Продукция на экспорт и новые идеи. Кому помогла "Дорожная карта бизнеса"

8 Июля 2020, 17:46
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
baltekstil.kz 8 Июля 2020, 17:46
8 Июля 2020, 17:46
3178
Фото: baltekstil.kz

Десять лет назад в стране внедрили программу "Дорожная карта бизнеса – 2020". Корреспондент BaigeNews.kz узнал, скольким предпринимателям удалось встать на ноги и развить свое дело.

Основная идея программы состоит в форсированном развитии регионов. Цели ставили конкретные: довести в ВВП долю обрабатывающей промышленности на уровень не менее 12,5 процентов, увеличить объем выпуска продукции в 1,5 раза, при этом занятость людей и количество активно действующих предприятий должны возрасти на 50 процентов.

По данным Министерства национальной экономики РК, за эти десять лет количество действующих субъектов малого и среднего бизнеса возросло на 400 тысяч человек, составив 1,3 миллиона. Профинансировали более 16 тысяч субъектов предпринимательства, которые произвели продукции на 15,5 триллионов тенге. В результате, бизнес принес в бюджет страны один триллион тенге в виде налоговых отчислений.

Ковры для IKEA, промышленная арматура и дезинфицирующие средства

Для оказания предпринимателям поддержки определили четырех операторов. Одним из ключевых направлений фонда "Даму" стала финансовая поддержка малого и среднего бизнеса.

Среди проектов, воспользовавшихся данным инструментом, стало запущенное 2013 году в специальной экономической зоне "Онтустик" (ЮКО) производство ковров и ковровых изделий. Для открытия нового объекта потребовались инвестиции местного предпринимателя и турецкой компании. Еще одним участником проекта стало государство с его экономической зоной, проложенными коммуникациями, нулевой ставкой на землю.


Фото baltekstil.kz

Если на первом этапе создания предприятия, бизнес обошелся собственными вложениями, то на втором – взял кредит в размере 2,2 миллиарда тенге по линии фонда "Даму" на шесть лет под шесть процентов годовых.

Для Казахстана данное производство уникальное: практически никто в республике не выпускает нити для ковров. В год здесь производят более пяти миллионов квадратных метров ковровых изделий, над которыми трудится более 200 человек.

Предприятие выпускает более 500 разновидностей ковров и стало первым казахстанским поставщиком продукции для всемирной известной торговой марки IKEA.


Фото baltekstil.kz

В 2013 года был открыт Усть-Каменогорский завод промышленной арматуры – один из крупнейших производителей нефтепромыслового и бурового геологоразведочного оборудования. Сумма займа составила 1,2 миллиарда тенге. Сегодня предприятие находится в числе динамично развивающихся предприятий региона, в задачу которого входит импортозамещение специализированного оборудования высокого качества.


Фото gov.kz

В 2011 году в Павлодарской области была создана СЭЗ "Павлодар" нефтехимического и металлургического направления. В числе первых проектов, открытых на ее территории, стало ТОО "Бо-На", выпускающее 12 видов отечественных дезинфицирующих средств с проектной мощностью – 520 тонн в год. Изначально предприятие получило крупный грант в сумме 299 тысяч долларов США на научную разработку – высокоэффективное дезинфицирующее средство "Дезостерил".

Предприятие воспользовалось банковским кредитом, взяв 24 миллиона тенге для пополнения оборотных средств. Компания получила субсидирование в размере семи процентов, а частичное гарантирование по кредиту составило 3,5 миллиона тенге.

Гранты для малого бизнеса

Среди предлагаемых мер поддержки: субсидирование процентной ставки, гарантирование кредитов, обучение предпринимателей, подведение инфраструктуры и предоставление грантов.

Последний выдается на безвозвратной и безвозмездной основе участникам программы, решившим открыть свой бизнес. Только в одной Павлодарской области с 2010 года по госпрограмме выдали гранты на сумму 251 миллион тенге. Максимальная материальная помощь на одного предпринимателя по этому направлению составляет три миллиона тенге.

Среди тех, кто решил потягаться за такую возможность, предпринимательница из Актогая (Павлодарская область) ИП "Даяна".

"Поначалу, как многие начинающие бизнесмены, хотела открыть швейное ателье. Популярное дело в сельской местности. Идея поддержки не нашла. Тогда приняла для себя решение, что это будет какой-то инновационный проект, креативное решение", – говорит молодая предпринимательница Динара Мусаханова.

Так возник замысел производства детской развивающей мебели "Световая песочница". Чтобы получить грант в три миллиона тенге, пришлось побегать, постоять в очереди.

"Заявок было много, три дня простояла в очереди. Этому есть объяснение: люди, как всегда, ринулись со своими идеями и документами в последний момент. Но это того стоило", – говорит Динара Мусаханова.

Иллюстративное фото youla.ru

На полученные деньги закупили недостающие станки: распилочный и вакуумный. Есть и помещение под цех – 100 квадратных метров. Предпринимательница призналась, что рассчитывает получить его практически даром, местные власти пообещали. В Казахстане конкурентов данной продукции нет. По сравнению с российскими аналогами товар в несколько раз дешевле. Есть спрос.

Предприниматель из Алматинской области решил сделать ставку на мед, здесь в последние годы успешно развивается пчеловодство. Но мало только произвести продукт, необходимо найти рынок сбыта. Тогда молодой бизнесмен оформил свою идею в проект, выиграв грант по государственной программе. В результате в небольшом городе Текели появился новый бренд – мед YAM-E-E-E в нестандартной фасовке – в стиках (мелкопорционная фасовка). По словам руководителя небольшого предприятия Айбека Баширова, благодаря такому шагу, удалось популяризировать потребление меда. Компания фасует мед в упаковку, которую удобно взять куда угодно.


Фото yameee.kz

Многодетная мать из Карагандинской области, воспользовавшись грантом в размере 500 тысяч тенге, купила необходимое оборудование для открытия кулинарии с буфетом.

"Началось с того, что пекла торты и пироги для своей семьи и гостей. Но когда стали поступать заказы, решила открыть свой бизнес. Подумала, и решила вместо пособий получить грант и расширить производство", - говорит Меруерт Сыздыкова.

Не все решают деньги

Нефинансовая государственная поддержка в виде обучения вошла в программу "Дорожная карта бизнеса–2020" в 2011 году. Данное направление включает комплекс проектов по обучению основам ведения бизнеса и консультационному сопровождению предпринимателей. Это касается бухгалтерского учета, юридических консультаций, маркетинга, бизнес-планирования, IT-технологий. Среди популярных инструментов – "Бизнес-советник", проект "Деловые связи". Последний, предполагает зарубежную стажировку.

Первый этап – бесплатный трехнедельный курс. В программу входят бизнес-тренинги, по итогам которых участники получат навыки и знания в области управленческого качества, бизнес-планирования, тайм-менеджмента. Иностранные и отечественные тренеры обучают бизнес технологии ведения переговоров, налаживанию внешнеэкономических связей, навыкам разработки плана развития действующего бизнеса.

Обладатели специального сертификата, участвуют в конкурсе для поездки в Германию. Среди них оказалась и павлодарский дизайнер, работающая с батиком, Алтын Атеева. Свое ТОО Altyn Design она открыла в 2018 году, когда увлечение переросло в бизнес: она занимается производством шелковых тканей с ручной росписью.

"Поездка в Германию дала представление о работе крупных компаний, что немаловажно, нашла западных бизнес-партнеров, что стало поводом для заключения нескольких контрактов", – говорит предпринимательница.


Фото из социальной сети Facebook

Данный проект дает возможность представителям малого и среднего бизнеса в ходе зарубежной стажировки получить опыт ведения бизнеса, не говоря уже о возможности налаживания деловых связей с иностранными партнерами. И направления тут самые разные, как трансферт технологий, приобретение оборудования, франшиза, получение грантов международных организаций и, наконец, создание совместных проектов. Примечательно, что стажерам такие поездки ничего не стоят, все расходы берет на себя государство.

Согласно статистике, только номенклатура экспортируемых товаров обрабатывающей промышленности увеличилась на 21 процент. Появились новые экспортные товары, такие как аккумуляторы, плоский прокат из железа или никелированной стали, проволока из алюминия. Поскольку у программы есть результаты, ее продлили до 2025 года.

Наверх