Картофель из Пакистана продают на рынках столицы под видом отечественного

<p>Картофель в период межсезонья, завозимый из Пакистана, сейчас на базарах массово продают под брендом макинского, павлодарского картофеля. Но на самом деле он завозится из других стран. Это сообщил в ходе ежегодной конференции предпринимателей заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Нуржан Альтаев, передает корреспондент <a href="http://bnews.kz/ru">BNews.kz.</a></p>

10 Февраля 2017, 16:33
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
из открытых источников 10 Февраля 2017, 16:33
10 Февраля 2017, 16:33
11922
Фото: из открытых источников

Глава государства в своем послании отметил, что АПК должен стать новым драйвером в экономике Казахстана. Но проблема со сбытом продукции отечественных сельхозпроизводителей является одной из фундаментальных и сдерживающих факторов на сегодняшнем развитии сельского хозяйства, внутренней торговли. Это отметил в ходе ежегодной конференции предпринимателей заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Нуржан Альтаев. Он озвучил, что по основным видам сельхозпродукции по которым Казахстан является исторически обеспеченным, все же, наблюдается определённая доля импорта. 

«Говядина у нас закупается на сумму более чем 36 млн долларов США ежегодно, баранина на сумму 330 млн долларов. Будучи зерновой державой мы в среднем последние пять лет завозим макаронных изделий на 50 млн долларов. Отдельно стоит отметить плодово-овощную группу. Лук и чеснок ежегодно завозятся на сумму 35 млн долларов. В среднем за последние пять лет ежегодно заводим картофеля на 16 млн долларов США. Тогда как производим картофеля больше потребности нашей страны. Томатов практически на 70 млн долларов, капусты более 14 млн долларов», - сказал Нуржан Альтаев.

Он подсчитал, что в среднем мы продовольственную продукцию завозим на сумму около 3 млрд долларов США. Причём 2 млрд по тем позициям, которые мы сами можем производить: на сумму 900 млн долларов - это экзотические виды продукции: бананы, ананасы, киви и т.д. А 2 млрд 100 млн - то, что мы можем выращивать в своей стране.

«Картофель в период межсезонья мы завозим из Пакистана. Сейчас на базарах его массово продают под брендом макинского, павлодарского картофеля. Но на самом деле он завозится из других стран», - добавил Н.Альтаев.

Экспорт же картофеля небольшой - мы закупаем больше, чем продаем. 

Все это, по словам Н.Альтаева, сложилось из-за того, что небольшие поизводители, фермеры не могут обеспечить цикличность поставок, особенно в межсезонье. Преимущественно в зимнее время этот завоз приходится на пик роста цен, отсюда и складываются огромные суммы. У фермеров нет доступа к современным хранилищам, куда можно заложить продукцию, постепенно опускать, выстраивая стабильные отношения с розничным звеном. То есть отечественный сельхозпроизводитель даже вырастив качественную подукцию, не имеет возможности заложить ее на хранение, доработать её под требования торговой розницы и подобающе предложить покупателю.  В конечном счете это снижает привлекательность и спрос на подукцию, производимую нашими фермерами. В то время как полки торговых сетей заполняет продукция иностранного производства. 

Однозначно текущая цепочка движения продукции тормозит развитие отрасли сельского хозяйства и торговли, а также отрицательно влияет на спрос местной аграрной продукции гражданами Казахстана.

«Тимур Аскарович (Кулибаев - председатель президиума НПП «Атамекен», прим. автора), вы помните, мы в прошлом году под вашим председательством проводили большое совещание в Алматы, где собрали фермеров южных регионов с пяти областей, пригласили все торговые сети, поскольку фермеры всегда говорят о том, что невозможно попасть на торговые сети. Все сети открыли свои потребности, готовы были заключить контракты с фермерами, показали цены, сколько и какой продукции им необходимо до конца года. Но, к сожалению, ни один кооператив не смог выдержать требований сетей по цикличности поставок. То есть, то что производят наши фермеры устраивает торговые сети по цене и качеству, но нет возможности нормальной цикличности поставок. Мы считаем, что отсутствие звена в виде оптово-распределительного центра (РРЦ) сыграло здесь ключевую роль в процессе интеграции прямых отношений между фермерами и розницей. Мы искусственно стали заложниками схемы оборота продукции, при которой у фермера за бесценок во время сбора урожая с поля забирают серые дилеры, везут эту продукцию с высокой моржей на базары городов Алматы, Астаны и в соседние страны», - отметил спикер.

Представитель палаты предпринимателей считает, что поставить на рынок города - задача из простейших, но, к сожалению, ни одному из таких предпринимателей самому или в составе кооперативов не удалось обеспечить цикличность поставок. У львиной доли таких производителей нет возможности заложить на хранение, подработать продукцию и продать с получением достойной прибыли в розничную сеть. 

«Но после того, как мы подняли вопрос о создании ОРЦ в Алматы, акимат очень много сделал, был выделен земельный участок, подведена инфраструктура и уже в текущем году первая очередь этого ОРЦ будет сдана. С площадью торгового пространства 50 тыс метров, где будет создано 2 тыс торговых рабочих мест. Кроме того вся необходимая инфраструктура по хранению. Общий объем финансирования составил 2,7 млрд тенге, он создан по проекту всем известной нам французской компании «Ранжис», - дополнил Н.Альтаев.

Он подчеркнул, что в текущем году запланирована большая работа по организации продовольственной безопасности в связи с ЭКСПО-2017. Ожидается большой наплыв людей - порядка двух млн человек. Акиматом выделено в этом году около 2 млрд тенге на оборотные средства для ОРЦ и крупных торговых сетей для закупа продовольственной продукции для обеспечения столицы.

Наверх