"Невидимые люди". Почему мигранты в Казахстане боятся вызывать скорую помощь
Ежегодно иностранным гражданам выдается порядка 30 тысяч квот на въезд для работы в Казахстане. Однако реальное количество мигрантов, приезжающих на заработки, раз в 10 выше.
В целом квота составляет около 0,3 процента трудоспособного населения в стране. Но гораздо больше мигрантов приезжают в Казахстан самостоятельно и уже на месте оформляют трудовые разрешения. Например, в прошлом году их число составило более 300 тысяч человек. Как живут и с какими проблемами сталкиваются трудовые мигранты в Казахстане рассказали на круглом столе, организованном проектом "Усиление правовой защиты прав мигрантов в Казахстане" и Центром исследования правовой политики (LPRC). Подробности в материале BaigeNews.kz.
"Боясь миграционной полиции, они не вызывают скорую помощь"
Мигранты в Казахстане сталкиваются со множеством проблем. Особенно сильно ударила по ним пандемия, считает, и.о. Директора Центра исследования правовой политики Татьяна Зинович.
Некоторые компании нанимают по трудовому договору более квалифицированных сотрудников. А с менее квалифицированными предпочитают не оформлять трудовые соглашения. Официальные разрешения на работу позволяют трудовым мигрантам работать только на частных лиц. Не найдя таких вариантов, он зачастую работают уже без официального трудоустройства. А значит, нет никакой гарантии оплаты и соблюдения договоренностей. С начала пандемии эта уязвимая группа трудовых мигрантов осталась без работы, денег и без возможности вернуться домой."Хотя мы понимаем что за время карантина в тяжелом положении оказались практически все. Все равно очень редко вспоминаем о тех людях, которых привыкли иногда не замечать. В первую очередь я говорю о трудовых мигрантах, которые как правило выполняют черновую работу в Казахстане. Они живут рядом с нами и их гораздо больше, чем мы привыкли думать", - сказала она.
"Экспорт пенсии": что даст новое соглашение стран ЕАЭС трудовым мигрантам
"В период карантина боясь миграционной полиции такие люди не вызывают даже скорую помощь, не обращаются к врачам даже в экстренных ситуациях. За это время порядка трех тысяч иностранных граждан были привлечены к ответственности миграционной службой и более 600 человек выдворены из Казахстана. В то время как у многих из них остались здесь семьи и дети", - добавила Татьяна Зинович.
Партнер юридической компании Sayat Zholsy & Partners Дмитрий Чумаков систему квотирования иностранной рабочей силы считает очень сложной.
"Выдача разрешений на работу в Казахстане, необходимость выполнения особых условий при внутрикорпоративном переводе, платность при выдаче разрешений представляют собой существенные барьеры для иностранцев в трудоустройстве в Казахстане. Система является достаточно сложной и требует глубоких знаний от работодателей для обеспечения их соблюдения. Принятие иностранцев связано с бременем соблюдения и большим количеством знаний в этой сфере", - сказал Дмитрий Чумаков.
Вдобавок к этому в 2020 году из-за пандемии добавилась еще одна процедура - необходимость получения для иностранцев, следующих для работы в Казахстан, отдельного разрешения Межведомственной комиссии при Правительстве РК, возглавляемой заместителем Премьер-Министра РК.
Система не щадит людей без документов
Но даже если у мигрантов все же получилось обосноваться в Казахстане, потеряв документы, они становятся беспомощными.
"Мигранты могут потерять документы. Или их отбирают работодатели. Иногда даже отбирает полиция. Такие кейсы были", - сказала программный координатор Центра исследования правовой политики Аяжан Ойрат.
Таким людям помогают только НПО.
"Мы сталкивались с тем, что к нам обращались люди без документов. После распада СССР прошло 30 лет, но мы до сих пор встречаем людей у которых паспорта советского образца. Это могут быть граждане Казахстана, которые своевременно не обменяли паспорта СССР, а также лица имеющие просроченные документы стран СНГ, которые приехали в девяностых, двухтысячных годах. И сейчас на территории Казахстана имеют неопределенный статус. Они невидимы для государства, не имеют доступа к основным правам и свободам. Иногда люди не могут подтвердить свое гражданство", - сказала юрист Правового центра женских инициатив "Сана Сезім" Элина Еникеева.
Дети, родившиеся здесь у таких мигрантов, не получают свидетельства о рождении. В "Сана Сезім" с 2016 по 2020 обратилось более двух тысяч человек по вопросам документирования. 826 получили удостоверения граждан РК или лиц без гражданства, или своей страны. С проблемами приходят люди почти всех возрастов - от 18 до 60 лет.
"Во время пандемии было очень много граждан, которые застряли на нашей территории и не могли выехать. НПО им помогали продуктами, документированием. Иногда это были межстрановые вопросы. Например, когда граждане Таджикистана около четырех месяцев находились на границе, тогда мы помогали отправить их на родину. Они просто находились под открытым небом. У них не было средств к существованию", - сказала Элина Еникеева.
Как карантин усложнил жизнь трудовых мигрантов в Казахстане
Пандемия, по ее мнению, очень сильно повлияла на лиц без гражданства: ни возможности работать, ни социальных выплат из-за отсутствия документов. И среди таких - целые семьи.
"Эти семьи могут рассчитывать лишь на гуманитарную помощь со стороны активистов. Для этой категории граждан была предоставлена гуманитарная помощь (в виде продуктов питания и средств первой необходимости) сотрудниками ОО ПЦЖИ "Сана Сезiм" при поддержке Международной организации по миграции Агентства ООН. Не документированные родители, соответственно недокументированные дети, могут выпасть из учебного процесса, так как нет возможности приобрести гаджеты для продолжения обучения дистанционно", - добавила она.
Лица без гражданства в Казахстане не имеют прав:
-
на свободу передвижения;
-
на доступ к критически важным медицинским услугам;
-
на пособия;
-
на официальное трудоустройство.
Но многие из лиц без гражданства и незаконно пребывающих мигрантов не хотят на родину по разным причинам.
"Мы сталкивались с проблемой документирования гражданина Узбекистана, который 10 лет жил в Казахстане без документов, потому что боялся, что его депортируют. А у него в Казахстане был ребенок. Есть у них страхи", - сказала Айжан Ойрат.
Но судебная система Казахстана тоже не щадит их. В стране есть практика "коллективного выдворения", когда полиция задерживает несколько человек. Судьи объединяют дела этих людей в одно, что эксперты считают недопустимым с точки зрения закона и этики.
Иностранке оказали в экстренных родах
Даже имея документы мигранты могут не получить медицинскую помощь.
"Были моменты когда разные клиники отказывали в услугах. Возможно это был расизм, возможно незнание. Был кейс, когда отказали женщине в родах, хотя роды были экстренные и приходилось вмешиваться уже адвокатам, чтобы разъяснять права", - сказала Айжан Ойрат.
В то время как право на ГОБМП иностранцы, постоянно проживающие на территории РК, имеют. Те же, кто проживают не постоянно, имеют право на ГОБМП при заболеваниях, опасных для окружающих. Но опять же, потеряв документы, они лишаются всяких прав, даже если будут находиться при смерти.
"По одному кейсу мы работаем с семьей недокументированных мигрантов, которые прибыли в 1997 году в Казахстан. До настоящего времени потеряли все документы. Причем приходится работать с двумя посольствами, потому что они проживали и в Кыргызстане одно время, и в Таджикистане. Это очень длительный процесс. Мама страдает сахарным диабетом, большие проблемы с получением медицинской помощи. Мы подключаем уже всех своих партнеров, чтобы каким-то образом, чтобы она хотя бы на платной основе получила помощь. Эта семья: два сына и мать не могут купить страховки из-за отсутствия документов, нет средств к существованию - это очень тяжелая ситуация", - рассказала национальный эксперт по противодействию торговле людьми, юрист Информационно-консультативный центр "Дәріс" Наталья Исхакова.
Около девяти тысяч казахстанцев нелегально трудятся в Южной Корее
Даже среди кандасов есть те, кто не смог вовремя оформить свой статус, из-за того, что когда-то не получил медпомощь.
"Есть женщина с психическим заболеванием. Отказалась заполнять документы (по оформлению статуса "кандас". - прим.авт.), поскольку была на тот момент агрессивна, ей требовалось лечение. И вот она осталась одна, без гражданства РК. Теперь истекает вид на жительство, срок ее национального паспорта и очень сложно представлять ее интересы. Эти моменты связаны и с медициной, и с юридическим статусом. Очень много вопросов возникает", - сказала Наталья Исхакова.
Дети мигрантов часто не имеют возможности учиться
У детей мигрантов порой нет доступа и к образованию. Часто - из-за отсутствия документов. Но есть и другая проблема - дети мигрантов, оставшиеся на родине. В основном это касается граждан Кыргызстана и Таджикистана. По данным Международной организации труда и Всемирного банка, эти страны входят в десять первых стран, получающих самые большие денежные переводы по отношению к ВВП.
"Часто трудовые мигранты оставляют детей с членами семьи, родственниками, выступающими в качестве опекунов, когда один или оба родителя мигрируют. Отсутствие родителей приводит к тому, что дети сталкиваются с психологическими, социальными проблемами. Такие дети вынуждены тратить свои внутренние ресурсы на преодоление эмоциональных проблем вместо того, чтобы фокусироваться на учебе. Кроме того, отсутствие родителей может влиять на игнорирование образовательных потребностей учащихся", - сказала специалист по мониторингу и оценке проекта развития молодёжного корпуса МОН РК и Всемирного банка Камила Ковязина.
Так, отдельные участники фокус-групповых дискуссий отмечают, что во время дистанционного обучения они были вынуждены заниматься домашними делами, помогать младшим или старшим родственникам. Другие участники фокус-групповых дискуссий отмечают, что из-за ограничений во время пандемии их родители за рубежом не имели возможности работать и делать переводы, и они в какой-то момент столкнулись с финансовыми трудностями.
Однако казахстанские работодатели продолжают привлекать неквалифицированных иностранных рабочих, в то время как в стране достаточно собственных трудовых ресурсов. При том, что общее число иностранной рабочей силы в Казахстане в последние три года снижается, доля сезонных рабочих в нем неуклонно растет. К таким выводам пришли в АО " Центр развития трудовых ресурсов". По данным ЦРТР, в большинстве случаев это объясняется несоответствием казахстанских специалистов требованиям работодателей. В разрезе привлекаемых специалистов среди ИРС преобладают инженеры, неквалифицированные рабочие, механики и техники. Преобладают инженеры по сварке, чьих резюме на электронной бирже труда значительно меньше имеющихся вакансий – 17 против 126.
Самое читаемое
- Фейки из соцсетей, ИИ и сокращение штата: главные вызовы для СМИ обсудили на Media Құрылтае
- К газу в Кызылординской области подключат ещё четыре села
- Ночной забег проведут в Астане
- Изнасиловал и убил несовершеннолетнюю: в Казахстан из России доставили подозреваемого
- Секс-рабство школьницы в Кызылорде: глава МВД озвучил новые подробности