Корни и крона знаний: как учились и работают выпускники стипендии "Болашак"

25 Января 2021, 16:51
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Корни и крона знаний: как учились и работают выпускники стипендии "Болашак" 25 Января 2021, 16:51
25 Января 2021, 16:51
50969

Болашаковцы рассказали о том, как учеба за рубежом помогла им реализоваться в Казахстане.

История самой известной и престижной стипендии в Казахстане "Болашак" насчитывает без малого 28 лет. Международная образовательная стипендия была учреждена в 1993 году Первым Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, а в 1994 году ее первые казахстанские обладатели отправились на учебу за рубеж. За годы существования стипендии "Болашак" более 10 тысяч наших соотечественников получили качественное высшее образование в лучших вузах мира. За это время сменилось не одно поколение казахстанцев, обладателей этой международной стипендии. Многие из них вернулись в родную страну и построили карьеру в самых разных сферах.

Корреспондент BaigeNews.kz поговорил с четырьмя выпускниками стипендии "Болашак", чтобы на конкретных примерах показать, как именно зарубежная учеба, финансируемая государством, помогла болашаковцам встать на ноги и реализовать себя в стране. Для того, чтобы увидеть прогресс в перспективе, мы сделали героями нашей статьи выпускников стипендии старше 30 лет – тех, кто и составляет "костяк" казахстанского общества сегодня.

Многоярусные теплицы без почвы и "говорящие" урны

Наш первый герой – 34-летний Диас Тастанбеков. По специальности он химик, и сейчас проживает в Алматы. По "Болашаку" Диас учился в Англии по программе магистратуры. После этого вернулся в Казахстан и уже успел поработать в лабораториях Назарбаев Университета и КБТУ. Последние несколько лет ученый занимается развитием своего собственного стартапа, который он придумал будучи исследователем в НУ. В этом проекте он выращивает зелень в многоярусных теплицах, не используя при этом почву. Но обо все по порядку.


Детство будущий химик провел в Шымкенте, но школьные годы прошли в Нур-Султане.

"Когда я еще учился в школе, я увлекался естественными науками. Это и физика, и химия, и биология. Большую часть лет я был олимпиадником по математике. Но потом я понял, что хотел бы изучать что-то более материальное, чтобы можно было пощупать, поэтому выбрал химию. В итоге в бакалавриате я учился на химическом факультете в КазНУ имени Аль-Фараби в Алматы", – рассказывает про выбор своей будущей профессии Диас.

Идея подать на стипендию "Болашак" у молодого ученого появилась, когда он учился на третьем курсе бакалавриата. Он решил учиться в магистратуре по химии за рубежом. Основным параметром для выбора университета стало наличие там сильной программы с уклоном на химию полимеров, то есть таких материалов, как пластик, резина и гель. Выбор пал на Университет Шеффилда в Англии.

"Начиная с третьего курса я уже готовился – учил язык, собирал документы. Последним этапом отбора была конкурсная комиссия. И я ездил в Нур-Султан, чтобы физически сдать все документы, и чтобы пройти это собеседование", – вспоминает Диас процесс отбора на стипендию "Болашак".

Конкурс он удачно прошел, в университет его приняли, и у Диаса был целый год в магистратуре в Университете Шеффилда, где он без перерыва проучился 365 дней, "от осени до осени", как сказал наш герой.

Магистерская работа Диаса была близка к его исследованию в бакалавриате. На обеих программах он занимался стимул-чувствительными полимерами, то есть полимерами, которые способны менять свои свойства в зависимости от внешнего стимула, например, кислотной среды, температуры, освещенности, электричества.

"В бакалавриате я занимался термочувствительными полимерами, то есть полимерами, которые реагируют на тепло, а в магистратуре уже занимался синтезом изучения термо- и pH-чувствительными полимерами одновременно. То есть, полимерами, которые меняют свои свойства, реагируя на изменения и температуры, и кислотной среды. Чаще всего это применяется в медицине для адресной доставки лекарств. Это очень легко объяснить. Вот, например, вы когда пьете таблетку, у вас кислотность желудка и кишечника разная. И, допустим, вам нужно, чтобы лекарство начало выделяться только в соответствующей pH-среде (аббревиатура "pH" образована от латинского "pondus Hydrogenii" — "вес водорода" и применяется для обозначения кислотно-щелочного баланса — прим. ред.). Тогда вы свое лекарство обволакиваете в специальную оболочку, чтобы оно начало выделяться только когда попадает в ту часть организма, где именно та pH-среда, которая вам нужна. Таким образом, вы не теряете лекарство по пути. Это одно из самых частых сфер применения подобного рода полимеров. Вот этой темой я и занимался во время учебы", — рассказывает Диас.

Помимо собственно занятий в Шеффилде, другим интересным опытом для Диаса стали путешествия. Со своими друзьями из университета он отправился в так называемый "евротур" — объезд сразу нескольких европейских стран за одну поездку. Побывали в Испании, Италии, Франции. Продолжил свою поездку потом Диас самостоятельно и добавил к своему списку посещенных стран ЕС Германию, Норвегию и Швейцарию.

"Запомнились достопримечательности. Во Франции — это Храм святого сердца, Лувр, Эйфелева башня. В Германии — музеи, остатки Берлинской стены. В норвежской столице Осло мне запомнилось здание, в котором вручают Нобелевскую премию", — вспоминает болашаковец.

По возвращении из-за границы, с английским дипломом магистра по химии для Диаса наступил период поиска работы. На этом этапе сложности были предсказуемые — как применить на практике знания из фундаментальной науки.

"Трудности в поиске работы в основном такие, что ты ищешь интересное место работы и не находишь. Особенно это касается тех, кто учился по научному направлению — физика, химия, биология. А не научные сферы, где может работать ученый, есть. Если ты химик, то это может быть нефтяная сфера. И там ты либо в офисе инженер и планируешь, либо ты вахтовик. Поначалу я чуть не уехал в Аксай на запад страны, чтобы работать вахтой. Второй вариант у меня были торговые компании, которые занимаются продажей химических реагентов, оборудования. И третий вариант, в плане денег самый непривлекательный, куда я и пошел — это научное направление, то есть работа в институте. Я устроился в КазНУ в Алматы, но потом у меня были проблемы со здоровьем и полгода я лечился. Пока лечился, я рассылал свое резюме и, само собой, отправил резюме в Назарбаев Университет. Мое резюме заметили в исследовательском центре при НУ. Позвали на интервью, я проходил его по скайпу, потому что они в Нур-Султане, я был в Алматы. Я прошел собеседование и меня позвали на работу. Я, как выписался, сразу собрал свои вещи и переехал в столицу", – делится стартом своей карьеры после зарубежной учебы Диас.


В НУ молодой ученый работал младшим научным сотрудником в департаменте тонких химических технологий, где занимался полимерами двух видов — биоразлагаемые полимеры для доставки лекарств и полупроводниковые полимеры для солнечных батарей. Проработал Диас там четыре с половиной года. Во время этой работы ему удалось также пройти стажировки в Страсбурге, Сан-Франциско и Шеффилде.

После этого Диас решил вернуться в Алматы и продолжить свою карьеру там.

"Еще когда я работал в НУ, у меня уже тогда зарождался стартап. И в Алматы раз я уже не был наемным работником, я только им и занимался. Но денежный вопрос все равно стоял. Поэтому, когда меня пригласили заведовать лабораторией в КБТУ, я принял приглашение. Где-то год я был заведующим лабораторией альтернативных полимерных материалов. И потом параллельно я сделал свой стартап и в какой-то момент, в 2015, по-моему, я уже уволился отовсюду, занимался только своим стартапом – zertis.kz. Этот проект я начинал один. Потом мне повезло, я встретил Армана Тосканбаева, мы с ним вдвоем его делали. Выиграли грант на конкурсе Startup Bolashak. Позже к нам в команду присоединились агрономы Даньял Какабаев и Жансая Мухаметкали, а также Маулен Ахметов — выпускник Назарбаев Университета, который в НУ основал социальное кафе Kunde, где работают люди с ограниченными возможностями", — рассказывает про зарождение своего проекта Диас.

Проект основывается на методе аэропоники. Идея родилась, когда Диас работал в НУ, где он часто уезжал в командировки.

"Я тогда жил один в квартире у меня были улитки, хомяки, крысы, а также много растений. Животных я оставлял друзьям, они их кормили, поили. А растения друзьям не оставишь. И я думал, как можно автоматизировать полив растений, когда меня нет дома. Я понял, что можно не просто автоматизировать, а вообще без почвы выращивать эффективно. Я вдохновился этой идеей. Первую установку собирал дома", — вспоминает ученый.

Пока Диас делал этот стартап, он поменял четыре команды. И, в итоге, у них теперь в центре Алматы в подвале бывшего торпедного завода есть теплица, где он и его команда круглый год выращивают зелень методом аэропоники. Аэропоника – это метод, когда все питание, которое есть, вы даете растениям напрямую в корни через воздух. Преимущество в том, что вы экономите воду — ее уходит в десять раз меньше, объясняет болашаковец.

"Это актуально для Казахстана. Не все знают, но Казахстан является страной с дефицитом воды и грядет водный кризис. Об этом говорил и Назарбаев в своем послании, а также об этом написано в официальном отчете ООН. Поэтому экономия воды для нас актуальна. А то, что нет почвы — это дает такие преимущества, как отсутствие вредителей, которые живут в почве, соответственно пестициды не применяются, вот и получается экологически чистая зелень. И также вы выращиваете многоярусно, то есть, этажами. Это значит, что на одном квадрате вы можете выращивать пять этажей. С одного квадрата вы можете получать урожай эквивалентным пяти квадратам", — простыми словами объясняет свой проект Диас.


У этого проекта четыре направления. Первое – это собственно теплица, в которой Диас и его коллеги выращивают базилик, рукколу, монгольский шпинат, чтобы напрямую продавать кафе и ресторанам. Второе направление – оснащение школ, чтобы дети со школьной скамьи уже могли приобщаться к такой современной технологии и, в принципе, чтобы уроки биологии проходили интереснее. Около двадцати школ по Казахстану уже оснастили этим оборудованием, включая школы в Алматы, Кокшетау, Жезказгане, Костанае, Караганде и Карагандинской области. Третье направление – это обучающие курсы на трех языках (русский, казахский, английский), где обучают азам технологии. Четвертое направление – предоставление оборудования для тех, кто хочет сам дома выращивать растения.

Помимо этого основного проекта, Диас придумывает и другие интересные изобретения, при этом и вне своей основной специализации. Одной из них стала "говорящая" урна. Простая, но в то же время, оригинальная идея заняла первое место в конкурсе стартапов, организованном известным программистом и предпринимателем, а также выпускником Принстонского Университета Арманом Сулейменовым.

"Суть в том, что я хотел мотивировать людей бросать мусор не мимо урны, а в нее. Я подумал, что нужно давать людям какое-то вознаграждение. Материально вознаграждать я не знаю как, а нематериально – я сделал так, чтобы урна говорила "рахмет". Вот вы бросили мусор в урну, и она вас поблагодарила", — объясняет свою задумку Диас.

Ученые ночи в библиотеке и карьера снизу в НИШ

Асхат Ашимов — еще один болашаковец. В свои 35 лет он стал ни много ни мало одним из руководителей НИШ в Нур-Султане. Начав там работу с простого менеджера по образовательным программам, на сегодняшний день он уже почти год заместитель директора Центра образовательных программ НИШ. Соединяя опыт западного и казахстанского образования, Асхат стал одним из тех, кто повышает уровень школьного образования, разрабатывая программы не только для системы НИШ, но и для общеобразовательных школ по всему Казахстану.


То, что Асхат будет работать в сфере образования можно было предсказать еще в годы его учебы в бакалавриате — учился он в Кокшетауском государственном университете имени Шокана Валиханова по специальности "Учитель английского и немецкого языков". Он закончил этот вуз в родном городе в 2007 году. Продолжил обучение в этом же университете на кафедре международного права и получил специальность бакалавра в области юриспруденции. Первый трудовой опыт начался в стенах родного университета, где Асхат проработал один год преподавателем английского языка на кафедре иностранных языков.

Для Асхата было мечтой поступить в один из топовых зарубежных вузов, проявить себя, получить новые знания и опыт. Естественным выбором стала стипендия по программе "Болашак". Конкурсный отбор проходил в несколько этапов. Вначале нужно было предоставить определенный пакет документов, далее кандидаты сдавали тесты на знание государственного и иностранного языков.

"К тому времени меня уже приняли в Карлов университет на программу магистратуры в Праге. И на основании письма из этого университета и по итогу прохождения первых этапов конкурсной комиссии стипендии "Болашак" я был допущен к заседанию Национальной комиссии по отбору, где были представители Министерства образования и других госструктур. Нам задавали вопросы о том, с какой целью мы едим, какую специальность выбрали, что мы планируем делать после окончания университета, кем хотим стать. Самым сложным здесь было объяснить мотив, понятно, что каждый, кто поступает за границу, ищет для себя определенный вызов, чтобы понять, кем бы он хотел стать. На тот момент я понимал, что, когда я закончу университет и вернусь в Казахстан, то, скорее всего, буду работать в системе образования", — вспоминает Асхат.

Стипендия, выделяемая в рамках этой программы, была достаточной для того, чтобы проживать за границей. В эту сумму входило и проживание, и питание, и вещи для учебы — канцтовары, книги. Программа "Болашак" покрывала все расходы, так что студенты были полностью обеспечены.

Учился Асхат в Чехии по не совсем обычной специальности — "Демография". Свой выбор он объясняет тем, что тогда больше всего увлекался цифрами, статистикой и анализом. И поэтому, когда услышал про эту специальность на кафедре естественных наук в Карлов университете, решил попробовать поступить туда.

"Моя работа в Карлов университете называлась "Сравнение уровня смертности от раковых заболеваний с 1986 по 2006 год в Казахстане, Швеции, Чехии и Франции". Мы как раз изучали основные принципы демографии — рождаемость, смертность, уровень населения, популяция. Была проделана большая работа как мной, так и моим куратором по работе — доктором Борисом Бурциным. Он до сих пор является ведущим ученым, который работает в Карлов Университете. Томаш Куцера был куратором нашей программы, он организовывал набор группы из Казахстана. Мы посещали неоднократно различные выставки и съезды, удалось побывать в столице Австрии Вене на конференции по демографии", — рассказывает про свою учебу в Европе болашаковец.

Карлов университет — один из старейших учебных заведений в регионе, он был образован в XIV веке. С тех пор он является одним из ведущих вузов, не только в Чехии, но и во всей Центральной Европе. Учась в вузе с такой историей, невозможно было не сравнивать его с вузами в Казахстане.

"Сегодня, я думаю, казахстанская система образования уже достойна мирового уровня, но на тот момент, когда я учился в Праге, для меня лично чувствовалась разница. В Чехии тогда уже была кредитная система, а мы в Казахстане только переходили на нее. Плюс цифровизация уже повсеместно внедрялась в университетах", — рассказывает Асхат.

Библиотеки — это отдельная история, отмечает болашаковец. Когда Асхат познакомился с Национальной технической библиотекой, которая расположена в кампусе, то понял уровень библиотеки, какой она может быть.

"В библиотеке есть секции, где вы можете за плату взять кабинку для себя. Она закрывается под ключ, там есть интернет, стол. Вы берете литературу, которая вам нужна и занимаетесь. Помимо этого, библиотека работала с 8:00 до 20:00. Далее она переходила на ночной режим. На первом этаже есть специальное помещение, вместимостью до сотни человек, там имеются парты и все студенты спокойно работают. У меня самого были такие периоды, когда срочно надо было сдать какую-то работу, приходилось пройти этот круг. Целый день мы провели в библиотеке, снова потом спустились на нижний этаж, провели ночь в библиотеке за учебой, и на следующее утро мы снова поднялись в основное помещение библиотеки. То есть, мы там провели 24 часа. Это очень удобно в такие периоды. Это то, что я не видел у нас в Казахстане тогда и на меня на тот момент это произвело сильное впечатление. В плане образования для нас это был культурный шок", — делится своими наблюдениями Асхат.


Что касается иностранных студентов, болашаковец отмечает, что их было достаточно — как и из Европы, так и из Азии, в том числе из Китая, Тайваня, Японии. Приезжали студенты из Северной и Южной Америки по обмену. Поэтому состав студентов был разнообразный.

Поддерживал он отношения и с соотечественниками, находящимися тогда в чешской столице.

"Посольство РК всячески оказывало поддержку нашим гражданам в Чехии. Проводились разные мероприятия, интеллектуальные игры. Ежегодно организовывались футбольные турниры. В самом посольстве раз-два в году проводились встречи с послом, где студенты знакомились между собой", — рассказывает Асхат.

Так как Чехия находится в сердце Европы, это отправная точка в любую страну, которая окружает Чешскую Республику, поэтому казахстанцу удалось побывать во многих европейских странах, таких как Германия, Австрия, Венгрия, Румыния, Болгария.


"Каждая страна имеет свой колорит. Германия — прекрасная страна, бесплатные автобаны — это тоже своего рода культурный шок для меня был, с их чистыми дорогами. Венгерская столица Будапешт — один парламент только чего стоит, настоящее архитектурное чудо. Венеция в Италии — город на воде. Польша, тот же концлагерь в Освенциме. И в Чехии были такие же концлагеря, которые сейчас являются музеями. Франция, Голландия, Бельгия. Был я и в маленьких странах — Лихтенштейн, Люксембург. Швейцария — удивительная страна, там очень красивая природа", — перечисляет запомнившиеся пункты своего путешествия по Европе Асхат.

После окончания учебы в Чехии Асхат вернулся в Казахстан, наступил новый период жизни. По прибытию был период адаптации, который есть у каждого болашаковца — два-три года за рубежом оставляют свой отпечаток.

"Вы уже мыслите отчасти как те зарубежные люди, с которыми вы проживали. А здесь, по возвращении, снова возникает культурный шок, но длится он недолго", — замечает Асхат.

Далее болашаковец рассказал про поиски работы.

"По окончании учебы нам предоставлялась возможность трудоустройства. Есть отдел по трудоустройству выпускников, где предлагаются вакансии. Я хотел работать в столице и уже связывал свою судьбу с этим городом. Мне предложили работу в системе НИШ. И я начал с самого низшего звена — менеджером. В любом случае, даже если я учился за границей и у меня есть степень магистра, если вступаете в какую-либо организацию, то лучше всего вы поймете работу, изучив ее с самого низа", — вспоминает о своей первой работе после возвращения домой болашаковец.

И вот теперь Асхат работает в системе НИШ уже восемь лет, пройдя все ступени — от менеджера и старшего менеджера до начальника отдела. С февраля 2020 года он становится заместителем директора Центра образовательных программ НИШ.

"Мы ведем различные проекты, заключали меморандумы, договоры. Мы сотрудничаем с такими именитыми партнерами, как Институт образования Университет Колледжа Лондона, издательство Кембриджского университета. Именно эти два партнера и делятся с нами опытом по части разработки учебно-методических комплексов, включающих в себя учебники, рабочие тетради, руководства для учителей. С 2015 года НИШ ведет эту разработку, включающую два направления — учебно-методический комплекс для Интеллектуальных школ и для общеобразовательных школ. На сегодня учебники, разработанные в стенах НИШ, используются во всех общеобразовательных школах страны, как для начальной, так и для основной школы", — рассказывает о роли своей работы в системе школьного образования РК замдиректора Центра образовательных программ НИШ.

Асхат отмечает роль Ассоциации "Болашак" в сохранении связей между выпускниками и действующими обладателями международной стипендии. Оршанизовываются встречи, интеллектуальные игры. Проводятся также спартакиады Ассоциации "Болашак", ежегодный благотворительный бал. Из-за пандемии многие мероприятия в 2020 году были отложены, замечает Асхат, но надеется, что они возобновятся.

Как e-Learning в Англии подсобил в пандемию

Асель Базилгаламовой 37 лет. Она преподает английский язык в Казахском национальном женском педагогическом университете в Алматы. Получив два диплома о высшем образовании по казахской филологии и финансам в Казахстане, она решила подать на программу магистратуры за рубеж по стипендии "Болашак". Два года, с 2013 по 2015 год, Асель училась на программе "Управление в сфере образования" в Университете Лестера в Великобритании. И неожиданно в 2020 году то, что она изучала в далекой Европе — смешанное образование, стало актуальным для казахстанского образования, которое ушло в онлайн из-за распространения коронавируса.


Первый раз Асель услышала о программе "Болашак" когда училась в университете на бакалавриате. После окончания университета в 2005 году, она год работала экскурсоводом в Музее истории Алматы, потом год ведущим специалистом в отделе администрации учебно-методическом центре "ТІЛ" при акимате, и только через два года устроилась по своей специальности на работу преподавателем в университет. Но несмотря на это, она хотела развиваться и попробовать себя в другой сфере, поэтому решила освоить ещё одну профессию и поступила в Академию экономики и права на экономический факультет.

Имея на тот момент два казахстанских диплома, Асель захотела продолжить обучение за границей. Поэтому в 2012 году подала заявку на стипендию "Болашак", параллельно работая преподавателем в Казахском национальном женском педагогическом университете в Алматы.

"Во время конкурсного отбора мы проходили тесты на знание казахского и английского языков, а также интервью с представителями комиссии. Первые два тура дались легко в силу того, что я преподаю эти языки. Самым сложным для меня было интервью с комиссией. Поэтому мне удалось поступить только со второго раза. Представители комиссии с разных сфер задают вопросы, касающиеся специальности, истории Казахстана или личных целей и планов — здесь нужно показать себя. Во второй раз на интервью я была хорошо подготовлена и вопросы касались только моей специальности. Например, какие методы обучения применять для изучения иностранного языка при работе с детьми", — вспоминает процесс отбора на получение стипендии "Болашак" Асель.

Выиграв стипендию в 2012 году, в конце года женщина уехала учиться в Англию. Первый год — Pre-sessional course (подготовительный курс с усиленным изучением языка), второй год — собственно магистерская программа. Магистерская программа, по которой она училась в Университете Лестера, называлась "Управление в сфере образования". Во время учебы заграницей за стипендианткой сохранялось рабочее место в Казахстане и по завершению учебы она отработала там пять лет.

"Темой моей диссертации было "Смешанное обучение" (Blended learning), формат при котором 50 процентов учебного времени студенты обучаются онлайн, используют разные цифровые платформы, другие 50 процентов проходят face-to-face, то есть, они приходят на занятия. Лет десять назад в Казахстане технологии были не так развиты, как сейчас у нас и как тогда в Англии, поэтому я выбрала эту тему. Тогда в Англии уже масштабно внедрялись электронные системы, базы данных с учебниками, задания отправлялись нам в онлайн-формате, в том же формате мы отправляли статьи, эссе, доклады, даже диссертацию на проверку. В Казахстане такого не было, поэтому хотелось перенять новые методы обучения и, конечно, поделиться ими со своими коллегами по возвращению на родину", — рассказывает педагог.


Во время обучения заграницей учишься самостоятельности, отмечает отличие западного образования Асель. В Казахстане преподаватели дают тебе всё, в Англии же ты должен учиться сам. Предоставляется полная академическая свобода, необязательно быть в университете каждый день. Круг интересов никак не ограничивается, учат формировать собственное мнение и точку зрения. Если студент не согласен с позицией преподавателя, это не порицается. Никому не навязывают чужие взгляды и мнения.

"Обучение мне дало многое: помимо расширения кругозора, я научилась быть конкурентоспособной, правильно управлять своим временем и направлять его в нужное русло. Общение и социальная активность прилагается как бонус — я до сих пор поддерживаю связь со студентами и с преподавателями с разных стран мира. Со мной в один год обучались ещё два студента с Казахстана по программе магистратуры. В каждом университете есть свое сообщество (Kazakh Society). Сообщество казахстанцев с организовывало Наурыз и другие мероприятия, чтобы показать свою культуру и традиции", — рассказывает Асель.

По возвращению в Казахстан Асель продолжила работу преподавателем в Казахском национальном женском университете. Через несколько месяцев она стала официальным представителем Университета Лестера в Казахстане. По словам Асель, британцы видели потенциал и хорошие перспективы в казахстанских студентах, поэтому и открыли здесь свое представительство, в котором помогают студентам поступить в зарубежный вуз по различным программам.

В первые годы отправляли больше 30 студентов по программе Erasmus KA-1 на полугодовую программу обучения, вспоминает Асель. В Нур-Султане сотрудничали с КазГЮУ (Казахский гуманитарный юридический университет), в Алматы — с СДУ (Университет Сулеймен Демиреля) и ЕТУ (Евразийский технологический университет).

"Знания и опыт, полученные за рубежом помогают внедрять новые методы обучения в наших университетах, глубже исследовать методы образования, выстраивать партнерские отношения с заграничными вузами и между вузами в Казахстане. Изучение смешанного образования помогло мне быстро сориентироваться в нынешней ситуации с пандемией и переходом на дистанционный формат обучения", — говорит Асель.

Выпускница стипендии говорит, что продолжает поддерживать связь с одногруппниками, с которыми обучалась в Великобритании. Для поддержания связи есть общие чаты в социальных сетях. В Алматы есть общество выпускников стипендии "Болашак" и время от времени выпускники организовывают встречи, иногда обращаются друг к другу по рабочим вопросам.

"Это хорошие и полезные связи", — заключает Асель.

Первый болашаковец от журналистов

Наш следующий герой — Канат Ауесбай. Ему 39 лет, и он уроженец Тараза. Он выпускник программы "Болашак" 2014 года. Как Диас и Асель, Канат учился в Великобритании. Однако он избрал другую специальность — журналистика. Интересно отметить, что Канат — первый казахстанский журналист, который обучался за рубежом со стипендией "Болашак".


Сегодня Канат является директором Атырауского областного филиала АО "Республиканская телерадиокорпорация "Qazaqstan". Работает долгие годы журналистом и публицистом, а также доцентом в Государственном университете имени Халел Досмухамедова в Атырау. Он написал книгу о своей перспективе на страну туманного Альбиона под названием "Looking West: A Kazakh’s View of Great Britain" ("Батыс көрген. Ұлыбритания қазақтың көзімен"), которая была опубликована в Лондоне. В 2004 году Канат с отличием окончил журналистский факультет КазНУ. В этом университете в 2010 году защитил кандидатскую диссертацию на тему "Природа информационных программ на казахских телеканалах".

По стипендии "Болашак" Канат учился один год в Университете Восточной Англии в Норвиче, где исследовал медиа коммуникации.

"Когда выходишь за пределы родины осознаешь минусы и плюсы менталитета и общества. В Англии общество, так скажем, "холодное", люди там держатся на расстоянии. Но казахстанские студенты общались и поддерживали связь. Зарубежный опыт обучения, безусловно, помог. Не могу сказать, что обучение полностью поменяло мое восприятие и понимание чего-либо. Но, как говорил ранее, это помогло узнать плюсы и минусы многих вещей. Мировоззрение не изменится кардинально, но эффект будет очевиден. Мы не замечаем много недостатков в своей стране, мы не можем оценить преимущества. Наши недостатки и преимущества очевидны при выезде за границу. Такого свойства у англичан я не заметил. Поскольку они являются жителями британских островов, они предпочитают держать дистанцию в отношениях. Можно сказать не встретишь людей которые с первого дня знакомства общались как "родные люди". В чем наш недостаток? У нас не хватает уважения к ценностям природы, заботы об окружающей среде. Например, такие ресурсы, как вода и свет. Для нашего народа характерно, чтобы из крана в доме хлынула вода, включённый свет, чтобы в дом не попал вор, хотя внутри никого нет. У англичан этого не замечаешь. Короче, в чем мы опередили, чем отстали, тем больше пользы от того, что пересекли границы страны", — отмечает казахстанский журналист.


"Все граждане, обучающиеся по программе "Болашак", обязательно приезжают на работу в родную страну. Ведь в качестве залога он оставляет свою квартиру. Кроме того, есть еще требование закона, обязывающее до пяти лет приезжать в страну и работать в своей сфере. Я уже имел достаточный опыт работы в своей сфере, так что продолжил свою трудовую деятельность на национальных телеканалах", — рассказывает Канат.

Наверх