Более пяти тысяч жалоб поступило от казахстанцев на отказ банков в рефинансировании ипотеки. Сюда же входит статистика неправомерных отказов, когда банки превышали свои полномочия более 700 раз, передает BaigeNews.kz.
"В Агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка рассказали о результатах работы спецкомиссии по рассмотрению жалоб ипотечных заемщиков. Так, с начала 2015 года по текущее время в комиссии финрегулятора по всей стране поступило 5168 жалоб на отказ банков в рефинансировании ипотеки, из них: правомерных отказов – 2 650, неправомерных (банки превысили полномочия) – 760, заем подлежит рефинансированию с учетом изменений в программу и новых социальных критериев – 1 688, на рассмотрении остается – 70", - сообщили в
агентстве.
Отметим, что программа рефинансирования ипотечных жилищных займов действует в стране с начала 2015 года. Как сообщила начальник управления региональных представителей по городу Алматы Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Салима Джурунова, в данный момент комиссия рассматривает еще порядка 70 заявлений.
"Сейчас в работе комиссии порядка 70 заявлений, это та категория людей, которая заново получила заключения медицинских организаций, органов социальной защиты и опеки и так далее, в каждом отдельном случае – свои обстоятельства. Данные жалобы сейчас рассматриваются, учитываем жизненную ситуацию каждого отдельного заёмщика. Начиная с текущего года в действующую Программу были внесены изменения, которые касаются поддержки социально уязвимых слоев населения, им банки дают возможность уменьшения долговой нагрузки", – сообщила Джурунова.
При этом она подчеркнула, что основной вопрос в том, что не все банки охотно включают человека в социально уязвимую категорию населения. Для того, чтобы доказать это, заемщик вправе по закону обратиться в суд.
"Бывает и такое, что коммерческие банки не всегда выполняют наши рекомендации. В этих случаях Агентство готово и всегда выступает на стороне заявителей, поэтому один из вариантов работы комиссии - это когда мы устраиваем переговоры с участием банка-заявителя и представителя наших структур на местах, в регионах. Мы выясняем, почему банк отказывает заявителю в рефинансировании, несмотря на решение комиссии. И, как правило, большая часть отказов решается в пользу ипотечника. Если же вопрос не решился путём переговоров, то заёмщик вправе обратиться непосредственно в суд, далее Агентство выступает на стороне заёмщика и полностью поддерживает его в суде", - заключила Джурунова.