На семинаре эксперты сравнили национальные достижения в развитии ООР с передовой международной практикой и рекомендациями других стран и постарались определить, по каким направлениям следует развивать ООР в Казахстане далее. Для того, чтобы сделать процесс более эффективным решено создать национальный комитет по политике и стратегии ООР, в который войдут Министерство образования РК и ведущие отраслевые организации.
«В рамках программы ООН Устойчивого Развития до 2030 года, Казахстан взял на себя обязательство достичь четвертой цели устойчивого развития (ЦУР-4), которая направлена на обеспечение всестороннего и качественного образования для всех и содействие обучению на протяжении всей жизни. Информационные и коммуникационные технологии могут способствовать всеобщему доступу к образованию, беспристрастности в образовании, качественному обучению и преподаванию. В этом контексте потенциал открытого доступа ко всем образовательным материалам для каждого, особенно в условиях нехватки ресурсов, является прекрасной возможностью для достижения качественного образования для всех», - сказала директор кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы Криста Пиккат,
Как сообщил директор департамента информационных технологий МОН РК Алмат Ищанов, в рамках послания Президента министерству было поручено принять программу «Цифровой Казахстан», в рамках которой выдвинуто ряд инициатив. Так, в 3-4 классах казахстанских школ внедрен предмет «Информационно-коммуникационные технологии», формирующие общие базовые знания в информационной среде. Функционируют 372 кружка по робототехнике. В техническом, профессиональном и высшем и послевузовском образовании на базе трех специальностей внедрен предмет специальный, формирующий у студентов базовые знания использования ИКТ на практике в рамках выбранной профессии.
«На сегодня в период с 2014-2016 года на подготовку специалистов по специальности ИКТ было выделено 14 тыс образовательных грантов, а выпуск за этот же период составил 94 тыс человек. В среднем образовании в целях развития у молодого поколения творческих способностей и критического мышления будет поэтапно внедрен предмет основы программирования. Начиная со второго класса также будет актуализированы программы, в первую очередь, в части пересмотра языков программирования с учетом включения stamp-элементов. Это робототехника, виртуальная реальность, 3D-принтинг и т.д.», - заявил он.
При этом, как отметил эксперт, на постоянной основе будет обеспечено повышение квалификации учителей по новым цифровым технологиям для совершенствования и освоения новых знаний.
«Мы внедрили во всех школах платформу «Bilim Desk», в которую вшиты все предметы с 1 по 11 класс. Платформа работает в интерактивных панелях. Мы ведем переговоры с компанией Cisco и Microsoft, чтобы они разработали для школьников определенные курсы, которые мы будем вшивать в эту систему и таким образом получать цифровое образование», - добавил Алмат Ищанов.
Отметим, что для Казахстана развитие открытого и дистанционного образования является важной социальной задачей, требования времени диктуют необходимость интеграции в международное пространство. В стране уже разработана общая законодательная база, которая поддерживает использование ООР, но существует и ряд сложностей, мешающих его продвижению. Это слабая обеспеченность учебными информационно-образовательными ресурсами, неопределенность механизмов мотивации и стимуляции преподавателей, разрабатывающих электронные образовательные ресурсы, разрозненность библиотечных фондов, защита авторских прав и другие.