Мажилис одобрил законопроект о порядке проведения мирных собраний
Проект закона одобрен мажилисом во втором чтении и направлен в сенат.
Мажилис одобрил во втором чтении законопроект "О порядке организации и проведения мирных собраний в РК". Об основных моментах законопроекта и внесенных поправках рассказал депутат Мажилиса Канат Мусин, передает BaigeNews.kz.
В частности, депутатами в статью 3 законопроекта введена, отсутствовавшая в нем, принципиальная норма - презумпция в пользу проведения собрания.
"Это означает, что при отсутствии обоснованных причин для ограничения или запрета на проведение данного собрания, такое собрание может состояться", - рассказал на пленарном заседании Мажилиса депутат Канат Мусин.
Также, как пояснил Мусин, законопроектом, в статье 14, "определен исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых может быть отказано в организации и проведении мирного собрания".
"Никакие другие обстоятельства, не могут влечь за собой запрета на мирное собрание. Мирные собрания должны проводиться в специализированных местах. Специализированные места для проведения мирных собраний, согласно законопроекту, определяются местными представительными органами. В проекте Закона сформулирован ряд требований к таким местам. Они должны находиться в центральных частях городов и сел, обеспечивать возможность достижения цели мирных собраний, удобство организации, возможность использования организаторами и участниками объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников мирных собраний, других лиц", - продолжил Мусин.
Также, Мусин подчеркнули, что рабочая группа внесла существенную поправку в статью 9 законопроекта.
"В соответствии с поправкой мирные собрания в виде пикетирования могут проводиться не только в специализированных местах, но в любом другом месте, кроме тех, где пикетирование прямо запрещено законом. Исчерпывающий перечень таких мест содержится во введенном рабочей группой новом пункте 5 статьи 9 законопроекта. Хочу отметить, что ни одного государственного органа, включая Парламент и Правительство, в этом перечне нет", - добавил Мусин.
Он также отметил, что внедряется уведомительный порядок для проведения мирных собраний в форме митингов, собраний, пикетов.
"В отличие от действующего закона, по которому любое мирное собрание от пикетирования до демонстрации проводятся исключительно по разрешению, теперь организатору собрания достаточно лишь уведомить местные власти о том, что он планирует провести мирное собрание", - сказал Мусин.
Как продолжил Мусин, международные документы рекомендуют не делать процесс уведомления обременительным или бюрократизированным. Аналогичное мнение высказывалось и казахстанскими неправительственными организациями в ходе обсуждения законопроекта.
"В этой связи депутатами изменены статьи 11 и 13 законопроекта, в которых описан механизм рассмотрения уведомлений. Согласия акимата на проведение мирного собрания не требуется. В соответствии со статьей 10 законопроекта местный исполнительный орган, получив уведомление, обеспечивает безопасность мирного собрания. Если намерение провести мирное собрание противоречит закону, акимат может отказать в его проведении, но только если на это есть основания, указанные в статье 14. В остальных случаях акимат при необходимости должен предложить организатору другие условия проведения акции, но не отменять ее", - сказал Мусин.
Канат Мусин также отметил, что для проведения демонстрации или шествия, используется другая форма уведомления – заявление о согласовании, основное отличие которого заключается в указании маршрута, по которому будут двигаться участники, его начального и конечного пунктов, протяженности, сведения об использовании транспортных средств.
Выступая Мусин также отметил, что депутатами также сокращен перечень сведений, которые организатор должен указывать в уведомлении. Как подчеркнул Мусин, существенно сокращены сроки уведомления о мирном собрании.
"Для уведомлений о проведении собрания, митинга или пикетирования срок подачи был уменьшен до 5 рабочих дней, против 15, предлагавшихся Правительством. Одновременно, с 10 до 3 рабочих дней сокращен срок, в течение которого местные власти должны отреагировать на уведомление. С 15 до 10 рабочих дней сокращен срок подачи заявления о согласовании демонстрации или шествия, а срок его рассмотрения – с 10 до 7 рабочих дней.
Более длительный, по сравнению с уведомлением срок, связан с особенностью таких мероприятий, предполагающих перекрытие улиц, создание определенных неудобств для граждан и бизнеса, не имеющих отношения к этим мероприятиям", - добавил Мусин.
Как сообщил Мусин, рабочая группа полностью изменила статью 7 законопроекта.
"Из нее исключены запреты и обязанности, ограничивающие деятельность журналистов, например, норма, обязывающая их, предоставлять государственным органам фото и видеоматериалы с места мирного собрания. Значительные изменения претерпели статьи 5 и 6 законопроекта, устанавливающие права и обязанности организаторов и участников мирных собраний. Исключены излишние запреты и обязанности указанных лиц", - сказал Мусин.
Как продолжил Мусин, рабочая группа также изменила законопроект в той части, которая позволяла принудительно прекратить митинг, если число участников хотя бы на одного человека превышает заявленное организатором количество, то есть по "формальным основаниям".
"Мы полагаем, что в данной ситуации мирное собрание может быть прекращено властями только тогда, когда превышение числа участников создает угрозу для них самих или других лиц, которые не участвуют в этом собрании. Соответствующая поправка была внесена рабочей группой в статью 18 законопроекта", - добавил Мусин.
Самое читаемое
- Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
- Путин сделал заявление по Украине
- Пациент в машине "скорой" зарезал фельдшера по дороге в больницу
- Конфликт в торговом центре: двое мужчин устроили поножовщину и стрельбу
- Токаев дал ряд поручений в связи с эскалацией ситуации вокруг Украины