Из безработных в предприниматели. Как с нуля начинают бизнес рядовые казахстанцы

12 Мая 2020, 12:38
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Из безработных в предприниматели. Как с нуля начинают бизнес рядовые казахстанцы 12 Мая 2020, 12:38
12 Мая 2020, 12:38
6716

Более одного миллиарда тенге выдали в 2019 году на открытие собственного бизнеса в рамках Развития программы продуктивной занятости и массового предпринимательства "Еңбек", передает BaigeNews.kz со ссылкой на заместителя руководителя ГУ "Управление координации занятости и социальных программ Павлодарской области" Хелуа Кашкенова.

"В прошлом году было 2,4 тыс. получателей грантов, основная часть их них – молодежь и это не случайно. Дело в том, что минувший год был объявлен годом молодых, а потому и сумма гранта для этой категории граждан была выше: 200 МРП вместо стандартных 100 МРП", – сообщила Хелуа Кашкенова.

Второе место по получению грантов приходится на безработных, затем идут самозанятые. Основная часть получаемых средств тратится на приобретение оборудования, скота и птицы, на третьем месте – закуп фотоаппаратов, швейных машинок, доильных аппаратов и прочее.

В 2020 году на предоставление государственных грантов выделено более 500 миллионов тенге, которые распределили по городам и районам.

Обуем всех

Мария Казанбаева, вместе с семьей, сменив столицу на Экибастуз, продолжила и здесь развивать свой бизнес – пошив обуви. Переезд был связан с квартирным вопросом: в Нур-Султане приобрести жилье не было возможности. В городе горняков она получила и жилье, и помещение для работы. А так как семья многодетная (четверо детей), по программе "Еңбек" она стала обладательницей гранта в размере 505 тысяч тенге, пройдя обучение в рамках проекта "Бастау бизнес".

"На эти средства приобрели оборудование: машинку швейную, колодки, прочее, начав работу на новом месте", – рассказала предпринимательница.


Вместе с мужем, она не только ремонтирует, но и шьет обувь на заказ. Пока жили в столице, выполняли заказы, в том числе, и для театра оперы и балета "Астана Опера". Чтобы подняться до этого уровня, необходима качественная продукция. Мария надеется, что после снятия карантина заказы из столицы вновь возобновятся.

В обувном деле Мария уже 17 лет. Цены на продукцию разные, все зависит от сложности модели и качества материала. К слову, сырье – кожу, закупает, как Шымкенте, так и России. К примеру, детские сандалики реализует по цене 10 тысяч тенге, танцевальная обувь для коллективов – 15 тысяч тенге, мужские туфли от 25 до 60 тысяч тенге. До карантина предпринимательница планировала взять на работу учениц, в ее планы входит не просто расширить свой бизнес, а открыть пусть небольшую, но фабрику по выпуску спортивных обуви, снарядов, одежды. Сделать свою продукцию брендовой. К слову, в период карантина попробовала изготовить кое-что из спортивного снаряжения, например, шлемы для тех, кто на ринге. У ребятни из спортивной школы спрос на данный товар есть. Правда, пандемия несколько скорректировала бизнес-план, но от своей идеи Мария отказываться не собирается. Изменятся лишь сроки.

Домик для Барби

Получив грант в 2,8 миллиона тенге, Аскар Нуртаев занялся тем, о чем мечтал с детства – работой по дереву. Данный шаг потребовал определенных жертв – уйти с производства, где он работал металлургом, лишившись стабильной заработной платы и прочих благ. Наверное, если бы не поддержка жены Динары, знавшей о мечте мужа, не решился бы. С детства мечтал делать игрушки из дерева. Когда свои дети стали подрастать, захотелось что-то для них своими руками сделать.

"Решил рискнуть, оставив стабильную зарплату, соцпакет и открыть свое дело. Не жалею, что пошел на этот шаг. Да, тяжело: без выходных, отпусков. Домой прихожу только спать. Но любые начинания требуют определенных жертв, без этого дело на ноги не поставишь", – поделился предприниматель.

На выделенный грант приобрел лазерный станок, взял в аренду помещение, нашел помощника и взялся за дело.

Главную ставку Аскар решил сделать на кукольный дом. Инструкций по их изготовлению в интернете достаточно, но каждый мастер добавляет что-то свое. Основание домика, а он трехэтажный, высотой более метра, фанера. Вроде ничего сложно, а вот дальше – начинается ручная работа: балконы, мебель. Все без гвоздей. На работу уходит до пяти дней кропотливого труда. Оценил его мастер в 38 тысяч тенге.


К слову, в интернете можно найти похожие, заводские, изготовленные из пластика, их цена начинается от 50 тысяч тенге. За это время Аскар сделал более 50 домов, в том числе деревянных одноэтажных. Кроме того, предприниматель вытачивает и мелкие игрушки. Например, "гимнаст на брусьях", механизм приводится в движение и игрушка крутиться.

Одно смущает мастера, многие считают, что такие игрушки должны быть дешевыми, потому что не требуют особой обработки. Публика, в основной своей массе, увы, не ценит ручной труд.

Пока игрушки не стали главным источником дохода. Продвижением их на рынке занимается жена, в основном, что-то через Instagram, что-то через торговую сеть.

Поэтому, зачастую откладывая очередную игрушку в сторону, предприниматель берется за изготовление дверей, обшивает деревом бани. Это та работа, которая оплачивается сразу и хорошо.

Пока еще небольшой, но необычный бизнес Аскара Нуртаева по созданию деревянных игрушек позволяет ему чувствовать себя заботливым отцом не только своих детей, но и для тех ребятишек, которым он их делает.

В Германии хорошо, а дома лучше

Прожив год в Германии, житель села Луганск Вадим Годун, вернувшись домой, решил открыть кафе. Хорошим подспорьем стала государственная программа "Еңбек". В бизнес молодой человек вложил 12,5 миллионов тенге, из которых 6,5 миллионов тенге - собственные средства, остальное занял у государства, взяв кредит по программе "Еңбек" на шесть лет под 5% годовых.

Для начала присмотрел здание бывшего кафе, на тот момент заброшенного. Нашел залоговое имущество, спасибо родне, а затем были месячные курсы по основам ведения бизнеса по программе "Бизнес бастау".


"Шесть миллионов тенге потратил на закуп и установку оборудования: оснащение кухни - плиты, вытяжки, посуда, а также музыкальная аппаратура, телевизоры и мебель. Все остальное вложено в ремонт", – говорит молодой предприниматель.

Самым сложным оказалось найти хорошего повара. Присмотрел в соседнем селе. Кафе быстро завоевало любовь не только у местных жителей, но и во всей сельской округе. Без предварительного заказа сюда по выходным не попасть. Во всяком случае, так было до карантина.

Следующий шаг – установить летнюю площадку, обеспечить жителей Луганска приятным досугом. Место уже выбрано. ⠀

Из безработной в предприниматели

В багаже Ольги Дыбцевой два диплома о высшем образовании, которые не принесли удовлетворения творческой натуре. В результате поисков своего профессионального пристанища, оставшись без работы, стала участницей государственной программы продуктивной занятости "Еңбек". Пройдя курсы кройки и шитья, замахнулась на получение государственного гранта в размере 252 тысяч тенге и получилось.


"Это типичный пример, когда граждане обращаются в центр занятости населения, обучаются по проекту "Бастау бизнес" либо на краткосрочных курсах и получают кредит", – отметила Хелуа Кашкенова.

Полученные от государства деньги начинающая предпринимательница вложила в технику для шитья, организовав мини-цех в квартире. Ее главная помощница в новом деле – дочь. Шьют вещи на заказ, в том числе для крупных мероприятий, например, костюмы для аниматоров и танцевальных ансамблей.

"Пока у меня одна швейная машина. В планах взять производственную швейную машину и это уже совсем другие обороты. Шитье и швейное производство – это неограниченная фантазия и полета идей", – поделилась Ольга Дыбцева.


Наверх