А.Мустафаев отметил, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в ходе выступления на открытии форума «Один пояс — один путь» в Пекине в середине мая заявил об ожидающемся начале эксплуатации дороги в ближайшие месяцы.
БТК будет способствовать оживлению железнодорожных перевозок из Пекина в Лондон и в обратном направлении через территорию Казахстана.
«Казахстан заинтересован в диверсификации маршрутов доставки грузов из Китая в Европу. Одним из таких маршрутов страна в настоящее время довольно успешно пользуется. Это маршрут из Китая по территории Казахстана и России в Европу. Также есть два других маршрута. Центральный маршрут – по коридору TRACECA: Китай – Казахстан – Каспийское море – Азербайджан – Грузия – Турция – Европа. Это самый короткий путь. И есть третий маршрут, которым особо не пользуются, потому что нет соответствующих условий: Казахстан – Туркменистан – Иран – Турция – Европа. Астана заинтересована в том, чтобы по всем этим маршрутам успешно осуществлялась перевалка грузов», - сказал А.Мустафаев.
По словам национального секретаря TRACECA, после запуска Баку – Тбилиси – Карс у Казахстана появится возможность выбирать, в каком направлении лучше работать – через Россию, Азербайджан или Иран.
«Любая страна заинтересована в такой диверсификации, чтобы не зависеть от одного маршрута перевозок. Потому что в связи с политической ситуацией он может застопориться. Чем больше выходов на рынки Европы, тем лучше», - подчеркнул собеседник агентства.
Говоря о пропускной способности железной дороги, А.Мустафаев сказал, что для полноценной деятельности маршрута, помимо запуска Баку – Тбилиси – Карс, необходима налаженная работа портов – порта Алят в Азербайджане и порта Курык в Казахстане. Когда это будет обеспечено, станет возможна перевалка 5 млн тонн контейнеров ежегодно. В будущем же, в ближайшие 5-10 лет, пропускная способность этого маршрута может достигнуть 25 млн тонн.
Железная дорога Баку – Тбилиси – Карс строится на основании азербайджано-грузино-турецкого межгосударственного соглашения. Реализация проекта началась в 2008 году. В рамках проекта на территории Турции строится железнодорожная линия от станции Ахалкалаки в Грузии до железнодорожной станции в городе Карс. Общая протяженность БТК составит 826 км. Сроки запуска железной дороги неоднократно переносились. Изначально планировалось ввести железнодорожное полотно в эксплуатацию в 2015 году. Затем сроки были перенесены на следующий год. Завершить проект в прошлом году, однако, вновь не удалось.