Как пенсионеры будут уплачивать налоги за досрочное изъятие денег из ЕНПФ

12 ноября сенаторы предложили уплачивать 10-процентный ИПН с части пенсионных накоплений лишь после выхода на пенсию и в течение 16 лет.

13 Ноября 2020, 17:45
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
24.kz 13 Ноября 2020, 17:45
13 Ноября 2020, 17:45
4807
Фото: 24.kz

Ожидается, что уже со следующего года в Казахстане могут вступить в силу поправки в законодательство, которые позволят казахстанцам, чьи накопления в ЕНПФ превышают так называемый порог достаточности, использовать их часть на приобретение жилья и лечение, либо передать эти деньги компаниям по управлению активами.

Инициатором этих поправок выступил Президент Касым-Жомарт Токаев, озвучив соответствующее поручение еще в ходе своего первого Послания народу Казахстана. 1 сентября 2020 года он поручил реализовать эти нормы уже в 2021-м.

По оценкам Министерства труда и социальной защиты населения РК, 720 тысяч казахстанцев уже накопили сумму, превышающую порог достаточности, который зависит от возраста. Согласно расчетам ведомства, порог достаточности для разных возрастных групп будет выглядеть следующим образом:

  • для граждан в возрасте до 30 лет – 2 518 000 тенге;

  • 35 лет – 2 961 000 тенге;

  • 40 лет – 3 437 000 тенге;

  • 45 лет – 3 947 000 тенге;

  • 50 лет – 4 495 000 тенге

  • 55 лет – 5 084 000 тенге;

  • 59 и более лет – 5 586 000 тенге.

Многих казахстанцев порадовала возможность использовать накопленные средства, не дожидаясь старости, однако многие не сразу вспомнили, что для того, чтобы осуществить этот денежный трансфер, потребуется оплатить индивидуальный подоходный налог в размере 10 процентов, поскольку, как отметили в КГД, по закону, выплаты ЕНПФ из накоплений, сформированных за счет пенсионных взносов, также относятся к доходам, облагаемым ИПН.

Выходит, что для того, чтобы взять из ЕНПФ миллион тенге, нужно уплатить 100 тысяч тенге в виде ИПН.

12 ноября депутаты верхней палаты Парламента РК предложили поправки в законодательство, предполагающие, что казахстанцы смогут уплачивать 10-процентный ИПН за использование части пенсионных накоплений на приобретение жилья и лечение лишь после выхода на пенсию и в течение 16 лет, разбив сумму налога в равных долях.

Как отметил в интервью BaigeNews.kz сенатор Гумар Дюсембаев, депутаты пошли на такой шаг из-за того, что в обществе стали поднимать вопрос "Вот, я получу два миллиона тенге, из них 10 процентов я должен отдать как налог. Выходит, что у меня итак на приобретения жилье не хватает, так я еще и налог должен платить?".

"Вариант, который мы сегодня нашли, мы считаем его оптимальным. Если человек получает эти деньги и использует их в целевом плане, то 10-процентный налог будет уплачивать только после выхода на пенсию. Еще момент, который также повлиял на решение, это пандемия. У нас много категорий людей, которые остались без работы, кто-то получает 50 процентов от своего прежнего дохода, кто-то еще что-то… Поэтому данная мера станет подспорьем для приобретения жилья и оплату дорогостоящих операций, которые невозможно произвести в Казахстане", – поделился Гумар Дюсембаев.

По словам сенатора, нет никаких оснований считать, что казахстанцы, которые в молодости сочтут необходимым использовать часть пенсионных сбережений на актуальные нужды, в старости будут отдавать большую часть собственной пенсии лишь на то, чтобы покрыть 10 процентов налога за "счастливую молодость".

"Поэтому сделали это после выхода на пенсию. Также сделали равными долями за 16 лет. Условно, если я использую 1 600 000 из собственных накоплений в ЕНПФ на покупку жилья, то 10 процентов от этой суммы, а 160 тысяч тенге, в течении 16 лет, когда выйду на пенсию, по 10 тысяч в год дальше буду оплачивать. Учитывался и тот факт, при выходе на пенсию у человека не будет большого дохода, останется только пенсия. Но работать им не придется. Полагаю, 10 тысяч тенге в течении года люди смогут платить. Ведь если, предположим, человек будет откладывать каждый месяц по 1 000 тенге, то выходит 12 тысяч тенге", – утверждает сенатор.

Что будет, если человек захочет уехать на ПМЖ или, к примеру, погибнет, не успев уплатить сумму налога за использованные со своего счета в ЕНПФ средства?

Дюсембаев отметил, что государство проработало инструменты, направленные на то, чтобы не позволить отдельным гражданам уйти от оплаты 10-процентного налога за использование пенсионных накопления после выхода на заслуженный отдых. В качестве гарантийного залога будет использована "несгораемая сумма", заложенная в так называемый порог достаточности. Аналогичный механизм сработает в случае ранней смерти человека, не успевшего оплатить налог за 16 лет.

"В случае, если кто-то использует деньги из пенсионного фонда на покупку жилья или другие цели, а потом соберется выехать за пределы Казахстана в другую страну на постоянное место жительства, не уплатив 10-процентный налог, не дожидаясь 16 лет, тогда в разовом порядке сумма налога будет вычтена из тех денег, которые у него остались в пенсионном фонде в рамках порога достаточности. Поэтому гражданин не сможет схитрить или уйти от оплаты налога. Государства от этого не пострадает", – заверил Гумар Дюсембаев.

Он добавил, что нынешние расчеты государственных органов позволяют говорить о том, что оставшегося после использования части средств из ЕНПФ порога достаточности вполне хватит для того, чтобы покрыть прожиточный минимум.

"Когда делали эти расчеты, исходили из базовой пенсии, которую человек должен был получать. Порог достаточности с таким расчетом и делался, чтобы у человека хватало денег на прожиточный минимум, а дальше будет зависеть от его личного состояния", – сказал сенатор.

Популизм или благо?

В свою очередь, экономист Андрей Чеботарев считает идею с отсрочкой уплаты налога с использования пенсионных накоплений популистской и не совсем продуманной.

"Считаю, что это достаточно популистское решение по целому ряду причин. Во-первых, это завуалированная попытка отмены налога, а это не справедливо. Потому что этот налог платили все, кто получал вклады ЕНПФ в наследство или уезжал на ПМЖ. Кроме этого, не стоит забывать, что выплаты из ЕНПФ получат не самые бедные слои общества, которые способны оплатить налог. К сожалению, пенсионные накопления меньше порога. А то, что его перенесли на когда-то в старость – это очень странное решение. Потому что, на самом деле, системы доначисления налога потом нет. Неясно, если человек, простите, не доживет до пенсии, кто будет платить этот налог? Наследники? А если он уедет на ПМЖ, он будет платить налог в момент, когда будет уезжать? Это решение, чтобы усидеть на двух стульях – получить политические очки от тех, кто не хочет платить, потому что у нас люди вообще не хотят платить налоги, и при этом, не нарушить закон о том, что его (налог – прим. авт.) надо взымать", – сказал экономист.

По мнению экономиста, психология людей "так устроена, что они далеко не всегда готовы платить налоги задним счетом".

"Кроме этого – перенос налога на потом имеет под собой и другие риски. У нас никто не любит платить налоги, особенно потом, когда уже вроде как все потратит.

Вот представьте: ввели новый Налоговый кодекс, в котором платить налоги надо не каждый месяц с заработной платы, а раз в год. Вы все 11 месяцев свою заработную плату получаете больше. Условно, у вас заработная плата 500 тысяч тенге, около 25 процентов – налоги. Вы каждый месяц получали 400 тысяч тенге и отдавали 100 тысяч тенге сразу на налоги. А теперь вам сказали – "Ладно, окей, трать все 500 тысяч тенге, но в конце года отдай нам пожалуйста 1 200 000", и вам будет неприятно отдавать их, и вы будете говорить, что это несправедливо и нечестно. Потому что никто не любит платить потом, когда-нибудь. Поэтому налоги берут здесь и сейчас. Когда вы все потратили, потом вам уже совсем не хочется платить. Это банальная психология", – добавил Чеботарев.

"Придут и будут просить "государство, обеспечь нам пенсии"!

Кроме того, Андрей Чеботарев не исключает рисков, что в Казахстане может повториться "чилийский сценарий", когда граждане на протяжении многих лет получали заработную плату "в конвертах", а когда вышли на пенсию, обнаружили, что никаких накоплений у них нет и вышли на митинги, просить государство о помощи.

"Никто не знает, что будет через 20 лет, возможно, люди будут приходить на митинги, говорить - "Государство, обеспечь нам пенсии". Это не домыслы. У нас чилийская пенсионная система. В Чили она работает больше 30 лет и столкнулась ровно с той же проблемой, с которой сталкиваемся мы сейчас. Не все люди отчисляли деньги в пенсионные фонды. Они не хотят иметь эти "лишние траты", получают серую заработную плату в конвертах, все лишь бы не отчислять деньги. А когда подошел пенсионный возраст, у них получилась очень маленькая пенсия. А теперь посмотрите, что было в этом и прошлом годах в Чили? Были протесты с требованием солидарной пенсионной системы, когда платят не с ваших пенсионных накоплений, а государство из бюджета. И все – они пришли, жгли улицы и так далее, требуя себе пенсию, позабыв, что всю жизнь получали в конвертах и предпочитали не отдавать отчисления в пенсионный фонд", – рассказал Андрей Чеботарев.

Совершенно противоположного мнения о предлагаемых депутатами поправках в Налоговый кодекс придерживается экономист Рахим Ошакбаев.

"Я глубоко приветствую пенсионную реформу Президента Токаева. Считаю, что она направлена на поощрение среднего класса. В результате этой реформы именно средний класс, который законопослушен, добросовестен, делал обязательные пенсионные накопления, может использовать из излишка над "порогом достаточности" для покупки жилья или оплаты лечения. Во время обсуждения данной реформы многие отмечали, что будет удержан ИПН, что совершенно справедливо, и здесь неожиданно появилась еще одна льгота, связанная с отсрочкой оплаты этого налога. Думаю, это можно приветствовать. Это точно нельзя назвать популизмом. Это та мера, которая позволяет получать доход от пенсионной реформы", – поделился Рахим Ошакбаев.

Сейчас пакет поправок в Налоговый кодекс с предложениями сенаторов вернули в Мажилис. Если нижняя палата Парламента его поддержит, заключительное слово останется за Президентом Касым-Жомартом Токаевым, который подписывает законы.

Наверх