Задержание ресторатора Алмаса Абдыгаппарова в Алматы. Что известно о бизнесмене
На днях в Сети появилась информация о задержании известного алматинского бизнесмена, владельца сети ресторанов Parmigiano Group Алмаса Абдыгаппарова, передает корреспондент BаigeNews.kz. СМИ сообщили, что ресторатор задержан по подозрению в хищении особо крупной суммы денег. Telegram-канал Kozachkov offside пишет о 420 миллионах тенге (почти миллион долларов США по текущему курсу).
По данным источника, на Абдыгаппарова заявление в полицию написал глава строительной компании "AV Construction", где ресторатор занимал должность заместителя руководителя. Директор фирмы Рауан Бабаев заподозрил своего зама в присвоении денег и подал заявление в полицию.
Информацию о том, что Алмас Абдыгаппаров находится за решеткой, подтвердили в суде Алматы. Там сообщили, что бизнесмена арестовали на два месяца.
Вечером, 26 июля, супруга предпринимателя - Ольга Абдыгаппарова - выступила на брифинге. Сути и деталей уголовного дела она не поведала, но заявила, что ее муж не мог украсть миллион долларов, и что такая сумма для бизнесмена незначительна. Одно из заявлений женщины, правда, вызвало удивление: выяснилось, что Рауан Бабаев, который заявил на ресторатора, является его племянником.
Алмас Абдыгаппаров - довольно известная личность в светском кругу южной столицы. Его, в основном, знают как главу сети элитных ресторанов Parmigiano Group. Он также активно ведет свою Instagram-страницу, на которой продвигает собственные заведения и элитный жилой район Esentai City, где стоимость квартир начинается, по открытым данным, от 100 миллионов тенге. А виллы стоят в разы дороже. Вот как раз со строительством недвижимости премиум-класса и связано уголовное дело в отношении задержанного бизнесмена. ТОО "AV Construction", где Абдыгаппаров работал заместителем директора, является застройщиком Esentai City. Как сообщает Kozachkov offside, предприниматель получил 840 миллионов тенге от покупателя элитных квадратных метров, но лишь половину внес в кассу стройкомпании. Остальную сумму, как считает заявитель, ресторатор присвоил.
Так ли это или обвинение ложно, выяснят следствие и суд. Но в биографии главы Parmigiano Group - это не первый случай, когда его обвиняют в хищении больших денег. В 2017 году, по данным одного из казахстанских СМИ, произошла аналогичная история, которая показывает, что Абдыгаппаров - не только талантливый ресторатор и строитель, но и владелец нефтяного бизнеса. Правда, не совсем успешного. Четыре года назад СМИ сообщали, что иностранные предприниматели пытаются через суд заставить Алмаса Абдыгаппарова вернуть 2,5 миллиона долларов. Как рассказывал журналистам один из обманутых бизнесменов Жан-Мишель Карага, Абдыгаппаров убедил зарубежных партнеров вложить три миллиона долларов в его бизнес по торговле нефтепродуктами, а именно в ТОО "Stratus Trading", которыми он владел совместно с несколькими партнерами.
Казахстанец заверил, что построил нефтеперерабатывающий завод в ЮКО (ныне Туркестанская область), и даже осуществил первую поставку на сумму 550 тысяч американских долларов. Однако на этом свои обязательства нефтяник перестал выполнять, пишет издание. Иностранцы обратились в Лондонский международный третейский суд, который постановил, что компания Алмаса Абдыгаппарова должна вернуть деньги. Но у казахстанской фемиды дело застопорилось - алматинский межрайонный специализированный экономический суд отказался удовлетворять требования зарубежных инвесторов. Бизнесмены тогда собирались обратиться к президенту Казахстана. Чем закончилось эта история, нам неизвестно. Однако, согласно данным Комитета госдоходов, с налоговыми отчислениями у ТОО "Stratus Trading" все обстоит очень печально. Начиная с 2017 года, компания не выплатила в бюджет ни одного тенге.
К слову, нефтеперерабатывающий завод на юге Казахстана действительно есть - ТОО "STRATUS-Oil" находится в Сайрамском районе Туркестанской области. Учредителями числятся те же - Алмас Абдыгаппаров и трое партнеров: Садык Раев, Руслан Исабаев и Максат Тасбулатов. Судя по налоговым отчислениям, предприятие переживало резкие взлеты и падения. К примеру, в 2020 году компания заплатила в бюджет всего лишь 160 тенге.
О бедственном финансовом положении завода говорят и публикации в СМИ - в 2018 году местный новостной портал писал о том, что предприятие задолжало сотрудникам 120 миллионов тенге, а налоговый орган сообщал о долге в 36 миллионов тенге перед бюджетом. В январе 2021 года работники ТОО "STRATUS-Oil" записали видеообращение президенту Казахстана и Елбасы Нурсултану Назарбаеву, где сообщили, что не получают зарплату с 2016 года.
Фото otyrar.kz
В том же году бывший генеральный директор "STRATUS-Oil" Ергали Анарбаев подал в суд на учредителей и попытался взыскать с них долг в миллион тенге, а также истец просил суд аннулировать документ, согласно которому он одолжил фирме 512 миллионов тенге, а вернуть владельцы компании должны были до 2020 года. Суд оставил иск без рассмотрения.
К слову, один из партнеров Алмаса Абдыгаппаров по нефтяному бизнесу - Садык Раев - фигурирует в уголовном скандале о хищении нефти на НПЗ в Актобе. Раев проходил по делу в качестве директора ТОО "Inter Oil Export" - его обвиняли в уклонении от уплаты налогов. В суде бизнесмен раскаялся и возместил ущерб, после чего его освободили от уголовной ответственности.
О Рауане Бабаеве, заявившем на своего дядю в полицию, мало что известно. Согласно данным открытых источников, он руководит ТОО "AV-Architect", где предположительно и произошло хищение миллиона долларов. Также Бабаев засветился и на светских тусовках.
Слева - Рауан Бабаев. Фото hommes.kz
Накануне ряд казахстанских бизнесменов выступили в защиту задержанного Алмаса Абдыгаппарова и сообщили, что эта акция может оказаться рейдерским захватом. Сегодня, 28 июля, уполномоченный по защите прав предпринимателей РК Рустам Журсунов обратился в Генеральную прокуратуру РК и выразил надежду на объективное и беспристрастное расследование. По словам Журсунова, случаи, когда предпринимателей подозревают в совершении каких-либо правонарушений, необходимо рассматривать как "чрезвычайное происшествие".
Самое читаемое