"Объяснения министров вызывают недоумение". Как депутаты раскритиковали, а потом поддержали отчет Правительства

Депутаты вновь раскритиковали отчет Правительства. Но в итоге приняли его.

21 Июня 2021, 17:13
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
finance.kz 21 Июня 2021, 17:13
21 Июня 2021, 17:13
5213
Фото: finance.kz
Депутаты на совместном заседании палат Парламента утвердили отчет Правительства об исполнении бюджета за 2020 год. Этот документ уже обсуждали 9 июня на пленарном заседании в Мажилисе. Однако окончательное решение депутаты приняли сегодня.

Отчет уже подвергался критике депутатов и Счетного комитета. Правительство обвинили в неэффективном расходовании средств, большой сумме госдолга, создании поля для коррупции. Члены Народной партии Казахстана воздержались от голосования в тот день. Что было сегодня, в материале BaigeNews.kz.

"Долги, просчеты, слабая дисциплина". Почему депутаты раскритиковали траты министров в 2020 году

Объем госдолга не превышает лимит ЕАЭС - Минфин

Всего депутаты и Счетный комитет направили более 500 вопросов и предложений по отчету об исполнении бюджета за 2020 год. Министр финансов Ерулан Жамаубаев пообещал, что Правительство учтет все это своей работе. Но согласился не со всеми замечаниями. Он отметил, что основные параметры бюджета все же исполнены и государство выполнило свои обязательства в полном объеме.

Например, по его словам, нарушения по использованию средств бюджета госорганами сократились на треть.

Правительство ранее также подверглось критике из-за роста госдолга. Его соотношение к ВВП достигло 29,4 процента и превысило ограничение в 27 процентов. Ерулан Жамаубаев ответил на это, что сумма не превышает лимит, установленный договором ЕАЭС. А показатель в 27 процентов устанавливали в докризисный период.

"Сейчас разрабатывается новый документ (новые индикаторы. - прим.авт.) с учетом макроэкономической ситуации и других параметров развития экономики. При этом, все другие долговые индикаторы соблюдаются и находятся на безопасном уровне", - объяснил Ерулан Жамаубаев.

Национальный фонд перешел из режима накопления - в режим потребления

Но Счетный комитет по-прежнему не разделяет оптимизма Правительства. По словам главы ведомства Натальи Годуновой, в 2020 году Нацфонд вновь выполнил роль "подушки безопасности для страны". Но пора уже искать новые источники несырьевых доходов и пересмотреть траты Нацфонда.

"Зависимость от нефтегазового сектора создает риски ухудшения состояния платежного баланса и стабильности национальной валюты. Растущий государственный долг создает риски макроэкономической стабильности в стране. Хотелось, чтобы у нас были четко сформулированные намерения по принятым долговым обязательствам. Когда, из каких источников и в каких объемах планируется осуществлять погашение долга. И не на один-три года, а как минимум - на 10 лет. Здесь нужна ясность и прозрачность", - сказала Наталья Годунова, выступающая вслед за министром финансов.

Прекратить тратить бюджетные деньги на международных консультантов призвал Счетный комитет

Сенатор Ольга Перепечина тоже обеспокоена неконтролируемыми тратами из Нацфонда.

"Национальный фонд перешел из режима накопления - в режим потребления. И нам нужно быть очень внимательными к сложившейся тенденции. Уверенности в улучшении ситуации с пандемией пока нет, а объем государственных обязательств растет, расходы на соцблок уже достигают более 40 процентов объема бюджета. В период кризиса, эта мера вынужденная и обоснованная. Но на фоне кардинального изменения мировой экономики необходим поиск новых источников несырьевых доходов и пересмотр подходов к управлению средствами будущего поколения, "подушке безопасности" нашей страны", - считает Ольга Перепечина.

Правительство пытается реабилитироваться через СМИ

Сумма неэффективно использованных бюджетных средств, выделенных в 2020 году, составила 570 миллиардов тенге. Эти деньги вовремя не сработали на смягчение последствий пандемии. По мнению Натальи Годуновой, в ситуации, когда бюджет государства ограничен, нужно четко расставлять приоритеты - куда тратить деньги.

По словам Натальи Годуновой, стране нужна и реформа фискальной политики. До сих пор не дают результата налоговые проверки и до сих пор есть расхождения в таможенной статистике. И Правительство не торопится это объяснять.

"При этом уполномоченный государственный орган не смог объяснить замечания ни аудиту, ни депутатам Мажилиса, ни депутатам Сената. Но счел нужным реабилитировать себя в прессе. Видимо, рассчитывая на сложность самого вопроса и то, что читатели профессиональных деталей не поймут. Но, к сожалению, недостатки и нарушения от этого никуда не делись. Согласно закону все они подтверждены аудиторскими доказательствами", - отметила Наталья Годунова.

Непонятные траты нацкомпаний, Минздрава и МОН

Остались вопросы и к тратам нацкомпаний. По словам Натальи Годуновой, ситуация улучшилась только в фонде "Самрук Казына". Остальные пока не улучшили управление своими активами.

"Они должны приносить прибыль и генерировать открытие новых рынков. Там где уже сложилась рыночная конкуренция, должен развиваться исключительно частный бизнес", - отметила глава Счетного комитета.

Она перечислила проблемы, которые нужно решить в нацкомпаниях:

  • усилить контроль за долговой нагрузкой;

  • регламентировать дивидендную политику;

  • жестко контролировать закупки;

  • совершенствовать корпоративное управление;

  • избавляться от непрофильных активов, а значит и снижать немалые затраты на их содержание.

Однако нашлись и те сферы, на которые Счетный комитет не обратил внимания. Об этом рассказал мажилисмен Аманжан Жамалов.

"Из фокуса внимания Счетного комитета в 2020 году выпали государственные программы в сфере образования и здравоохранения, на которые были потрачены триллионные бюджеты. В ходе обсуждения на рабочих группах депутаты отметили множество нарушений со стороны именно данных министерств. Поэтому, в будущем, с учетом внедрения национальных проектов, необходимо, чтобы под мониторинг Счетного комитета попадали все государственные органы, без исключения", - сказал он.

По мнению сенатора Даурена Адильбекова, некоторые программы, на которые выделяются деньги, вовсе дублируются между собой. Например, программы по поддержке МСБ.

"Все эти программы реализуются различными администраторами, но имеют схожие механизмы поддержки субъектов предпринимательства. Меры господдержки, предусмотренные в этих программных документах, дублируются между собой. Это усложняет процесс оценки реального эффекта, произведенного от бюджетных средств, и приводит к их неэффективному использованию. Предлагаем все меры финансовой и нефинансовой поддержки субъектов МСБ консолидировать в рамках одного программного документа, что позволит исключить дублирование", - сказал он.

Объяснения министров вызывают недоумение

Депуат Азат Перуашев отметил, что объяснения "некоторых министров вызывают откровенное недоумение".

"Всё это результат того, что ведомства работают не с людьми и их проблемами, а с бездушной статистикой. А некоторые руководители министерств увлеклись манипулированием этой самой статистикой настолько, что потеряли обратную связь не только с населением, но и с госорганами на местах", - сказал он.

Поэтому пора совершенствовать бюджетное законодательство, усиливать контроль за тратами. С одной стороны, нужно более ясное и полное видение бюджетных потоков, включая квазигоссектор и внебюджетные, но обязательные платежи. Нужна "прослеживаемость каждого тенге и его влияния на социально-экономическое развитие страны и решение задач, волнующих общество". С другой – нужна чёткая персонализация ответственности за использование этих средств, исключающая возможность прикрытия различных манипуляций в этой сфере бюрократическими процедурами.

"Эти меры нужны не только в связи с необходимостью крайне рачительного отношения к бюджету, но и на фоне критического приближения к неснижаемым остаткам Национального фонда. Фракция "Ак жол" в который раз призывает ограничить такие изъятия и остановить проедание средств, которые принадлежат будущим поколениям Казахстана. Мы требуем от Правительства и его экономического блока разработки новых конкретных подходов в этом направлении. И наша фракция, как, думаю, и все депутаты, будут готовы совместно рассмотреть и поработать над этими изменениями", - сказал Азат Перуашев.

Но не смотря на высказанную критику депутаты двух палат все же приняли отчет Правительства. И если в прошлый раз коммунисты воздержались, то в этот раз - проголосовали "за".

Наверх