Как тратили деньги на PR ОСМС: семинары, консультации, статьи и ток-шоу
Всего потратили для продвижения программы соцмедстрахования 1,8 миллиарда тенге.
На PR, семинары, ток-шоу и консультации социального медицинского страхования Министерство здравоохранения Казахстана потратило 763 433 969 тенге и 2 600 684 долларов (общая сумма по сегодняшнему курсу доллара 1,8 миллиарда тенге), заняв эти деньги у Всемирного Банка. Кругленькая сумма ушла также на соцопросы, мониторинг и даже написание стратегий для ФОМС. Корреспондент BaigeNews.kz попытался выяснить, кому и на что были перечислены заемные миллионы.
В своем недавнем выступлении глава Минздрава Алексей Цой заявил, что будет контролировать уровень негативного восприятия мер по борьбе с КВИ. Ключевую роль в этой борьбе играет Фонд социального медстрахования, который оскандалился благодаря своему бывшему руководителю Айбатыру Жумагулову и продолжает подвергаться критике казахстанцев. Должность председателя ФОМС Жумагулов занимал с марта 2019 года. В том же году началась активная выдача заемных средств Всемирного Банка PR-компаниям и общественным фондам.
Пожалуй, наиболее интересным является контракт на производство и продвижение национального медицинского ток-шоу. Перспективный проект достался ТОО "Независимый продюсерский центр "КАЗтелефильм". Начиная с апреля 2019 года и в течение 10 месяцев продюсерский центр должен был транслировать на одном из телеканалов передачу стоимостью в 55 776 000 тенге.
Планировалось, что ток-шоу на актуальные темы здравоохранения будут показывать в эфире одного из республиканских телеканалов и социальных сетях. В контракте указано, что трансляция телепередачи будет проходить на новом молодежном канале "J1–JASTAR1", его версиях в социальных сетях и Youtube.
Что нужно знать о "J1–JASTAR1". Громкая презентация телеканала состоялась в 2018 году. Однако с тех пор о нем ничего не слышно. Последняя трансляция на Youtube была 1 августа 2019 года. А значит, показ медицинского ток-шоу за 55,7 миллиона тенге прервался за пять месяцев до окончания контракта (если ТВ-продукт вообще существовал).
Интересно, что руководителем телеканала является глава той самой компании ТОО "Независимый продюсерский центр "КАЗтелефильм" Искаков Ильяс Башарович - журналист, ранее занимавший кресла президента АО "Казахтелефильм", директора АО РТРК "Казахстан" и депутата Жамбылского областного маслихата.
Он также руководит ТОО Kazakh cinema distribution, которое занимается производством кино-, видеофильмов и телевизионных программ, и участвовал в госзакупках.
Еще одним проектом ОСМС в сфере коммуникаций является call-центр за 108 447 386 тенге. Контракт был подписан на 18 месяцев с ТОО "Prime Source" (Прайм Сорс).
Компания должна была разработать медицинский информационно-аналитический Contact-центр с медико-консультационной поддержкой населения и медработников. Это системы электронных обращений и обратной связи, "горячая линия" и "телефоны доверия", а также сall-центры при организациях здравоохранения. На сайте ОСМС можно увидеть лишь один короткий номер 1406.
ТОО "Prime Source" уже имело дело с фондом соцстрахования в 2018 году. За 83 миллиона компания поставила программно-аппаратный комплекс. В кратком содержании договора указано, что это система сбора логов и событий информационной безопасности.
За 10 лет существования Ассоциация отчисляла налоги всего четыре года.
На изучение международного опыта по методологии центров лучших практик (Centers of Excellence) по ПМСП на основе опыта развитых стран на базе организаций, внедряющих инновационные технологии в области первичной медико-санитарной помощи, ФОМС потратил уже не в тенге, а в американской валюте. За четыре месяца услуги французской компании "Dialog Consulting" обошлись в 143 000 долларов. Ниже перечень услуг за 58,6 миллиона тенге по сегодняшнему курсу:
Еще одна многомиллионная услуга по организации и проведению региональных семинаров по вопросам медиации и медицинского права досталась ОО "Ассоциация независимых медицинских экспертов города Астаны" в консорциуме с ЧУ Международный центр медиации и права "Согласие". Возглавляет Ассоциацию экспертов Жанар Шукенова. Известно, что в свое время она работала в столичном управлении здравоохранения. Ее эксперты консультируют по всему Казахстану, и компания активно участвует в госзакупках. За семинары ОСМС независимые эксперты получили 30,7 миллиона тенге.
За мониторинг и внедрение программы по охране, поддержке и поощрению практики грудного вскармливания ВОЗ/ЮНИСЕФ в медицинских организациях казахстанцы отдадут 96 261 263 тенге общественному фонду "Союз медицинских работников "BalaJan". В год получения крупнейшего в своей истории заказа общественный фонд выплатил 86 400 тенге в виде налогов.
Ниже задачи, которые возложили на компанию в течение двух лет:
Стоит отметить, что мониторинг еще идет, вот только никаких публикаций и отчетов о ходе этого мониторинга в открытом доступе нет. Единственное упоминание о деятельности ОФ "Союз медицинских работников "BalaJan" было в ноябре 2019 года.
Консультационные услуги по усилению скорой и неотложной медицинской помощи казахстанским врачам оказывает канадец Кевин Фрик во главе компании ТОО "KazMedConsult". Контракт был подписан 5 сентября 2018 года на два года. Сумма составила 143 337 120 тенге.
В Казнете можно найти множество публикаций о деятельности доктора Кевина Фрика. В отличие от руководителей вышеназванных компаний экспат активно давал советы казахстанской экстренной службе.
фото: weproject.media, Кевин Фрик
С 2016 года его компания является участником государственных закупок. Кроме проведения семинаров и услуг по обучению персонала в прошлом году, уже в этом году компания занялась услугами по оценке недвижимого имущества в клинике Сызганова за пять миллионов тенге, а также консультационными услугами по оценке и анализу деятельности ряда научных центров, по той же ставке в пять миллионов. Компания Кевина Фрика старается регулярно выплачивать налоги.
За поддержку Объединенной комиссии по качеству медицинских услуг Минздрав заплатил канадскому университету International Health unit (IHU) of the School of Public Health of Montreal University 448 676,65 доллара в надежде, что это позволило бы Казахстану перенять практику передовых стран для ОСМС.
К сожалению, никаких отчетов о проделанной работе в открытом доступе не оказалось.
Отдельного внимания заслуживает PR-кампания ОСМС в Казахстане. Почти 2 миллиона долларов получила на PR соцмедстрахования в Казахстане частная компания Success K, а если быть точнее 1,8 миллиона долларов за организацию комплексного медийного и PR-сопровождения проекта. Возглавляет компанию и проект по продвижению ОСМС Ляззат Коккозова.
фото: weproject.media, Ляззат Коккозова
После серий громких публикаций в СМИ и соцсетях Коккозова попыталась объяснить общественности, куда делись деньги.
Информационную кампанию в социальных сетях (Social Media Marketing – SMM) с визуальным сопровождением казахстанским пиарщикам уже не доверили, отдав 209 008 долларов (свыше 85 миллионов тенге по нынешнему курсу) украинской компании ООО "Фирма 800". За эту сумму заграничным smm-специалистам необходимо провести анализ присутствия аудитории в социальных сетях и обучающие семинары. В перечень также вошли видеоролики и инфографики. Вести соцсети Минздрава "Фирма 800" должна до 2021 года.
Еще один вид услуг - соцопросы за 110 056 120 тенге, которые достались ТОО "APEX Consult". В течение двух лет, начиная с ноября 2018 года, компания взялась проводить в Казахстане социологические опросы и репутационный аудит по системе обязательного социального медицинского страхования. С результатами официального опроса ознакомиться не получилось, ввиду его отсутствия в Интернете. Поэтому о деятельности компании остается судить по налогам и участию в тендерах.
А список госзакупок у "APEX Consult" внушительный, вот только его часть:
Однако подписывались многомиллионые контакты с министерствами и нацкомпаниями на сайте госзакупок лишь с 2016 по 2018 годы.
Услуги по написанию и размещению информационных материалов, созданию и продвижению спецпроектов были возложены на еженедельную газету "Караван" вне конкурса в течение семи месяцев с 22 апреля 2019 года за 7 350 000 тенге. Аналогичные услуги вне конкурса Минздраву должны были оказать сайт Tengrinews.kz (за 17 709 600 тенге в течение 10 месяцев) и портал Nur.kz (за 32 300 800 тенге в течение 12 месяцев). К PR-кампании подключили также телеканалы: "Qazaqstan" (7 500 000 тенге за 10 месяцев) и "Первый канал "Евразия" (83 305 495.84 тенге за 10 месяцев).
За разработку коммуникационной стратегии по внедрению системы обязательного социального медицинского страхования взялось ТОО "PR-Vision" — ИП "Тутыкин В.В. (Media Vector)" за 17 920 013,44 тенге. При этом широкой известности у компании нет, в госзакупках ТОО не участвует с 2016 года, однако отбиралось в проект исключительно "по своей квалификации", как было указано в контракте.
Для справки. Все вышеназванные компании объединил Проект "Социальное медицинское страхование". Он реализуется в соответствии с соглашением о займе между Казахстаном и Международным Банком Реконструкции и Развития. Проект вступил в силу 27 июня 2017 года. Общая сумма заключенных контактов, упомянутых в данной статье, составила 763 433 969 тенге и 2 600 684 долларов (по нынешнему курсу это 1 076 683 176 тенге), таким образом общая сумма затрат составила 1,8 миллиарда тенге.
Бюджет всего проекта составляет 90 миллионов долларов, в том числе: средства займа – 80 миллионов долларов и средства софинансирования – 10 миллионов долларов США.
К слову, 17 июня стало известно, что Антикоррупционная служба начала досудебное расследование в отношении бывшего руководства НАО "Фонд социального медицинского страхования" по факту хищения средств.
Самое читаемое
- Фейки из соцсетей, ИИ и сокращение штата: главные вызовы для СМИ обсудили на Media Құрылтае
- Секс-рабство школьницы в Кызылорде: глава МВД озвучил новые подробности
- Ночной забег проведут в Астане
- Изнасиловал и убил несовершеннолетнюю: в Казахстан из России доставили подозреваемого
- Нас травят: жители Усть-Каменогорска снова жалуются на удушающий смог