В период пандемии в Казахстане объем онлайн-покупок увеличился сразу на 57 процентов и составил 1,1 триллиона тенге, передает BaigeNews.kz со ссылкой на Finprom.kz. При этом доля электронной торговли выросла почти в три раза и достигла 9,7 процента от ритейла.
В 2020 году доля пользователей сети Интернет, купивших товары и услуги онлайн-способом, увеличилась до 17,7 процента, годом ранее она составляла 15,6 процента. В региональном разрезе наибольшая доля пользователей e-trading наблюдалась в Карагандинской области — 36 процентов. В том-3 регионов также вошли Нур-Султан (30 процентов) и Мангистауская область (27,3 процента).
Стоит отметить: 29,9 процента продавцов, у которых совершают онлайн-покупки казахстанцы — из стран СНГ, 8,1 процента — непосредственно из стран ЕАЭС. У продавцов других стран, помимо стран ЕАЭС, совершали покупки 11,4 процента казахстанских интернет-пользователей. Таким образом, товары и услуги зарубежных продавцов пользуются в РК достаточно высоким спросом.
В 2020 году казахстанские пользователи сети Интернет, осуществившие покупки онлайн-способом, больше всего покупали одежду, обувь и спортивные товары — доля таких пользователей составила 62,8 процента. Следом идут покупки продуктов питания (44,9 процента), товаров для домашнего пользования (25,5 процента), лекарственных препаратов (23,6 процента), а также телекоммуникационных услуг (19,6 процента).
При этом стоит отметить, что совершать онлайн-покупки у зарубежных продавцов можно только с помощью карт международных платежных систем. Сейчас в стране находятся в обращении 36,3 миллиона платежных карт международных систем. Из них одними из самых популярных и распространенных являются платёжные карточки системы MasterCard Worldwide — их доля составляет 26,5 процента. Выпуск и обслуживание карт MasterCard осуществляют все крупные банки страны. В целом Mastercard — один из наиболее предпочтительных партнеров в сфере цифровых банковских услуг. Только в Европе компания работает с более чем 60 банками, предоставляющими цифровые сервисы по всему континенту. Кроме того, Mastercard выступает партнером для 80 процентов компаний в секторе финансовых технологий и электронных платежей, что в два раза больше, чем в 2018 году. Помимо преимуществ технологических решений, которые предоставляет MasterCard, компания также стимулирует электронную торговлю в РК посредством бонусов и кешбэков.
* по состоянию на 1 июня 2021 года
Развитие безналичной оплаты в РК — актуальный вопрос с учётом роста спроса на этот вид транзакций. Так, в 2020 году 42,3 процента пользователей, купивших товары и услуги через интернет, оплачивали приобретения платежными картами онлайн (в 2019 году доля составляла 40,6 процента).
Также использовались оплата банковским переводом, предоплата через банковскую карточку и мобильные платежи. При этом доля оплаты наличными при доставке товара и оказания услуги уменьшилась с 40,9 процента в 2019 году до 37,8 процента в 2020-м.