Зарплата курьера - миллион? Доставщики ответили на пост Еликбаева

21 Мая 2021, 19:53
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
guardinfo.online 21 Мая 2021, 19:53
21 Мая 2021, 19:53
20604
Фото: guardinfo.online

Кто бы мог подумать, что обычный парнишка в униформе, кепке и квадратным рюкзаком, который только что привез на дом пиццу с колой - миллионер. Не депутат, чиновник или преуспевающий бизнесмен, а обычный курьер. Наверное, именно так думают казахстанцы, прочитавшие в соцсетях пост о курьерской зарплате. Но так ли это и как на самом деле? Корреспондент BaigeNews.kz решил заглянуть во "внутреннюю кухню" служб доставки.

Узнать подробности нам удалось у председателя пока еще незарегистрированного объединения курьеров Казахстана Жениса Орыналиева. Сейчас ребята готовят учредительные документы, чтобы подать их в Минюст для создания Ассоциации. Помогает им в этом профсоюз "Красная юрта". Руководят процессом 10 активистов из четырех компаний: казахстанской - Chocofood и иностранных "Яндекс", Wolt и Glovo. В Ассоциацию уже готовы войти около 200 курьеров, и это только в Алматы.

"Помимо Алматы есть еще другие города, такие как Астана (Нур-Султан - прим. ред.), Шымкент, Атырау. В каждом из городов будут представители нашей Ассоциации. Мы решили создавать не профсоюз, а именно ассоциацию, потому что мы не являемся работниками этих компаний, мы являемся предпринимателями, партнерами этих служб доставки", - пояснил Женис Орыналиев.

Он отметил, что параллельно идет подготовка по созданию еще одного объединения курьеров, но на фоне ажиотажа есть те, кто пользуется чужим доверием, ради собственных коммерческих интересов.

Почему это стало актуально именно сейчас?

Создание Ассоциации это следующий и вполне закономерный этап отношений между курьерами и службами доставки.

"Сейчас у нас нет прав, они (курьерские службы - авт.) могут нам в любой момент снизить тариф, добавить коэффициенты, беспричинно уволить, фиктивно обвинить и просто заблокировать. Когда курьер один - его могут легко "задавить", а теперь Ассоциация будет защищать", - уверен наш собеседник.

12 мая в Алматы курьеры компании Wolt вышли на забастовку. По их словам, 11 мая им поменяли способ оплаты, сократив доход сразу на 30 процентов. Тогда на инцидент отреагировал горакимат, выступив в качестве медиатора. Информация дошла и до главного госинспектора труда Толегена Оспанкулова, который подчеркнул, что трудовые конфликты в стране находятся на контроле у Администрации Президента.

Проблему курьеров Wolt удалось разрешить, но нет гарантии, что ситуация не повторится, в том числе в других службах доставки.

"Они (компании - авт.) не имеют морального права нам снижать тарифы, потому что люди взяли кредиты и ипотеки. В доставке много парней из регионов, они отправляют деньги своим женам, матерям, детям и снимают при этом жилье в городе. Представителям акимата Алмалинского района Алматы выражаем благодарность в урегулировании данного вопроса. То что мы тогда собрались - это все стихийно, теперь мы должны иметь свою юридическую силу", - считает Женис Орыналиев.

Зарплата курьера - миллион?

По словам Орыналиева, популярность доставки росла ежегодно и продолжает расти из-за современного темпа жизни горожан, а не пандемии. Коронавирус лишь показал, что курьеры работают на передовой так же, как и службы спасения, не имея при этом надбавок и доплат. Почему служба доставки вдруг решает урезать зарплаты - вопрос остается открытым.

"Нас тоже это удивляет. Почему так резко и сразу нам урезают доход. Это просто некомпетентность руководящего состава именно в Казахстане, ведь в зависимости от их подачи ситуации за границу и происходят такие "качели". Службы доставки расширяются и по логике должны увеличивать нам тариф, но вместо этого тарифы занижаются без объяснения причин. И это не только в Wolt. 11 мая в компании Chocofood также поменяли тариф и ужесточили условия. Там тоже была акция протеста, но все решили за один день", - рассказал Женис Орыналиев.

В народе шутят, что в период локдауна "рубили капусту" производители масок, таксисты и курьеры. Вот и сейчас, после скандала с Wolt в соцсетях стала активно распространяться информация, что зарплата курьеров достигает почти миллиона тенге.

Такие цифры опубликовал в своем Telegram-канале блогер Алишер Еликбаев и своим заявлением взбудоражил общественность.


Источник информации автор поста не указал, чем вызвал подозрение у ребят из объединения курьеров. Действительно, такая зарплата имеет место, признается Женис Орыналиев, но каким способом она достается? Вопрос другой.

"Это единичные случаи, когда курьеры зарабатывают такие суммы. В озвученной блогером компании заказы назначаются не автоматически - там сидят диспетчеры. Они напрямую переписываются со "своими курьерами" и пересылают им более выгодные заказы. Если мы, например, возим заказы по 600 тенге, то "своим курьерам" диспетчеры отправляют заказы на 1500 тенге. Это их братья, сестры, сватья, в общем родственники. Простые курьеры, которые пришли на обычных условиях, отрабатывают по 10 часов в сутки и зарабатывают 300-400 тысяч тенге в месяц. Но доход не равно заработок. Порядка 100 тысяч тенге с зарплаты уходит на аренду скутеров, авто, топливо, ремонт транспорта", - поделился подробностями наш собеседник.

Курьеры считают, что информацию о зарплате в Сеть "слили" намеренно после забастовки, и подозрение их падает на самих работодателей. Сейчас объединение курьеров проводит свое расследование из-за распространения конфиденциальных данных.

Наверх