«В то же время, свободное плавание тенге, на практике, оказывается фикцией и осуществляется в условиях, когда основная часть валютных сделок заключается как раз вне биржи. Очевидно, что для установления справедливого курса тенге должен учитываться весь объем валютных операций на валютном рынке Казахстана: как проходящих непосредственно на бирже, так и межбанковские операции. В связи с вышеизложенным представляется необходимым внести изменения в правила Нацбанка «Об установлении официального курса национальной валюты РК к иностранным валютам», направленные на решение поднятых в запросе проблем», - обратился он с депутатским запросом к главе Нацбанка.
Мажилисмен считает, что волатильность курса тенге и валютные риски делают практически невозможным привлечение инвестиций, внешних займов и кредитов в валюте, особенно для малого и среднего бизнеса.
«С момента перехода к свободно плавающему курсообразованию продолжает отмечаться высокая волатильность курса тенге, которая подогревает девальвационное ожидание бизнеса и населения. С августа по октябрь 2017 года курс тенге не плавал, а скакал от 328 до 345 за доллар. Практически небольшой объем торгов от 40 до 100 тыс млн тенге играет основную роль в формировании официального курса тенге к доллару, который имеет огромное экономическое значение для страны. Зачастую курс определяется не фундаментальными факторами, а элементарными валютными спекуляциями участников рынка», - сказал депутат на пленарном заседании палаты.
Жамалов также указал, что в основном валютные обменные операции производятся за наличные. Наличные деньги в обращении в Казахстане составляют 1,8 трлн тенге, или 5,2 млрд долларов.