Авария на КТК показала ущербность всей стратегической нефтегазовой сферы РК — депутат

13 Апреля 2022, 12:54
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
inbusiness.kz 13 Апреля 2022, 12:54
13 Апреля 2022, 12:54
4175
Фото: inbusiness.kz

Депутат Мажилиса Айкын Конуров выступил с запросом премьер-министру РК. Речь в нём шла об аварии на Каспийском трубопроводном консорциуме, передаёт BaigeNews.kz.

Сообщается, что КТК приостановила экспорт большей части казахстанской нефти. Однако Министерство энергетики не считает эту ситуацию критической, поскольку сокращение добычи нефти является "технологически допустимым".

"Фракция "Народная партия Казахстана" считает, что в целом подобная экспортная модель является недопустимой, с точки зрения экономического суверенитета. И уполномоченный государственный орган должен это понимать, а не выступать в роли статиста, просто озвучивающего информацию оператора КТК. За аварией на КТК следует видеть не просто технический инцидент, а ущербность всей структуры стратегической нефтегазовой сферы. По сути, вся она завязана в буквальном смысле "на одну трубу", — объяснил Конуров.

Депутат напомнил, что порядка 80 процентов экспорта нефти в Евросоюз осуществляется через КТК. Тем самым судьба экспортной выручки, которая обеспечивает пополнение республиканского бюджета и Национального фонда, зависит от одного трубопровода, в котором доля государства в лице нацкомпании "Казмунайгаз" составляет всего 19 процентов. При этом отправителями нефти являются крупнейшие месторождения страны, которые также полностью контролируются частным зарубежным бизнесом. После реализации проекта расширения мощность КТК увеличится с 67 миллионов тонн до 83 миллионов тонн.

"Это привязано к проекту расширения добычи нефти на месторождении Тенгиз. С коммерческой точки зрения и интересов частных акционеров это все логично и обоснованно. Но с позиции государства, зависимость всей нашей экономики от одного источника поступлений и одного канала сбыта станет просто критической. Текущая авария, будем надеяться, будет устранена в кратчайшие сроки. Но нет никаких гарантий, что в будущем не произойдет остановки из-за других аварий, технических причин либо иных соображений. Как выяснилось, у нас нет ни альтернативных вариантов экспорта, ни иных способов компенсации доходов и использования собственной нефти. Это означает, что перекрытие одного экспортного маршрута приведет к параличу всей экономики", — добавил депутат.

По его словам, благополучие государства и граждан не может быть "заложником случайных факторов или частных интересов".

Депутаты просят ответить на следующие вопросы:

  • Какие меры предпринимаются для обеспечения экономической безопасности в сфере экспорта нефти, газа, урана и других видов стратегического сырья?

  • Какие объемы прямых выплат в государственный бюджет от деятельности операторов месторождений Тенгиз, Кашаган и Карачаганак за 2021 год?

"Нами уже направлялся запрос по проблеме энергетической безопасности, на который пока не получен ответ. Между тем, ситуация показывает полномасштабный кризис в данной сфере. Это касается и экспорта энергоресурсов, и внутреннего рынка энергоснабжения. Очередные аварии на Петропавловской ТЭЦ показали, до какой степени запущена проблема. В этой связи настаиваем, что вопрос стратегии энергетической безопасности был рассмотрен по существу, без бюрократических отговорок", — заключил Айкын Конуров.

Напомним, министр энергетики РК Болат Акчулаков ранее на заседании в Правительстве рассказал, какие потери может понести Казахстан, если ремонт на КТК затянется.

Авария на нефтепроводе КТК под Новороссийском произошла из-за сильного шторма. Эксперты выявили повреждение в виде смещения силового каркаса одного из плавучих шлангов ВПУ-3 (выносного причального устройства), а также повреждения шлангов внутреннего рукава ВПУ-2. В этой связи КТК принято решение о временном выводе из эксплуатации указанных ВПУ для проведения промывки и ремонта.

Глава Минэнерго в эфире Atameken Business сообщил, что ремонт каждого ВПУ займёт около трёх недель. Ремонтировать одновременно два повреждённых ВПУ невозможно. В итоге срок ремонта составит месяц-полтора.

По данным Акчулакова, в 2021 году Казахстан отгрузил по КТК около 54 миллионов тонн нефти. Сейчас из-за приостановки работы на терминале КТК Казахстан прорабатывает возможности увеличения отгрузки нефти на экспорт по альтернативным маршрутам.

При этом, по словам министра энергетики, остановка нефтедобычи на месторождении Кашаган не планируется. Ранее глава Минэнерго РК заявил, что за период ремонта нефтепровода КТК экспорт казахстанской нефти сократится, но это сокращение "не будет критичным". Кроме того, Болат Акчулаков пообещал, что одно выносное причальное устройство (ВПУ) на морском терминале КТК под Новороссийском заработает 25 марта.

Наверх