- Главная
- Новости
- Мы должны поддерживать "ушлых", у которых есть возможность платить ипотеку – эксперт
Мы должны поддерживать "ушлых", у которых есть возможность платить ипотеку – эксперт
<p>Член правления АО Halyk Finance рассказал о недостатках существующих программ государственного жилья в Казахстане.</p>
Член правления АО Halyk Finance Мурат Темирханов выступил с презентацией на тему "Роль государства в обеспечении доступного жилья" в рамках работы дискуссионной площадки Nur Otan Trends на тему "Доступно ли "Доступное жильё?". Он рассказал о недостатках программ государственного жилья, а также призвал поддержать граждан, создающих рынок жилья за счёт ипотечных займов, передаёт корреспондент Bnews.kz.
"Ключевую роль сейчас в Казахстане имеет государство, и я хотел немного шире посмотреть на эту проблему, не только программа "7-20-25", а программа "Нурлы Жер", прошлые программы, то есть, там видны определённые недостатки. В принципе, у нас страна развивающаяся, если брать с другими странами, у нас нет, например, проблем с трущобами, у нас есть достаточно земли, у нас хорошо развито законодательство по частным правам на недвижимость, на землю. То есть, в принципе у нас легализация прошла, это очень большая была программа. Сейчас у нас единственная проблема в том, что между доходами населения и стоимостью жилья аренды очень большая разница, также проблема с дорогой ипотекой, то есть, вот эти три фактора, которые делают фактически жильё недоступным", - заявил Темирханов.
Он отметил, что, несмотря на наличие необходимых ресурсов в стране, методы, использующиеся в жилищных программах, не соответствуют мировым стандартам.
"По сравнению с другими странами, у нашего государства есть большое желание, есть деньги, чтобы участвовать. Но по нашему мнению, методы, которые используются в "Нурлы Жер", в других программах прошлых, их ключевая проблема была в том, что основной идеей была социальная направленность, помочь людям, и это главное. Но вообще абсолютно нигде, ни в одной программе не было роли того, что должно сделать государство, чтобы развить рынок жилья таким образом, чтобы какой-то участок государства помогает, потом оно не может и не должно бесконечно участвовать в рыночных условиях. Оно должно отойти, и рынок уже должен сам, как на Западе, где ипотека очень дешёвая, доходов населения достаточно, чтобы купить доступно всё это. То есть, главная цель, которой не хватало во всех программах, то, что государство не уделяло внимания тому, как развит рыночный механизм. Это не наше мнение, мы в основном основывались на нашем исследовании, на материалах Всемирного банка и Азиатского банка развития", - рассказал представитель Halyk Finance.
По его словам, государство вынуждено применять нерыночные меры, к которым относится субсидирование: строительства жилья, агропромышленности, индустриализации. Это один из ключевых моментов, который мешает развитию рыночных механизмов, потому что он искажает этот рынок.
"По нашему мнению, мы тщательно "Нурлы Жер" изучали, сравнивали с международным опытом, именно в этой программе было недостаточно развития рыночных механизмов. Всемирный банк предлагает задавать себе вопросы: какой провал рыночных механизмов мы должны улучшить?; улучшит ли данная мера на постоянной основе?; насколько она экономически эффективна и есть ли другие меры?", - сказал Темирханов.
Ещё одним недостатком программ жилья в прошлом он назвал отсутствие нормального фокуса или таргетирования.
"Например, если взять население со средним уровнем дохода и взять с низким уровнем дохода, методы, которые нужно применять на той стороне и на другой – абсолютно разные. То есть для населения с низким доходом больше внимания на арендное жильё, для населения со средним доходом - больше на развитие ипотеки. Потом нужно чётко смотреть, что мы хотим на уровне спроса, то есть, как государство должно помогать на уровне покупателей, арендаторов жилья, на уровне застройщиков и так далее", - пояснил Мурат Темирханов.
Ещё одной глобальной проблемой, не только на рынке жилья, является большое количество самозанятых людей в стране.
"У нас есть целый пласт самозанятых, на конец 2016 года – это 2,2 млн самозанятых от населения, 1 млн где-то среди наёмных неформальных, в целом где-то 3,2 млн людей, которые не имеют фиксированного дохода, которые не могут даже пойти в банк показать "вот я зарабатываю". Они не платят в пенсионный фонд, практически не платят налоги, их доходы не подтверждены, но это 3,2 млн нашего населения, которые просто выпали из программы", - добавил он.
Отсутствие фокуса на арендное жильё также, по мнению члена правления Halyk Finance, мешает создавать необходимые условия для всех слоёв населения.
"У государства также нет фокуса на арендном жилье. Если взять, например, Германию, там из всего жилищного фонда 40% - это арендное жильё, в Швейцарии 60%, у нас – точно не знаю. Но если говорят, что "наши казахи ушлые, взяли ипотечный кредит, построили жильё, начали сдавать в аренду", то с точки зрения международных рекомендаций мы наоборот должны поддерживать таких "ушлых", у которых есть возможность платить ипотеку, которые создают жильё, потом сдают его в аренду. У нас рынок аренды находится в неформальном секторе, мы видим, например, сельское население приходит в города, они сидят на рынках, строители там, но они где-то живут, где-то находятся. Но у нас этот рынок поддержки с точки зрения государства полностью выпал из взора государства. И, если ту же программу "Нурлы Жер" взять, там только есть строительство государственного, социального жилья, но это очень узко и недостаточно", - заключил Мурат Темирханов.
Самое читаемое