Вопрос развития конкуренции на казахстанских рынках обсудили в Мажилисе на круглом столе "Сокращение госучастия в предпринимательстве и создание благоприятных условий для развития добросовестной конкуренции", передает BaigeNews.kz.
Первый заместитель председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Казахстана Рустам Ахметов отметил, что основной вопрос развития конкуренции в республики – это сокращение государственного участия.
"Госпредприятия препятствуют развитию частного предпринимательства. Например, невозможно конкурировать частному автопарку с коммунальным предприятием, получающим большие субсидии и гарантированный акиматом лизинг. Также не имеют возможности конкурировать частные стоматологии и поликлиники с местной государственной организацией, имеющий приоритетный доступ к финансированию в рамках госзаказа", - заявил он.
Помимо этого, спикер указал на проблему, присутствующие на рынках грузовых железнодорожных перевозок товарного газа. Там появление частных предпринимателей невозможно из-за административных ограничений, введенных в интересах государственных компаний.
"В условиях смешанной экономики при осуществлении закупок государство выступает в качестве крупнейшего потребителя для целого ряда отраслей экономики. На сегодня государственные и квазигосударственные закупки - это мощный инструмент поддержки предпринимательства. Поэтому мы должны максимально облегчать доступ к закупкам для малого, нового бизнеса", - считает спикер.
Также Ахметов уделил внимание регуляции рынка цифровых услуг. По его словам, этот вопрос очень чувствительный.
"Мы далеки от намерений вводить какие-либо нормы для регулирования деятельности участников рынков. Это динамично развивающиеся рынки и лишнее вмешательство создаст препятствия для их развития", - рассказал зампред Агентства по защите и развитию конкуренции Казахстана.
Он считает, что нужно учитывать международный опыт и создать правовую возможность защиты интересов отечественных производителей, в том числе цифровых услуг, в отношениях с зарубежными цифровыми платформами.
"Необходимо определиться с понятиями цифровой платформы, сетевого эффекта и новой методологией анализа цифровых рынков, что позволит идентифицировать рынки цифровых услуг, а также применять действующие запреты на злоупотребления доминирующим положением в отношении зарубежных цифровых платформ", - считает он.