Как предлагают реформировать НПП "Атамекен"
На существующие проблемы в работе НПП обратил внимание председатель Ассоциации управляющих и сервисных компаний в Нур-Султане Кайрат Кокенов.
"В свете последних событий и перемен основные ожидания и надежды возложены на бизнес-сообщество. Все прогрессивные реформы происходят, когда государство прислушивается не просто к теоретикам-экономистам, но и к самим предпринимателям. В списке организаций, требующих трансформации, Президент отметил национальную палату "Атамекен" и предложил выслушать идеи самих бизнесменов. Очевидный факт: деятельность национальной палаты свелась к тому, чтобы выполнять роль площадки для обсуждения проблем бизнеса. Но заключения, представляемые НПП в госорганы, имеют лишь рекомендательный характер, а предложения, озвученные предпринимателями, зачастую не реализуются", – отметил Кокенов.
Он считает, что в первую очередь необходимо усилить роль НПП, придав ее заключениям "обязательный" статус, а в случае отрицательного заключения - предусмотреть возможность выноса на апелляцию в вышестоящий орган.
"Только в этом случае мнение бизнеса будет принято во внимание. Более того, НПП должна иметь постоянного представителя в правительстве, чтобы последовательно реализовывать свою стратегию развития, разработанную как минимум на три-пять лет в четкой синхронизации с экономической политикой государства. Если государству нужно достичь определенных показателей, таких как ВВП, ВНП и так далее, то реализацией на деле будет заниматься реальный сектор экономики – бизнес. Но с нами нужно обсуждать, есть ли у нас ресурсы и какие нужны дополнительные ресурсы. Иначе сверху решат, а снизу не смогут, а статисты припишут. Нужен общественный договор. На данный же момент "Атамекен" собирает проблемы и идеи бизнеса, аккумулирует, но не имеет полномочий их внедрять", – подчеркнул Кайрат Кокенов.
Председатель Ассоциации управляющих и сервисных компаний в Нур-Султане предлагает разработать механизмы и инструменты влияния НПП.
"Необходимо дать НПП право влиять. Заключения палаты должны стать обязательными при разработке и утверждении законодательства, касающегося бизнеса, возможность блокировать спорные нормы с выносом на вышестоящее рассмотрение. Необходимо обеспечить постоянное представительство в правительстве – выделить курирующего вице-премьера, либо наделить председателя НПП статусом вице-премьера для оперативного продвижения вопросов бизнеса в правительстве, так как это напрямую влияет на реализацию государственной экономической политики.
Деятельность НПП охватывает сферы влияния всех министерств. Поэтому кто-то должен заниматься вопросами повышения конкурентоспособности бизнеса, повышение компетенции топ-менеджеров, сотрудников, выход на экспорт, выход из тени, выход на биржу, стимулирование, обучение и так далее. Мы уже не в СССР, 30 лет как у нас есть частная собственность и бизнес, но комплексно его никто не курирует. Ни одно министерство такую функцию не выполняет", – сказал Кайрат Кокенов.
Одной из стратегических задач НПП должна быть инкубация саморегулируемых организаций (СРО) в отраслях, передача функций государства по схеме: "государство – НПП, далее НПП – СРО". Также Кайрат Кокенов предлагает определить перечень "зрелых" отраслей, которые требуют саморегулирования. Таким образом, "Атамекен" выступит инкубатором для консолидации и обучения участников определенного рынка в СРО.
"Конечная цель – взрастить СРО определенной отрасли и передать ему функции государства, которые по плану должны уйти в СРО. Пока рынок не готов к СРО, это планомерный процесс", – отмечает он.
Кроме этого Кокенов предлагает передать палате некоторые некоторые функции МОН РК, в частности полномочия по определению образовательных программ, потребности в кадрах, выделения грантов, разработки классификатора специальностей и т.д. Весь образовательный процесс необходимо конкретизировать исходя из потребностей бизнеса.
"Активное участие в разработке системных мер по защите от импорта отсутствие эффективных механизмов по защите и поддержке отечественных товаропроизводителей, открывает дорогу крупным международным компаниям, которые поглощают отечественный рынок. Для предотвращения этого процесса уполномоченный орган должен совместно с НПП разрабатывать и внедрять системную стратегию защиты от импорта. В Казахстане недостаточное количество эскпортоориентированных предприятий, в основном из сырьевых отраслей. Чтобы развивать экспорт и масштабировать казахстанский бизнес в другие страны, необходимо определить флагманов в каждой сфере предпринимательства, чтобы продвигать их за рубеж, а они в свою очередь освободили бы отечественную нишу для более мелких производителей, предоставив им возможность роста", – считает Кайрат Кокенов.
Государство совместно с НПП должно разработать и реализовать долгосрочную системную стратегию развития экспорта и курировать продвижение интересов отечественных производителей за рубежом. Создавать благоприятные условия финансирования по "длинным" деньгам. В свою очередь поддержка посольств и консульств в работе с бизнесом необходимы для освоения иностранных рынков через разные инструменты, к примеру временный агрессивный демпинг и т.д.
"Сегодня государственные стратегии не учитывают реальные потребности бизнеса. План развития предпринимательства и экономика страны не взаимосвязаны, отсутствуют условия для долгосрочного развития. Нет четкого механизма синхронизации целей государственной экономической политики и совокупных целей бизнеса. Сейчас как никогда нужна единая идеология, которая будет базироваться на принципе "все, что хорошо для бизнеса – хорошо для страны". С этой целью необходимо соединить стратегии государственного развития и развития бизнеса. В этой сфере "Атамекен" должен выступить в роли синхронизатора между государством и бизнесом. На сегодняшний день в стране также нет эффективных инструментов межотраслевого планирования предпринимательской деятельности. Отсутствует система продуктивного взаимодействия между отраслями. В связи с чем возникает переизбыток или недостаток той или иной продукции, услуг. НПП в этой части могла бы разработать межотраслевую стратегию, стать своеобразным хабом для создания синергии между разными сферами экономики", – уверен он.
Также необходим инкубатор по повышению прозрачности компаний, внедрению лучших стандартов корпоративного управления, выводу компаний на публичные площадки торговли акциями.
"Резюмируя хотелось бы отметить, что реструктуризация подразделений или штата НПП, решение вопроса по обязательным членским взносам, а тем более полное упразднение ОЧВ, не даст действенных результатов, пока не будут устранены глубинные причины стагнации экономики и бизнеса в стране. В этом направлении "Атамекен" может стать сильным рычагом для государства в управлении всем процессом, так как за период своего существования НПП консолидировала большую часть бизнес-сообщества, НПП позволит эффективно управлять процессом развития экономики, но при условии предоставления соответствующего статуса и полномочий", – подытожил Кайрат Кокенов.
Национальная палата предпринимателей "Атамекен" действует в Казахстане с 2013 года. Некоммерческая организация создана для усиления переговорной силы бизнеса с Правительством РК и государственными органами, указывается на сайте НПП.
Палата предпринимателей представляет интересы малого, среднего и крупного бизнеса, охватывая своей деятельностью все сферы предпринимательства, включая внутреннюю и внешнюю торговлю. Главная задача "Атамекена" – защита прав и интересов бизнеса и обеспечение широкого охвата и вовлеченности всех предпринимателей в процесс формирования законодательных и иных нормативных правил работы бизнеса.
Самое читаемое
- Фейки из соцсетей, ИИ и сокращение штата: главные вызовы для СМИ обсудили на Media Құрылтае
- К газу в Кызылординской области подключат ещё четыре села
- Ночной забег проведут в Астане
- Изнасиловал и убил несовершеннолетнюю: в Казахстан из России доставили подозреваемого
- Новая уловка: теперь мошенники в Казахстане притворяются сотрудниками АФМ