Сегодня началась Великая Отечественная. Жительница Караганды рассказала, как выжила после расстрела 

22 Июня 2017, 17:27
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Валентина Ваганова 22 Июня 2017, 17:27
22 Июня 2017, 17:27
3800
Фото: Валентина Ваганова

В самом начале Великой Отечественной войны, в 1941 году, Татьяну Абдульманову вместе с ее семьей расстреляли фашисты. 13-летней  девочке чудом удалось выжить, ее пять сестер и трехлетний брат погибли вместе с матерью. О том, что происходило в первые дни войны на границе с Латвией, Татьяна Андреевна рассказала в эксклюзивном интервью корреспонденту BNews.kz.

Девичья фамилия Татьяны Андреевны – Архипова. Семья 13-летней Тани в 1941 году жила на границе с Латвией, в поселке Репшено, недалеко от города Себеж, что на юго-западе Псковской области России. Отец Татьяны погиб в первые дни войны, а чуть позже немцы расстреляли всех ее родных.

- Во время войны у меня вся семья погибла. Отец в первый же день войны погиб, его призвали в военкомат, пока он там оформлялся, самолеты налетели, разбомбили всю местность нашу, он погиб. Мы даже похоронку не получили, некогда было  этим заниматься руководителям, ажиотаж был страшный, эвакуация, все бежали, кто куда мог. В первые дней десять мы в оккупацию попали. А потом, позже, жили с фашистскими порядками до 1943-го года, я и в партизанском отряде была, и в госпитале потом жила, помогала, и многое пережили.  

- Татьяна Андреевна, а сколько вам лет было тогда, расскажите, как вам удалось выжить после расстрела всей вашей семьи?

- Помню, как сейчас. Мне 13 лет было, начало войны, это июньский день был, картошку мы пололи, пошли отдыхать, дома сидим, в окно смотрим, сестра кричит  – «мама, немцы идут». Мы прятаться никуда не пошли, мы не чувствовали никакой вины за собой. Они подошли к нам, спрашивают: «Вы Архиповы?». Мы говорим, мол, да, Архиповы. А они говорят: «Идемте с нами». Отвели нас в соседнюю деревню, посадили под сарай, посидели мы немного, потом старшую сестру они забрали, увели с собой, как выяснилось позже, в Германию отправили. Она там у хозяина работала, там и умерла. Ну, а нам говорят: «Вставайте, пошли!». У мамы сынок 3 годика был, дочки. Они повели нас, маму вперед, я замыкающая, отвели нас в кусты, было их двое немцев - офицер и рядовой полицай. Первой они маму в голову застрелили, потом выстрелили в меня. Когда они маму застрелили, я еще видела, а потом я не видела и не слышала, я упала и ничего не помню больше. Потом, когда они уходили, я, видимо, очнулась и слышала, как они говорили –«Ладно, хватит, пошли!» И я еще себе подумала, я на этом свете или на том  уже нахожусь? Почему я все слышу? Помню, как потом сестра рядом со мной младшая еще долго дышала, потом она покашляла и затихла. И так я еще долго лежала с ними, встать хотела, но поняла, что не могу встать, потом поползла к болоту.

- Как же вам удалось спастись?  

- Не знаю, сколько я пролежала, но спустя время услышала, что полицаи идут, из  деревни людей ведут, в лодки сажают, меня прошли, не заметили. Всю нашу семью расстреляли, я так думаю, потому что они посчитали, что мы связаны с партизанами. Мы жили в партизанской зоне. Люди многие в леса поуходили и стали оказывать сопротивление. Меня нашли жители нашей деревни, кто уцелел. Они пошли искать нас, искали по следам, нашли место, где нас расстреляли, и потом меня нашли. Подошли ко мне, думали мертвая, смотрят на меня, а я говорю -  пить хочу, они обрадовались, что я живая, все засуетились, из болота принесли мне воды. Принесли меня в деревню и оставили у бабушки, которая вообще одна в деревне осталась. Ее немцы не тронули, потому что она слишком старая была. Нас было шестеро детей у матери, пять девчонок и мальчик, и всех они расстреляли.

- Что потом происходило, Татьяна Андреевна?

- Жили потом, как все жили, выживали и приспосабливались, как могли, старались нашим помогать, голодали. Фашисты в Латвии сожгли заживо три деревни, кто смог в лес убежать - спаслись, мы  тоже в лесу прятались, в землянках жили. Как выжили - сама  не знаю. Но, видимо, Богу было угодно, что б я осталась жить, и наверное, живу я на этом свете за всех своих родных.  

После войны Татьяна Архипова жила в Риге, вышла замуж за татарина Жиганшу Абдульманова, он называл себя Евгением, чтоб  другим было проще произносить его имя, свою жену Таню очень любил. В 1957 году супруги приехали в Караганду. Жиганша отправился в Казахстан поднимать целину. Здесь Татьяна родила двух сыновей, после декрета устроилась работать на швейной фабрике, шила одежду. Два года назад супруг Татьяны Андреевны умер. А она, как говорит сама, живет за всех своих родных.

Ей сегодня уже 88 лет, она до сих пор сохраняет отличную память, ясный ум и колоссальную работоспособность. Каждый год 9-го мая бабушка пешком идет несколько карагандинских кварталов к площади вечного огня, приносит к памятнику цветы.

Так отдает дань памяти всем погибшим в годы Великой Отечественной войны.  

Наверх