На заседании Счетного комитета подведены итоги государственного аудита эффективности деятельности и использования бюджетных средств, выделенных Министерству труда и социальной защиты населения РК, а также трансфертов общего характера, выделенных бюджетам областей, города республиканского значения, столицы, в сфере социальной защиты населения.
Государственный аудит проведен в министерстве и ряде его подведомственных организаций, а также местных исполнительных органах Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Павлодарской областей с общим объемом охваченных средств в размере 2,5 трлн тенге.
Отмечено, что, несмотря на предпринимаемые министерством меры, в настоящее время в вопросах реализации государственной политики, межотраслевой координации и государственного управления в области продуктивной занятости, социального обеспечения и оказания специальных социальных услуг сохраняется ряд системных проблем.
Реализация утратившей силу программы «Дорожная карта занятости 2020» осуществлялась в 2016 году недостаточно эффективно. Около 2 млрд тенге, выделенных на исполнение ее мероприятий, остались неиспользованными и возвращены в бюджет.
С 2017 года принята программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства, в ходе реализации которой не исполнено пять мероприятий, направленных на утверждение перечня организаций, создающих социальные рабочие места, предоставляющих возможность прохождения молодежной практики, перечня профессий, по которым будут привлекаться дополнительные трудовые ресурсы, заключение индивидуальных социальных контрактов с переселенцем и/или оралманом, реализацию мер по мобильности трудовых ресурсов.
В рамках реализации программы «Дорожная карта занятости 2020» и плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов на 2012-2018 годы софинансирование из бюджетов Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской областей на общую сумму 267,4 млн тенге не обеспечено.
Министерством в 2016 году не достигнуты 8 целевых индикаторов Стратегического плана, показатели результатов трех бюджетных программ по количеству оказанных услуг детям-инвалидам, специальных социальных услуг и числу лиц, прошедших курсы повышения квалификации.
Темпы реализации проекта «Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест» остаются низкими. В 2016-2017 годах остались неосвоенными около 14 млрд тенге, из которых средства Национального фонда составили 4,1 млрд тенге и займа международного банка реконструкции развития – 9,9 млрд тенге.
Кредитование конечных заемщиков в регионах на расширение собственного дела осуществлялось АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» в нарушение критериев и условий программы «Дорожная карта занятости 2020».
Установлено, что в течение 2013-2016 годов на банковских счетах АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» аккумулировались и не использовались по назначению средства возвращенных от заемщиков кредитов на сумму свыше 10,6 млрд тенге, возмещенные впоследствии в доход республиканского бюджета.
По итогам государственного аудита выявлены финансовые нарушения на сумму 21,5 млрд тенге, процедурные нарушения – на 33 млрд тенге, факты неэффективного планирования и использования бюджетных средств – на 60 млрд тенге.
В ходе аудита в доход республиканского бюджета возмещено 6,1 млрд тенге, уменьшено финансирование министерства труда и социальной защиты населения на 2017 год на сумму 12,5 млрд тенге, восстановлено по бухгалтерскому учету 885 млн тенге.
По итогам заседания даны рекомендации Правительству РК. Министерствам национальной экономики, труда и социальной защиты населения, сельского хозяйства, акимам областей, объектам государственного аудита поручено принять меры по устранению выявленных недостатков, причин и условий, способствующих им, а также рассмотрению ответственности должностных лиц, допустивших нарушения действующего законодательства.
Отдельные материалы государственного аудита будут направлены в правоохранительные органы. В органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, для принятия процессуальных решений направлено 82 материала государственного аудита.