В Актобе начался громкий процесс над сотрудниками областного департамента КНБ, обвиняемых в вымогательстве денег у бухгалтера и превышении должностных полномочий, передает корреспондент BNews.kz.
На скамье подсудимых - замначальника управления по борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом ДКНБ, подполковник Асланбек Тахауиев и водитель ДКНБ, прапорщик Каримбай Дабылов.
По версии следствия, сотрудники ДКНБ заставили бухгалтера Бибигуль Нурашеву обналичить частями 200 млн тенге со счета атырауской фирмы. Нурашева якобы познакомила подсудимых с Жаскужиновым, который согласился выполнить просьбу сотрудников КНБ за 4% от суммы.
«Жаскужинов передал реквизиты ТОО «Батыс Ай контракт». В мае стороны подписали договор, согласно которому «Батыс Ай контракт» поставит в Атыраускую область щебень и песок. 1 сентября 2016 года на счет ТОО «Батыс Ай контракт» поступил первый транш - 15 млн 520 тысяч тенге. Однако из этой суммы банк удержал 1 млн 696 тысяч тенге. 13 млн 820 тысяч Жаскужинов передал Дабылову», - сообщил в суде государственный обвинитель.
Как гласит обвинение, зная, что банк законно удержал более 1,5 млн тенге, подполковник Тахауинов и прапорщик Дабылов стали вымогать деньги у бухгалтера Нурашевой. Чтобы вернуть деньги, женщина взяла деньги в долг под залог своего земельного участка. Затем сотрудники КНБ потребовали обналичить второй транш и найти другую фирму-посредника. Испугавшись, женщина обратилась к своему брату, который в свою очередь обратился к друзьям – Багдату Сабитаеву и Арману Мамаеву. Последние решили помочь бухгалтеру выкупить землю и для этой цели, как утверждает сам Сабитаев, похитили всю сумму при переводе второго транша.
«Я забрал деньги по морально-этическим соображениям. Это же началось с того, что они сами начали давление оказывать, заставлять, принуждать, землю закладывать, на имущество покушаться. Я подумал, почему люди с такой должностью занимаются такими делами. 3,5 млн тенге я отдал Арману Мамаеву, чтобы он оплатил налог и уехал в Астану на некоторое время. 1,5 млн тенге отдал апашке, чтобы она выкупила землю», - признался Багдат Сабитаев.
Как утверждает потерпевшая, бухгалтер Нурашева, разгневанные сотрудники ДКНБ приехали к ней и начали угрожать физической расправой.
«Асланбек кричал: «Как это так, я работаю в такой структуре и меня кинули». Начал звонить, пробивать. Угрожали, намекая, что у меня есть семья, квартира, муж. Если не получится, то мы будем решать проблему по-другому – вызовем воров из России. И они с тебя будут спрашивать», - рассказала Бибигуль Нурашева.
Однако подсудимые вину не признали, отмечая, что у следствия нет доказательств. По словам подполковника Тахауинова, уголовное дело против него непосредственно связано с его деятельностью по противодействию терроризму и религиозному экстремизму. Якобы Сабитаев оклеветал его ради мести за убийство брата, которого ликвидировали во время спецоперации в Актобе после июньского теракта.
«Оказывается, я виноват в том, что КНБ незаконно преследует его братьев, сажает их незаконно в тюрьму. Ответка с их стороны будет благом для его братьев. Он дал понять, что такие вещи в их кругах приветствуются», - говорит Асланбек Тахауинов.
По словам подсудимого подполковника, он не имеет никакого отношения к обналичиванию средств атырауской компании: этим якобы занимался его водитель Каримбай Дабылов, а он лишь согласился ему помочь вернуть деньги, похищенные со счета посредниками. Однако потерпевшие наоборот утверждают, что водитель действовал по указанию подполковника, который теперь прячется за спиной подчиненного.