Однако на момент передачи было неизвестно, кто стоит за Skyline Investment.
И лишь недавно — менее двух лет назад — стало известно, что её единственным учредителем является Кайрат Сатыбалдыулы. 13 марта он был задержан Антикоррупционной службой по уголовному делу о злоупотреблении должностными полномочиями и хищениях средств "Казахтелекома" в особо крупном размере. Видимо, по таким случаям будет работать демонополизация.
О том, какие ещё есть похожие прецеденты, может стать известно уже на следующей неделе. Тогда чиновники должны представить комиссии свои механизмы по возврату активов государству — будем надеяться, со списком этих самых активов.
Текст отражает личное мнение автора.
Самое читаемое
- Фейки из соцсетей, ИИ и сокращение штата: главные вызовы для СМИ обсудили на Media Құрылтае
- Секс-рабство школьницы в Кызылорде: глава МВД озвучил новые подробности
- Изнасиловал и убил несовершеннолетнюю: в Казахстан из России доставили подозреваемого
- Нас травят: жители Усть-Каменогорска снова жалуются на удушающий смог
- Землю почти на 1 млрд тенге вернули государству в СКО