Каждая третья школа в Казахстане не имеет туалета в здании - исследование

27 Апреля 2021, 15:45
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
cabar.asia 27 Апреля 2021, 15:45
27 Апреля 2021, 15:45
3525
Фото: cabar.asia
Почти 33 процента казахстанских школ не имеют туалетов внутри здания, передает корреспондент BaigeNews.kz. Об этом сообщила независимая исследовательница общественного фонда "PaperLab" Виктория Нем.

По ее словам, обеспеченность школ комфортными клозетами - это ключевой показатель наличия или отсутствия условий обучения.
"Каждая третья школа в стране не обеспечивает санитарный узел внутри здания. Школы с надворными туалетами отсутствуют только в Акмолинской области и Нур-Султане, что, возможно, подчеркивает тот факт, что эти регионы получают больше финансирования. А почему это является большой проблемой для образовательного процесса? Во-первых, можно предположить, что если в школе отсутствует санитарный узел внутри здания, то снижается вероятность того, что они укомплектованы другими факторами материально-технического обеспечения: допустим, компьютерной комнатой или же библиотекой. Во-вторых, если в школе есть только надворный туалет - это влияет на построение самого образовательного процесса. Потому что, как отмечают эксперты, это ведет к массивным потерям учебного времени у учеников, особенно в зимний период", - рассказала Нем.
Эксперт говорит, что разница между пятиминутным походом в туалет, если он находится внутри здания, и 25-минутный поход в туалет, который находится на другом конце двора, это угроза физическому здоровью. Ребенок рискует поскользнуться и упасть на улице, замерзнуть или провалиться в туалет. Это также может быть угрозой насилия для детей, если территория школы не охраняется и есть доступ к ней посторонним людям.
"Особенно это влияет на девочек, потому что они выпадают из учебного процесса в период менструации либо из-за невозможности посещения туалета, чтобы выполнить санитарно-гигиенические процедуры. Либо это психологический фактор стеснения, то есть несколько дней в месяц девочки просто не посещают учебные классы. Поэтому мы хотим сказать, что этот показатель даже больше, чем показатель обеспеченности компьютерной техникой, говорит о состоянии школ в стране и об их хроническом недофинансировании. В прошлом году вышла статья, которая говорила о том, что элитные школы нашей страны, такие как Назарбаев интеллектуальные школы, получают в шесть раз больше финансирования на ученика, чем обычная общеобразовательная школа. Пока в нашей стране существует такой большой разрыв, пока каждая третья школа в стране не в состоянии обеспечить туалет внутри здания, о каком качественном образовании мы можем говорить?", - посетовала исследовательница.
Виктория Нем утверждает, что помимо наличия туалета внутри здания, есть два показателя качества среднего образования в школах: трехсменное обучение и аварийность школ.
"В Казахстане за последние пять лет, с 2015 по 2019 годы, численность учащихся увеличилось более чем на 500 тысяч человек. Однако в тот же самый период времени количество общеобразовательных школ снизилось более чем на 100 единиц. То есть не только количество школ в стране не растет, чтобы учесть прирост школьного населения, но их количество по факту сокращается. Это обусловлено тем, что сокращаются малокомплектные или аварийные школы, но для Казахстана это проблема, потому что это увеличение нагрузки на школы. Если мы возьмем цифры только за 2019-2020 учебный год, мы можем увидеть: несмотря на то, что только 30 процентов школ является городскими школами, на них приходится больше половины всех учащихся - 54,5 процента. То есть, если в среднем по Казахстану на одну школу приходится 451 учащийся, то в городской местности этот показатель увеличивается почти в два раза - это 861 учащийся на одну школу. Таким образом нагрузка между городскими и сельскими школами распределена неравномерно", - сообщила Нем.
Как отмечает эксперт, качество образования в трехсменных школах страдает из-за того, что увеличивается нагрузка на учителей, которые не в состоянии обеспечить индивидуальный подход к каждому учащемуся. В идеале учебный процесс предполагает обучение только в одну смену, чтобы дать детям возможность получить дополнительное образование в рамках кружков, секций и других видов занятости. Однако трехсменные школы такую возможность предоставить не в состоянии.
"Два из трех городов республиканского значения попали в топ-3 по количеству трехсменных школ, что еще раз подчеркивает - нагрузка непропорционально ложится на городские школы, а также на регионы с высокой плотностью населения", - рассказала независимая исследовательница.
Что касается аварийных школ, то они построены очень давно, зачастую до 80-х годов прошлого века, говорит Виктория Нем. Они не соответствуют стандартам и могут нести физическую угрозу для здоровья и жизни детей - находиться в таком здании небезопасно. Кроме этого, такие учебные учреждения не приспособлены к современному процессу обучения и не могут обеспечить безбарьерную образовательную среду для детей с особыми потребностями.

Наверх