Свыше 400 казахстанцев отказались в 2021 году от радикальных религиозных течений — КНБ

Январские события показали, что влияние деструктивных течений достаточно сильно и опасно, так называемыми, спящими ячейками.

24 Марта 2022, 18:11
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
muftyat.kz 24 Марта 2022, 18:11
24 Марта 2022, 18:11
29967
Фото: muftyat.kz

На недавнем республиканском молодежном форуме Духовного управления мусульман Казахстана были подведены итоги деятельности за минувший год. Речь шла о деструктивном влиянии на молодых людей и о том, сколько из них удалось от него отвадить. А цифры таковы: были проведены встречи с 5273 лицами, которые оказались в сетях пропаганды экстремистских идеологий. В ходе встреч 414 человек отказались от нетрадиционных религиозных течений.

В исправительных учреждениях страны 120 человек приняли традиционный ислам, а 114 осужденных — традиционный ханафитский мазхаб. За каждой этой ситуацией стоит конкретный человек, чей-то сын, брат или муж. Январские события показали, что влияние деструктивных течений достаточно сильно и опасно так называемыми спящими ячейками, триггером для активизации которых может послужить призыв к действию. В данном явлении разбирался корреспондент BaigeNews.kz вместе с пресс-службой КНБ.

— Прежде всего, что такое "спящая ячейка", как ее трактовать?

— В действующем законодательстве такого понятия не существует. Исходя из практики противодействия религиозному экстремизму и терроризму, данное понятие можно описать как "законспирированная группа людей, предназначенных для совершения насильственных экстремистских акций и актов терроризма".

— Кто эти люди, входящие в нее? Как эти ячейки действуют? Что или кто может послужить триггером для активизации?

— В ячейки могут входить люди, прошедшие обучение и подготовку за рубежом, или радикализировавшиеся под воздействием пропаганды такой идеологии в интернете. Члены ячейки могут заниматься вербовкой в свои ряды, подготовкой экстремистских и террористических акций, иной противоправной деятельности. Поводом для активизации могут послужить сигналы и призывы в определенные моменты времени или условия.

— Сколько, по предварительным оценкам, подобных ячеек может действовать в стране и где территориально их может быть больше?

— Действующих структурных звеньев религиозно-экстремистских и террористических организаций в нашей стране нет.

— Сколько жителей Казахстана были завербованы в террористические организации на Ближнем Востоке? Наблюдается ли сегодня миграция в этом направлении?

— Численность казахстанцев, завербованных в эти организации, в основном "Исламское государство", составила более 800 человек. В настоящее время миграции не наблюдается.

— Как выглядит карта угроз в Казахстане? Среди участников спящих ячеек есть ли те, кто, не являясь мусульманином, обратился в эту веру? Много ли таких?

— Основную угрозу представляют процессы радикализации части молодежи в связи с недостаточно критическим мышлением и под влиянием пропаганды религиозного экстремизма в интернете. Между тем в целом неверно разделять членов экстремистских групп на тех, кто был мусульманином или является новообращенным в эту веру. В данном случае следует помнить, что сам по себе религиозный радикализм в корне противоречит исламу и полностью им отрицается.

— Если проанализировать события последних лет, то чаще всего заявляли о себе спящие ячейки из Актобе. Это действительно так? Если да, то почему именно этот регион стал неким плацдармом для развития данного движения?

— Актобе не является городом, где чаще всего проявили себя религиозные экстремисты и террористы.

— Какие уроки следует извлечь из алматинских событий? Из кого состояли "экстремистские компоненты протестного движения"?

— Расследование январских событий проводится силами Межведомственной следственной оперативной группы при координации Генпрокуратуры. Все выводы и оценки будут предоставлены по мере завершения расследования.

* * *

Упомянутый выше Республиканский молодежный форум "Жалынды жастар ынтымағы" ("Пламенная молодежная солидарность") состоялся в середине марта, в нём приняли участие около 200 человек. В качестве гостей и спикеров выступили главный муфтий Казахстана, председатель Духовного управления мусульман Казахстана Наурызбай кажы Таганулы, председатель Комитета по делам молодежи и семьи министерства информации и общественного развития РК Шахмардан Байманов, председатель молодежного крыла Jas Otan Нуржан Жетписбаев. Важно отметить, что Духовное управление мусульман Казахстана обозначило 2022 год годом Ислама как религии солидарности и единства, и что именно молодежь составляет 70-80 процентов джамаата (мусульманского сообщества) мечетей Казахстана. Собственно, этим и объясняется проведение таких мероприятий на постоянной основе — для правильного воспитания, предоставления богословски правильной религиозной информации молодому поколению отечественных мусульман.

Напомним, январские события всё ещё в центре внимания по ряду причин. Главная из них в том, что пока нет ясного ответа на вопрос, насколько действия тех, кто перешел от мирных митингов к активному сопротивлению, связаны с радикальными настроениями некоторых религиозных групп. Начавшись 2 января 2022 года в Жанаозене из-за резкого повышения цены на сжиженный газ, протесты продолжились 3 и 4 января в Алматы и перекинулись на другие города страны. Мирные митинги с экономической повесткой переросли в протесты с политическими лозунгами. Однако очень быстро ситуация вышла из под контроля, начались массовые беспорядки, что привело к жертвам среди мирного населения, захватам госучреждений и мародёрству в магазинах.

По данным Генпрокуратуры под стражей находятся 469 обвиняемых в актах терроризма и массовых беспорядков. Расследуется 91 дело по актам терроризма и массовых беспорядков, в их числе по актам терроризма — 46. Больше всего от действий преступных банд пострадал Алматы. Во время беспорядков погибли 227 человек, в том числе 19 сотрудников правоохранительных и специальных органов, а также военнослужащих.

Наверх