Что даст казахстанцам объединение общественных организаций по защите прав потребителей

30 Сентября 2020, 12:12
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
ftp.egemen.kz 30 Сентября 2020, 12:12
30 Сентября 2020, 12:12
3873
Фото: ftp.egemen.kz

Инициатором объединения выступает Министерство торговли и интеграции РК.

Сегодня в системе защиты прав потребителей Казахстана действуют 65 общественных объединений потребителей, которые имеют ряд функций для восстановления нарушенных прав и законных интересов потребителей. Они правомочны выступать в качестве защитников потребителей на каждой стадии, рассматривать споры в досудебном порядке и проводить общественный контроль.

Министерство торговли и интеграции РК инициировало обсуждение объединения всех специализированных общественных организаций в одну Ассоциацию. О необходимости объединения организаций корреспонденту BaigeNews.kz рассказала исполняющая обязанности председателя комитета по защите прав потребителей Асель Абубакирова.


- Асель Пернебаевна, идея вашего ведомства по созданию Национальной Ассоциации потребителей была полностью поддержана Правительством. Но сейчас, насколько мы знаем, возникают дискуссии у самих НПО. Для чего вы инициируете объединение организаций потребителей и какой эффект от этого планируете?

- В Казахстане сейчас в активном поле действуют 65 различных общественных организаций по защите прав потребителей. Некоторые из них крупные, другие состоят из одного-двух членов. Они достойно представляют интересы наших граждан, которые к ним обращаются. Но при этом вынуждены выступать экспертами по всем областям: знать и правила торговли, и стандарты качества товаров, и сферы ЖКХ, туризма, образования, финансов и т.п. Соответственно, приходится обращаться к каким-то сторонним компаниям для юридической или технической помощи. Это делает и услуги таких НПО дороже для граждан, и не всегда обеспечивается качество этих услуг.

Мы посмотрели опыт ряда стран, и обратили внимание, что система защиты прав потребителей должна учитывать четкую схему взаимодействия: потребитель – общественное объединение – государство, как это выстроено, к примеру, в таких передовых зарубежных странах, как Германия, Сингапур, Япония и Австрия.

В этих странах есть крупные "профсоюзы общественных организаций" – Ассоциации, которые оказывают комплексную поддержку самим НПО: обеспечивают проведение регулярного социологического исследования, общественного контроля, экспертиз качества и безопасности товаров, ежедневные консультации и т.д. Так, например, в Сингапуре работает одна Ассоциация, защищающая права потребителей (CASE), в свою очередь, в Германии функционирует Союз потребителей, объединяющий более 30 крупных организаций в сфере защиты прав потребителей.

Эти организации создавались для минимизации участия государства в разрешении потребительских споров. В нашем случае, это будет означать, что споры будут решаться на первом из трех ступеней системы защиты прав потребителей.

- Но законом предусмотрено, что неправительственный сектор может представлять интересы потребителей на всех трех этапах?

- Да, совершено верно. Изменениями в законодательство о защите прав потребителей, которые вступили в силу в июле, предусмотрено расширение участия гражданского сектора в процессе защиты прав потребителей.

Вся система перестраивается на алгоритм обеспечения прав потребителя здесь и сейчас. Для этого мы ввели трехступенчатую систему рассмотрения жалоб потребителей.

На первом этапе продавец обязан рассмотреть претензию покупателя самостоятельно или привлекая организации по защите прав потребителей. НПО выступают в качестве субъектов досудебного урегулирования спора. Вторая ступень предполагает подключение государства.

Важно понимать, что решение о необходимости направления жалобы уполномоченному органу принимает сам потребитель. Инициатива потребителя зависит от его желания привлечь к административной ответственности недобросовестного предпринимателя.

Обращение в суд – это, собственно, последняя инстанция. И сейчас крайне важно, чтобы судебная система перестроилась на защиту интересов потребителей.

- На сегодняшний день данный вопрос о создании Ассоциации активно обсуждается совместно с общественными объединениями потребителей. Уже понятно, как будет проходить создание такого "профсоюза"?

- Этот вопрос сейчас один из самых дискутируемых. 1 октября состоится конференция по защите прав потребителей с участием всех общественных объединений потребителей. На конференции и будут обсуждаться вопросы по объединению всех общественных организаций в единую Ассоциацию. Мы также планируем обсудить с общественниками внедрение института омбудсмена, а также проект Плана мероприятий для построения целостной системы защиты прав потребителей, разработанного во исполнение поручения премьер-министра.

Это важная работа. Поскольку мы должны все вместе: государство и специализированный неправительственный сектор выработать единый подход по дальнейшему развитию данной сферы.

- Для НПО Ассоциация станет поддержкой. А что получат простые потребители?

- Наша общая цель – повышение качества жизни наших граждан, обеспечение казахстанцев качественными товарами и услугами и эффективная защита потребительских прав.

Для этого важен не только профессионализм неправительственных организацией, но и осведомленность самих граждан о своих правах. Мы полагаем, что предложенная Ассоциация будет, в первую очередь, масштабно проводить повсеместные мероприятия по повышению правовой грамотности населения, реализовывать социальные проекты в рамках государственного социального заказа, а также оказывать содействие уполномоченному и государственным органам по совершенствованию законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей.

Также мы хотим обеспечить тесную связь между потребителями и Ассоциацией посредством создаваемой Единой информационной системы защиты прав потребителей. Тестировать систему мы начнем уже в октябре - будет запущен пилотный проект в Нур-Султане. На следующий год система, мы надеемся, заработает по всей стране. Туда будут подключены всеобщественные объединения потребителей. С помощью данной платформы члены Ассоциации смогут представлять интересы потребителей, а также разрешать споры в досудебном порядке.

Напомним, премьер-министр РК Аскар Мамин дал поручение Министерству торговли и интеграции Казахстана до 1 ноября 2020 должно разработать план мероприятий для построения целостной системы защиты прав потребителей. По словам главы кабмина, до конца года также необходимо создать объединение общественных организаций в сфере защиты прав потребителей, проработать вопрос введения института омбудсмена по защите прав потребителей на базе неправительственных организаций, предусмотреть обязательное требование по проведению анализа регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов на предмет защиты потребителей.

Наверх