Разрушение отношений Казахстана и Китая выгодно ряду внешних игроков – политолог

Политический обозреватель Газиз Абишев рассуждает о том, что могло стать причиной антикитайских настроений в казахстанском обществе. <br /> <br />

6 Сентября 2019, 07:00
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
иллюстративное 6 Сентября 2019, 07:00
6 Сентября 2019, 07:00
3193
Фото: иллюстративное

По мнению политолога Газиза Абишева, бурный рост могущества Китая в последние три десятилетия привел к тому, что Поднебесная стала мощной военной державой, которую опасаются во всем мире, передает корреспондент Baigenews.kz

"На фоне относительного ослабления США и развала СССР Китай слишком резко стал мощной военной державой. Из-за этого опасения циркулируют вообще по всему миру. Мощи Китая боится даже до известной степени Америка. Что уж говорить о соседних маленьких странах, которой, в частности, является Казахстан", - считает политолог. 

Вместе с тем Газиз Абишев связывает нынешние антикитайские протесты еще и со спецификой казахстанского населения. 

"Демография показывает, что спусти три десятилетия после обретения независимости, мы движемся к моноэтническому государству. Может быть, мы к нему никогда не придем. Может быть, придем только через 40 лет. Однако неизбежно в таких обществах возникают синофобские мысли. Опасения Китая по всему миру, сложенные с синофобией на грани национализма, приводят к тому, что в не занимающихся хладнокровным анализом окружающей действительности массах возникают антикитайские настроения. Усиливают их те люди, которые поработали на китайских предприятиях и столкнулись, быть может, с жесткостью, жестокостью или безразличием отдельных китайских менеджеров. С тем же они сталкиваются и на казахстанских предприятиях нередко, но столкнувшись с китайским менеджером, они винят всех китайцев вместе. Вот от этого так это и происходит", - добавил он. 

"Люди хотят куда-то выплеснуть свою энергию возмущения, но это не до конца удается им в публичном пространстве, в СМИ. Диалог между властью и обществом пока не идеален. С другой стороны – покушаться на верховную власть и свержение режима – люди понимают, что это опасно в рамках действующих конституционных законов. Поэтому они выплескивают эту энергию в альтернативном направлении, против китайцев", - заявил собеседник. 

Газиз Абишев не исключает, что разрушение отношений Китая и Казахстана выгодно ряду внешних игроков.

"Еще один аргумент заключается в том, что такая системная вспышка также может быть объяснена внешним вмешательством. Потому что разрушение отношений Китая и Казахстана выгодно ряду внешних игроков. В частности, Америке, которая хочет обложить Китай санитарным кордоном, России, которая опасается роста влияния Китая в Центральной Азии и, к примеру, каким-то мусульманским странам, которые недолюбливают Китай из-за его политики в отношении религиозных меньшинств на территории Поднебесной. Поэтому с помощью современных технологий, соцсетей сейчас можно наносить точечные удары и будоражить людей на такие мероприятия", - заключил политолог. 

В свою очередь, другой казахстанский политолог Айдос Сарым сходится во мнении с Газизом Абишевым, что в Казахстане есть достаточно большая синофобия, которую пытаются разыграть разные силы, в том числе радикальная оппозиция. 

"При нынешней социально-экономической ситуации, в целом, когда есть безработица, социальное недовольство, все эти факторы, в принципе, триггером для этих протестов может служить что угодно. В данном случае просто очень большая синофобия, недоверие к проводимому курсу, отсюда мы это и получаем", - заявил политолог.

С точки зрения Айдоса Сарыма, власти пока не удается в полной мере донести до населения основные задачи и цели проектов, которые реализуются совместно с китайскими инвесторами. 

"На мой взгляд, недостаточно проводится работы для того, чтобы объяснить какие-то проекты. Прежде всего нужно говорить, что эти 55 проектов, они разной сложной технологичности. У нас люди в основном представляют, что это будет нечто такое, что будет чадить, гадить и так далее. И поскольку нет никакой конкретики, нет сайта, на котором это перечислено. Причем часть этих проектов ведь уже работает. У нас само правительство не умеет защищаться, как мне кажется. Надо же говорить и делать упор именно на рабочие места. Люди приходят и говорят – "Дайте нам работу". Им говорят – "Вот, есть работа". И здесь есть большие коллизии и спикеры, которые по этому поводу сильно недорабатывают", - говорит он.

Айдос Сарым полагает, что опасения в отношении Китая свойственны для многих стран, которые граничат с Поднебесной. 

"Китай – это большой фактор, и я не знаю ни одной страны, которая окружала бы Китай и его бы не боялась. Все эти страны с разной долей серьезности выстраивают отношения с Китаем. Никто, понятно, от них не восторге. Во всех этих странах наблюдается "китаефобия", есть территориальные вопросы, другие вещи. Слава богу у нас можно одно признать, что сделано за эти годы – это делимитация границ. Официально, по крайней мере, этого вопроса нет. Вы даже представьте, что вы на маленьком велосипеде будете ехать рядом с большим БелАЗом или экскаватором. И даже если он стоит, сам по себе вызывает большие вопросы. А когда этот экскаватор заводится, начинает ехать, понятно, что это всегда будет вызывать отторжение. Здесь все понятно. Просто нужно научится с этим жить", - считает спикер.

В заключение Айдос Сарым отметил, что Китай по-прежнему остается для большинства казахстанцев огромной цивилизацией, которая непонятна, чужда и страшна.

"Синофобия есть. Надо искать уже какие-то более серьёзные ресурсы для того, чтобы лечить это. Потому что любую фобию можно разыграть в обе стороны – и в хорошую, и в плохую. По нашим данным, несколько сотен тысяч казахстанцев ежегодно едут в Китай: на учебу или по бизнесу. 16 тысяч студентов. Наверное, чем дальше мы будем узнавать Китай, тем больше будет меняться наше отношение к нему", - сказал он.

Наверх