Год крушению самолета Bek Air: в СИЗО только риелтор, расследование не завершено
Реакция властей на трагедию была достаточно стремительной. В тот же день Президент страны Касым-Жомарт Токаев выразил соболезнование родным и близким погибших, а также Токаев пообещал, что все виновные понесут строгое наказание. Чуть позже на сайте Акорды вышло сообщение о том, что 28 декабря 2019 года объявлено днем общенационального траура в связи с гибелью людей при крушении пассажирского самолета около Алматы.
Несмотря на то, что с момента трагедии прошел уже год, комиссия, созданная для расследования причин авиакатастрофы, еще не дала окончательных ответов на вопросы о том, кто виноват в смерти 12 человек. В МИИР сообщают, что палки в колеса на пути к истине вставила "свалившаяся из ниоткуда" пандемия коронавируса.
"В связи со всемирной пандемией и введением локдауна Комиссией по расследованию авиакатастрофы не получены окончательный/утвержденный отчет по результатам считывания и расшифровки бортовых самописцев и другие исследования авиационной техники от иностранных коллег, принимающих участие в расследовании. Комиссией по расследованию осуществляется работа по подготовке промежуточного (предварительного) отчета по результатам расследования с учетом недавно полученного отчета по моделированию катастрофы, подготовленного специалистами Королевства Нидерланды. Вместе с тем Комиссией по расследованию получены результаты экспертизы горюче-смазочных и других жидкостей, имеющих прямое отношение к расследованию, а также заключения судебно-медицинской экспертизы", – сообщили в ведомстве в ответ на официальный запрос нашей редакции.
В данный момент комиссия по расследованию продолжает рассматривать три версии:
-
воздействие внешних факторов (метеоусловия – сдвиг ветра либо спутная струя, обледенение ВС);
-
человеческий фактор;
-
отказ авиационной техники.
Ранее заместитель премьер-министра РК Роман Скляр говорил о том, что правительственная комиссия по расследованию авиакатастрофы самолета Bek Air возле Алматы считает основной версией крушения Fokker-100 обледенение воздушного судна.
"Отложение льда на поверхности судна, простоявшего на стоянке около двух суток, – рассматриваемая версия крушения. Основная версия – обледенение воздушного судна. По решению командира воздушного судна было принято решение об обработке противообледенительной жидкостью только стабилизатора, крылья самолета не обрабатывались", – сказал Роман Скляр еще в январе 2019 года, озвучивая первые итоги расследования.
Отчасти данная версия может иметь под собой основания, поскольку практически пассажиры рейса, с кем нам удалось поговорить, уверяют, что в самолете было дико холодно.
Свое согласие с этой версией высказывал и сам глава Bek Air Нурлан Жумасултанов.
"Я согласен с выводами межведомственной комиссии, что причина катастрофы – обледенение воздушного судна. Эта версия подтверждает наличие внешнего воздействия. Обрабатывать противообледенительными жидкостями самолет или нет – принимает решение командир экипажа, исходя из состояния поверхностей воздушного судна, в данном случае – крыла и стабилизатора. Если командир не просил обрабатывать крыло, значит, у него на это были основания. Здесь командир самостоятелен в этих решениях, и никто не имеет право на него давить", – говорил Нурлан Жумасултанов в интервью "31-му каналу".
Кроме того, в том же интервью Нурлан Жумасултанов утверждал о том, что погибший командир воздушного судна Марат Муратбаев на самом деле дважды спас людей от гибели.
"Я могу однозначно сказать, что командир самолета – высокого уровня профессионал. Он два раза спас всех от гибели. Когда самолет становится в положение "пике" (снижение самолета на большой скорости носом вниз. – Прим. авт.), командир выровнял его сначала на высоте где-то 40 сантиметров от земли, и второй раз – на высоте 60-70 сантиметров от земли. Командир спас от гибели людей, потому что на тот момент у самолета была скорость 140-160 узлов – это в районе 260-270 километров в час. Представляете, что бы было с самолетом и с людьми, если бы они на такой скорости врезались в полосу? Здесь сработало мастерство командира. Он, чувствуя аппарат, ушел от прямого столкновения с землей", – отмечал руководитель авиакомпании.
Вообще реакция авиакомпании на произошедшую трагедию была очень странной, в ней была заметна растерянность. В день трагедии ни одному из журналистов не удалось получить комментариев от представителей авиакомпании, а первый брифинг Bek Air организовала только через три дня после трагедии.
"Я своих парней в обиду не дам, если надо, сам за них отсижу"
В другом интервью уже на Youtube-канале "За нами уже выехали" Нурлан Жумасултанов сделал достаточно громкое, и что уж там скрывать, смелое заявление о том, что готов сам сесть в тюрьму, если следствие признает виновными его подчиненных.
"Я своих парней в обиду не дам, сам за них отсижу, но из моих подчиненных никто не будет сидеть. Но пилота, погибшего в обиду мы не дадим, потому что я вижу, что он управлял. Его начальников инженерной, летной службы тоже в обиду не дам. Если встанет вопрос, что с Bek Air кто-то должен быть наказан, я готов прийти, написать чистосердечное признание, я на это готов, если так вопрос встанет", – заверял Нурлан Жумасултанов.
Впрочем, до признаний и посадок дело пока еще не дошло.
Фото: из социальных сетей
То, что погибший пилот Марат Муратбаев был специалистом в своем деле опытным, подтверждают и его коллеги по цеху. Народный герой Казахстана, летчик Дмитрий Родин. В марте 2016 года в аэропорту Нур-Султана его экипаж успешно, без переднего шасси, посадил самолет с 116 пассажирами на борту. Сейчас Дмитрий Родин уже ушел из авиакомпании Bek Air и больше не работает в авиации.
"Государственная комиссия до сих пор не опубликовала свои данные, поэтому я ничего говорить не буду. Это был мой хороший товарищ. Прекрасный пилот, хороший человек. Он сделал все, что возможно, а что за была ситуация, я сказать не могу", – заявил Дмитрий Родин в телефонном разговоре с нами.
Откуда возле аэропорта взялись дома?
Сразу после трагедии было заведено уголовное дело о незаконной выдаче земель возле аэропорта Алматы. В качестве основных фигурантов по делу проходят пять человек это – экс-чиновники акимата Талгарского района и риелтор, которых подозревают в злоупотреблении должностными полномочиями и мошенничестве. По сообщениям СМИ, чиновники уже признали свою вину и рассчитывают на условные сроки, а вот обвиняемая риелтор Нурайым Алданиш нет.
Свою версию, откуда в непосредственной близости к аэропорту появились жилые дома, не так давно в эфире проекта "20:20" рассказал известный журналист-расследователь Михаил Козачков. По его информации, за все это время под стражей находится только одна подозреваемая – риелтор, которая, опять же с его слов, "просто носила бумажки".
"Берем ситуацию с падением Bek Air: Антикору дали поручение – расследуйте, занимайтесь. Зеленый свет – можете всех вообще арестовать в Алматинской области (там полтора миллиона человек живет), если виноваты. Почти год прошел, вот у них первое дело по земле – пять человек гуляют, одна риелтор сидит. Вдова она, у нее двое детей, сидит, потому что она не признала вину. Она просто носила бумажки.
Там было очень просто. Вот этот кусок земли, на котором построили 12 или 13 домов, в один из них врезался самолет и люди погибли в результате этого столкновения. Мое мнение, там должна быть санитарная зона, самолет прокатился бы 40-50 метров и остановился бы. Потому что на видео самолет ломает забор (дома) и совершенно целый катится дальше. Да, у него была какая-то скорость, но он бы просто остановился за счет скольжения, а самолет врезается в дом и гибнут люди.
Кроме того, Михаил Козачков считает, что следователям не удалось выйти на более крупных чиновников, которые, вероятно, были причастны к данному делу.Как получилось? Есть некая женщина в Алматинской области. У нее есть кусок земли. Не этот (возле аэропорта), другой. Она берет этот кусок земли и переделывает целевое назначение. Там была пашня, а из нее сделала личное подсобное хозяйство. Она делает ЛПХ и продает эти дома, но в результате того, что она его продает, они же на участки поделились, у нее там между ними дорога, а дорога – это земля общего пользования. Поэтому там как-то посчитали, что ей за эту дорогу положена компенсация от государства. Они, значит, идут в акимат и акимат ей дает землю рядом с забором. В качестве компенсации! Бесплатно, без денег. Никто никому не платил. Она берет эту землю, опять же без денег, идет к чиновникам Талгарского акимата, и пятеро ребят, ни копейки не взяв, бескорыстно переделывают целевое назначение, делят его на 12 или 13 участков, которые тетенька благополучно продает. Все. А риелтор, которая между ними сидит, бумажки между ними таскала. Они уже признали вину, но просят условные сроки. Они даже ущерб государству вернули, потому что государство пять или шесть миллионов тенге потеряло из-за того, что эту землю отдали. 13 человек погибло! Вы что делаете?! Нужно же узнать, что там с этой землей происходило", – рассказал Михаил Козачков.
"Понимаете, они не вышли на "глобал". Понимаете, это ружье, висящее на стене. Этот дом, в него бы обязательно врезался самолет в один день. Санитарные зоны должны быть везде. Вы знаете, что Bek Air за месяц до авиакатастрофы продлили все сертификаты? Они как их проверяли?! Дайте фамилии этих людей, посадите их рядом (с подсудимыми. – Прим. авт.). Я понимаю, что мне легко рассуждать, я смотрю со стороны. Но здесь людям Президент говорит: "У вас есть возможность, карт-бланш, делайте все, что хотите. Вы должны найти виновных и всех наказать". Так они никого за год не наказали. Одна риелтор с февраля сидит", – добавил журналист.
Интересно, что буквально накануне Михаил Козачков опубликовал в газете "Время" открытое письмо риелтора. В нем Нурайым Алданиш заявила, что ее хотят сделать крайней вместо родственников высокопоставленного полицейского. При этом она сама не подписывала никаких документов, да и прав на это не имела.
Фото: time.kz
"Из материалов дела известно, что семья полковника полиции Окасова Т. (этого человека нет среди подсудимых. – М. К.) почти 25 лет беспрерывно занималась скупкой и продажей земельных участков, а также их переоформлением. Когда во всех заявлениях в ЦОНах фотографии Желеубаевой и Окасовой (этих людей тоже среди подсудимых нет. – М. К.), как можно верить таким абсурдным доводам о том, что они не знали о существовании этих земельных участков? Или же сдача двух госактов на двух участках в том же массиве никого не настораживает. В то время я работала у хозяев земельных участков курьером. В мои обязанности входило заполнять бланки, тиражировать копии документов, возить техников на участки, показывать участки клиентам. Я заполняла бланки, но ни один документ не сдавала (в деле есть), не получала (в деле есть), на мое имя не было оформлено ни одной доверенности, даже на оформление документов на земельные участки. Все эти участки имели хозяев с зарегистрированными правами", – пишет в своем письме Нурайым.
Женщина утверждает, что ее хотят "сломать" и сделать основной виновницей трагедии.
"Я думаю, что у следственных органов была одна-единственная цель – именно из меня сделать обвиняемую и осудить вместо Окасовой. Если действительно хотели выявить правду и добраться до истины, все эти и другие факты бы не игнорировались. Со слов следователя Ораза мне ясно одно: меня здесь, в учреждении ЛА-155-18, удерживают, чтобы сломать. Как он обещал, сказав, цитирую: "Не таких ломали, тебя сломаем – на всех языках мира будешь говорить," – пишет Нурайым.
Между тем, хозяин дома, в который врезался самолет, Ришат Калибек утверждает, что приобрел землю на законных основаниях. Авиакомпания подавала на него в суд
"Участок я купил законно. А они пытаются доказать обратное и взвалить на меня вину за смерть 12 человек. Вместо того чтобы ответить за крушение своего прогнившего самолета, они разрушили мой дом и еще подали в суд", – цитирует мужчину телеканал "Хабар".
Впрочем, 10-го декабря Талгарский районный суд Алматинской области оставил без рассмотрения иск Bek Air к владельцу дома.
Дождаться своих денег не могут казахстанцы, которые до катастрофы приобрели билеты на другие авиарейсы компании. Они вновь обращаются за помощью к Президенту.
После трагедии авиакомпания Bek Air приостановила свою деятельность. В апреле Авиационная администрация Казахстана отозвала сертификат эксплуатанта, а уже в мае суд арестовал имущество Bek Air. Странно и то, что прошел год, более того, вынесены судебные приговоры, обязывающие авиакомпанию вернуть пассажирам потраченные средства, а сотни казахстанцев не сумели вернуть деньги, потраченные на покупку авиабилетов. В их числе есть и те, кто летел 27-го декабря 2019 года из Алматы в Нур-Султан, но в итоге провел новогодние праздники в больнице, пытаясь отойти от шока и полученных травм.
На странице Bek Air в социальной сети есть следующая запись.
"Уважаемые пассажиры, информируем вас о том, что вы можете получить полный возврат стоимости авиабилетов на рейсы запланированные к выполнению до 10 января 2020 года. Для того, чтобы произвести полный возврат стоимости билетов, пожалуйста, обратитесь по месту приобретения билетов. Если билеты приобретались на сайте авиакомпании, необходимо запросить возврат по электронной почте callcenter@bekair.aero".
Ответы на это сообщение в комментариях достаточно красноречивы:
"До сих пор не вернули деньги, ждем с 27.12!!!".
"По двум из них уже принято окончательное решение, пройдена апелляционная инстанция. По 3 иску Bek Air подана апелляционная жалоба, по 1 иску у нас 909 человек, по 2 иску – 81, по 3 - 535 человек, по последнему у нас уже 153 человека. Всего мы представляем интересы 1678 человек, и общая сумма составляет 103,3 миллиона тенге", – рассказал представитель Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК Алихан Шакенов.
Выходит, что людям, пережившим страшнейшую авиакатастрофу в истории нашей страны, приходится бороться не только за правду и поиск виновных, но и с огромной бюрократической машиной.
Группа пассажиров Bek Air уже опубликовала открытое обращение на имя Президента Касым-Жомарта Токаева с просьбой разобраться в этом деле и помочь вернуть потраченные деньги.
"Мы категорически не согласны с данной задержкой и считаем, что денежные средства казахстанцев могут быть возвращены за счет страховой выплаты, а уже впоследствии решать судебные тяжбы, не вынуждая людей ждать и надеяться", – написали казахстанцы в своем обращении.
Группа пассажиров Bek Air уже опубликовала открытое обращение на имя Президента Касым-Жомарта Токаева с просьбой разобраться в этом деле и помочь вернуть потраченные деньги.
"Мы категорически не согласны с данной задержкой и считаем, что денежные средства казахстанцев могут быть возвращены за счет страховой выплаты, а уже впоследствии решать судебные тяжбы, не вынуждая людей ждать и надеяться", – написали казахстанцы в своем обращении.
Ранее Глава государства уже реагировал на обращения пассажиров потерпевшего крушение под Алматы рейса Bek Air. 24-го января 2020 года, когда с момента трагедии прошел почти месяц, он просил ускорить работу по выплате компенсаций семьям погибших и пострадавшим.
"Недавно, к сожалению, произошла трагедия, упал самолет. Ко мне поступают письма от пострадавших, они не получают компенсацию. Люди лежат в больницах, некоторые оказались нетрудоспособными. Что делается в этой связи?" – спросил Токаев на расширенном заседании правительства.
В свою очередь, заместитель премьер-министра Роман Скляр заявил, что семьям погибших выплачено из бюджета по четыре миллиона тенге.
"Просьба ускорить. Люди, которые пострадали, должны получить помощь от правительства и акиматов. Я обращаю внимание акимов на этот вопрос. В ближайшее время решите проблему", – поручил Президент в январе уходящего года.
Расследование авиакатастроф всегда длятся достаточно долго, и, судя по всему, точка в деле Bek Air будет поставлена совсем не скоро.
Самое читаемое
- Фейки из соцсетей, ИИ и сокращение штата: главные вызовы для СМИ обсудили на Media Құрылтае
- Секс-рабство школьницы в Кызылорде: глава МВД озвучил новые подробности
- Изнасиловал и убил несовершеннолетнюю: в Казахстан из России доставили подозреваемого
- Нас травят: жители Усть-Каменогорска снова жалуются на удушающий смог
- Землю почти на 1 млрд тенге вернули государству в СКО