Автобусные страсти. Что происходит с общественным транспортом в Петропавловске
В Петропавловске с приобретением 100 новых автобусов уже в этом году намерены наладить работу системы пассажирских перевозок, которая в последние годы в буквальном смысле дышит на ладом. Только вот работать на новом транспорте некому, передает корреспондент BaigeNews.kz.
Старый автобусный парк, нехватка машин, кадровый голод в сфере пассажирских перевозок, ежедневные жалобы со стороны населения на состояние транспорта, холодные зимой и душные летом салоны, грязные чехлы, скользкое покрытие пола и отвратительное качество обслуживания. Общественный транспорт областного центра Северного Казахстана в последние несколько лет остро нуждается в обновлении. И вот, казалось бы, появился свет в конце тоннеля - аким города Петропавловска Булат Жумабеков на одной из недавних пресс-конференций объявил, что в июле-августе текущего года автобусный парк областного центра пополнят 100 новых машин.
"На 2021 год запланировано приобретение 100 единиц автобусов на дизельном топливе марки Yotong через СПК "Солтустік". Из них 60 единиц длиной 8,5 метра и 40 единиц длиной 10,3 метра. Договора между БРК Лизинг, СПК и перевозчиками по приобретению автобусов заключены", - сообщил аким города Петропавловска Булат Жумабеков.
Китайские "зайчики"
Между тем проблему качественной работы системы пассажирских перевозок местные исполнительные власти Петропавловска пытаются решить уже не первый год. Последняя попытка была в начале января 2021 года, когда общественности с участием акима области Кумара Аксакалова были презентованы семь из 100 запланированных для поставки в Петропавловск единиц автобусов казахстанской сборки, на которых предстояло ездить жителям областного центра Северного Казахстана. Новый транспорт разрекламировали как самый подходящий для сурового северного климата.
Теплые, комфортабельные, вместительные, с системами кондиционирования, очищения воздуха, ультрафиолетовыми лампами для дезинфекции воздуха (что весьма уместно в условиях пандемии), пандусами и валидаторами автобусы должны были заменить старые китайские "зайчики". Последние, столь ласково нареченные жителями Петропавловска, бренча и грохоча колесят по улицам областного центра порядка 10 лет, выплевывая черные выхлопные газы. К слову, на днях в Петропавловске, по информации пресс-службы департамента полиции СКО, был проведен рейд по результатам которого пять из шести водителей автобусов полицейские привлекли к ответственности за загрязнение воздуха и превышение по дымности.
фото автора
Буквально через месяц-полтора после презентации новенькие и блестящие зеленые автобусы, которые толком не успели порадовать горожан, исчезли с улиц. Сей факт вызвал немало вопросов не только у населения. И только когда их судьбой заинтересовались журналисты и блогеры местные власти объявили, что это был всего-навсего тест-драйв, который выявил ряд проблем в работе транспорта, поэтому автобусы отправили обратно на завод, чтобы устранить неполадки. К слову, многих тогда возмутило, что, процесс обкатки транспорта, так называемый, тест-драйв, проводился с наличием пассажиров в салоне и без всякого предупреждения.
Раскритиковал тогда работу новых автобусов и аким области Кумар Аксакалов, который дал градоначальнику поручение исправить ситуацию. Оно и понятно, от населения стало поступать огромное количество жалоб на их неудобство, а перевозчики были недовольны высокой стоимостью новых машин и дороговизной их обслуживания. Поэтому никто из руководителей предприятий, работающих в системе пассажирских перевозок, не решился взвалить на себя, пусть даже и в лизинг, автобусы стоимостью в 40 миллионов тенге каждый. Тогда как на рынке есть китайские аналоги, стоимость которых чуть ли не в половину дешевле. О качестве речь не идет.
Решение вопроса по улучшению работы системы пассажирских перевозок председатель Ассоциации "СКО Автотранспортный союз" Галина Семенова видит только в поддержке со стороны государства в виде полного субсидирования затрат на приобретение новых автобусов и работу убыточных маршрутов. Однако только покупкой нового автотранспорта решить все имеющиеся сегодня проблемы сферы пассажирских перевозок невозможно.
"Ассоциация работает уже более 10 лет и все эти годы проблемы с пассажирским транспортом были нескончаемыми. Сейчас мы ждем поставку 100 новых автобусов. Тем не менее сказать, что с их приобретением у нас все проблемы решатся, невозможно. Во-первых, потому, что нам предстоит процесс распределения автобусов. Автобусы дорогостоящие - в среднем, автобус 8,6 метра стоит 38,6 миллиона тенге, автобус свыше 10 метров - более 42 миллионов. Это серьезные деньги. В этот проект мы заходим с тревогой, потому, что если не будет полного субсидирования затрат перевозчиков, поддержки из бюджета, то он не воплотиться в жизнь. Во-вторых, одна проблема порождает другую - автобусы придут, а работать на них некому. Сейчас это очень серьезный вопрос.
Повторюсь - автобусы дорогостоящие, естественно, садить на эти транспортные средства нужно самых лучших, надежных, дисциплинированных, опытных водителей, которые будут водить аккуратно и следить за техникой. Те договора, которые нам предстоит подписать, содержат такие серьезные пункты, что шаг влево, шаг вправо, чуть ли не расстрел", - иронизирует Галина Петровна и тут же добавляет, что ответственность на перевозчиков ложится колоссальная, ведь государство впервые передает в рассрочку столь дорогостоящую технику, соответственным будет и спрос. Поэтому сейчас предприятия, оказывающие услуги по перевозке пассажиров, а в Петропавловске насчитывается с десяток ИП, работающих на городских маршрутах, в предвкушении и опасении.
Коррективы от пандемии
Переживание вызывает и другой повод - тариф в 80 тенге за одну поездку в автобусе Петропавловска не менялся уже в течение пяти лет. Тогда как стоимость того же топлива за эти годы выросла в два раза — с 90 до 200 за литр, не говоря уже о затратах на запасные части, а машина - механизм и он нередко выходит из строя. Также выросла стоимость коммунальных услуг, требуют повышения заработной платы водители, а еще и налоги и прочие затраты. В итоге, перевозчики с пониманием относятся к тому, что население региона, где самые низкие заработки по стране бастует против повышения стоимости оплаты проезда в общественном транспорте, но и им как-то нужно выживать.
"Эти 80 тенге и привели к такому ограниченному положению дел. Если раньше мы хотя бы в раз в три года могли подать какие-то расчеты, хотя бы на 15 тенге повысить стоимость билета и как-то двигаться и как-то жить, предприниматели брали кредиты, обновляли технику, то сейчас нам поставили жесткие ограничения, которые, в принципе, сделаны в поддержку населения. Но мы пришли к обратному - люди возмущаются почему чехлы грязные, почему автобусы старые, водители неопрятные, грубые. Просто нам всем нужно понять, что за все нужно платить, что все чего-то стоит. А предпринимателю попросту не на что покупать чехлы, он лучше резину заменит, выплатит зарплату или принесет деньги в семью", - делится Галина Семенова.
Не менее тревожным сегодня является вопрос нехватки водительского состава. В этой сфере всегда было непросто работать, учитывая человеческий фактор и "любовь" нашего населения к разного рода конфликтам, так свои коррективы внесла пандемия по коронавирусной инфекции, когда в период чрезвычайного положения большинство сфер деятельности областного центра Северного Казахстана попросту замерли и люди остались без работы. Когда же им разрешили работать с условием соблюдения санитарных требований, не все смогли их вынести. Поэтому режим работы, когда ты целый день в маске, в перчатках, в духоте или в холоде, в окружении озлобленных людей, вынесли не все.
"Когда пандемия началась у нас был самый существенный отток водителей. Сейчас у нас стоит дилемма — автобусы придут большой вместимости, более комфортные, мы распределим их по центральным улицам, а работать на них некому. У нас не хватает водителей. Даже на эти 100 автобусов нам нужно по минимуму 200 водителей, чтобы они работали, как полагается, посменно. Сейчас же у нас каждый день выходит порядка 190 машин. На весь этот транспорт у нас не больше 230 человек из чего понятно, что по факту нам не хватает закрыть посменную работу. Поэтому в большинстве водители работают по одному всю смену с шести утра и до позднего вечера. И именно поэтому в выходные дни у нас на работу выходит не весь подвижной состав. Люди устают", - рассказывает Галина Петровна и признается, что ей лично было больно и обидно терять одного из опытных своих работников, который отработал в сфере пассажироперевозок 14 лет и ушел потому, что морально и психологически не выдержал негатива этой работы.
Нездоровая конкуренция
С приходом новых автобусов в Петропавловске надеются решить еще одну из серьезных проблем — искоренить так называемую, нездоровую конкуренцию среди автобусных маршрутов. Их большая часть, а именно до 70% маршрутов в городе дублируют друг друга и сосредоточены, в основном, на центральных улицах, тогда как окраины, в лучшем случае, довольствуются одним автобусным сообщением. Поэтому нередки случаи, когда в погоне за пассажирами водители "зайчиков" устраивают гонки друг с другом, чтобы побольше заработать.
"Нам важно выстроить маршрутную сеть так, чтобы по центральным улицам ездили автобусы большего класса, по второстепенным — меньшего класса, но и здесь нужна поддержка государства в виде субсидирования. Потому, что тот, кто будет работать на центральных линиях с большим пассажиропотоком, будет иметь больше прибыли, нежели тот, кто обслуживает второстепенные маршруты. Только тогда будет перспектива, будет будущее, будет расти заработная плата, появится механизм, который привлечет в нашу сферу квалифицированных специалистов, будет приобретаться хороший транспорт и улучшиться качество обслуживания", - считает председатель Ассоциации "СКО Автотранспортный союз" Галина Семенова. Она рассказала, что в ближайшее время с участием заместителя акима города Петропавловска и предприятий-перевозчиков будет проведено заседание межведомственной комиссии, где пересмотрят схемы работы городских маршрутов.
Сегодня в Петропавловске 10 предпринимателей, которые занимаются пассажирскими перевозками. В Ассоциации "СКО Автотранспортный союз" не исключают, что большинству из них придется объединяться в одно крупное предприятие, чтобы было легче работать и выживать, внедрять новшества, к примеру, переходить на систему электронного билетирования, тема внедрения которой уже не в первый раз поднимается в Петропавловске и каждый раз затухает. К слову, в этом году ее уже обещали запустить, но воз, как говориться, и ныне там...
Галина Семенова не единственная, кто считает, что система пассажироперевозок нуждается в серьезной поддержке государства. Вопрос субсидирования дачных маршрутов, терпящих убытки, на рассмотрение членов общественного совета города Петропавловска поставил заместитель руководителя отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Петропавловска Бахыт Ильясов. Чиновник предложил признать социально значимыми дачные и пригородные маршруты, чтобы власти могли выплачивать им субсидии. Иначе дачникам областного центра Северного Казахстана придется добираться до своих огородов пешком.
Убыточные маршруты
"Данные маршруты терпят убытки и вскоре могут вовсе приостановить свою деятельность, как это произошло с пригородными маршрутами "Петропавловск-Боровское" и "Архангельское-Петропавловск", где проживает более 400 человек", - проинформировал Бахыт Ильясов.
В качестве примера он привел маршрут "Петропавловск-Подгорное", суммарные расходы которого в год составляют около 6,4 миллиона тенге при доходе перевозчика в 6,3 миллиона тенге. И подобная ситуация, по словам Б.Ильясова, когда перевозчик работает в убыток, наблюдается практически на всех пригородных маршрутах, которые работают круглый год при стоимости проезда в 180 тенге в отличие от дачных, которые имеют сезонный характер при оплате 80 тенге за проезд.
На сегодняшний день в городе Петропавловске осуществляют перевозку пассажиров 13 дачных и девять пригородных маршрутов. Субсидировать предложено осуществлять только в отношении тех перевозчиков, которые подтвердят свои расходы.
Члены общественного совета усомнились в достоверности сведений, которые им были предоставлены, отметив, что данные сильно разнятся из-за того, что сфера пассажироперевозок не имеет четкого контроля и учета доходов и расходов. Проверить их достаточно затруднительно.
"Дачные и пригородные маршруты нужны, потому, что люд должны ездить, но в то же время мы должны сейчас владеть ситуацией, а наши перевозчики иногда завышают данные", - подчеркнула председатель общественного совета Бахитжан Самиева. Она отметила, что данный вопрос будет принят, но с условием вернуться к нему позже с более детальным рассмотрением и с предоставлением от перевозчиков достоверных данных.
Между тем, в акимате города Петропавловска утвердили список льготных категорий граждан, которые смогут бесплатно ездить в общественном транспорте. Таких категорий 12, в них входит 9,5 тысячи человек. Предполагается, что акимат будет возмещать убытки перевозчикам, которые будут обслуживать таких льготных пассажиров. Последним для этого нужно получить персонифицированные транспортные карты, прием заявок на получение которых начался 1 июня. За ними на сегодняшний день в отдел занятости и социальных программ города Петропавловска уже обратились более 1,3 тысячи человек.
Самое читаемое
- Фейки из соцсетей, ИИ и сокращение штата: главные вызовы для СМИ обсудили на Media Құрылтае
- Секс-рабство школьницы в Кызылорде: глава МВД озвучил новые подробности
- Изнасиловал и убил несовершеннолетнюю: в Казахстан из России доставили подозреваемого
- Нас травят: жители Усть-Каменогорска снова жалуются на удушающий смог
- Землю почти на 1 млрд тенге вернули государству в СКО