70 сельских округов Акмолинской области перейдут на самоуправление
<p>С 1 января 2018 года сельские округа, в которых насчитывается свыше двух тысяч жителей, будут иметь самостоятельные бюджеты. В данном направлении по стране ведется большая подготовительная работа. Вопросы внедрения самостоятельного бюджета и коммунальной собственности местного самоуправления обсуждены в ходе республиканского форума сельских акимов в Кокшетау, передает корреспондент <a href="https://bnews.kz/ru">BNews.kz.</a></p>
Сам себе «режиссер»
В форуме, который проходил в форме кустового семинара, приняли участие представители местных исполнительных органов Карагандинской, Северо-Казахстанский, Костанайской и Акмолинской областей. Первый форум проходил в ВКО, далее они будут организованы с участием южных и западных областей.
Главный вопрос, обсуждаемый в ходе форума, внедряемый с 1 января 2018 года 4-й уровень бюджета.
Бюджет местного самоуправления будет пополняться 6 видами налоговых платежей. Также предусматриваются доходы от продажи коммунальной собственности, добровольные сборы и административные штрафы. Решение о том, на какие цели выделять данные средства, местные исполнительные органы будут принимать, совместно с общественностью, обычными жителями.
«Самое, на мой взгляд, главное преимущество в том, что местное самоуправление самостоятельно распределяет доходы. Оно как никто другой видит приоритеты развития, на что лучше потратить деньги, поступающие в бюджет. Раньше это было невозможно, потому что все деньги распределялись через уровень районного бюджета, и влияние местного акима в этом вопросе не было столь сильным», - отметил вице-министр финансов РК Берик Шолпанкулов.
А что акмолинцы?
Со следующего года 69 сельских округов Акмолинской области перейдут на новый формат работы. Ее глава Малик Мурзалин проинформировал о готовности региона к нововведениям.
«Все акиматы сельских округов обеспечены интернетом, современными компьютерами. Ведется большая работа по государственной базе для того, чтобы увеличить налоговые поступления. В органах юстиции на данный момент проходит регистрация объектов коммунальной собственности и бизнеса», - отметил Мурзалин.
Подготовку прошли и акимы сельских округов - курсы повышения квалификации. Отметим, в рамках проведенных недавно республиканских выборов порядка 30% из них – вновь назначенные.
Акимы волнуются
Вопросов у сельских акимов немало.
«Первая проблема, которую мы поднимаем, - нехватка штатных единиц. В сельских округах нужны бухгалтеры, специалисты по сбору налогов, проведению госзакупок. Думаю, это проблема не только моего сельского округа, но и других. Остальные вопросы мы решаем в рабочем порядке», - поделился аким Косшынского сельского округа Динмухамед Калиев.
Эти острые вопросы прокомментировал вице-министр национальной экономики РК Айбатыр Жумагулов в ходе выхода к прессе.
«Вопрос по госзакупкам известен нам со времени написания самого закона. На сегодня он, действительно, очень актуален. Мы обсуждаем его и на уровне министерства. В качестве решения рассматривается увеличение порогового уровня по ценовым предложениям. Также (тоже в процессе обсуждения) – вывести закупки, которые проходят на уровне сельских акимов, из-под Закона «О госзакупках».
Что касается лимита штатной численности. Хотелось бы отметить, что для развития местного самоуправления были выделены штатные единицы. В этом вопросе мы, совместно с областными акиматами, должны поставить точку.
Кроме того, мы предлагаем правильную организацию работы сельских акиматов, это вопросы, связанные с автоматизацией, оптимизацией процессов. И отказ от несвойственных функций и задач, которые нас сегодня берет сельский акимат», - сказал вице-министр нацэкономики.
Оптимизации сел не будет
На вопрос журналистов, планируется ли оптимизация сельских населенных пунктов, Жумагулов ответил отрицательно.
«Перед нами такой задачи не стоит. Будет поэтапный переход к 4-му уровню бюджета. В рамках 1 этапа с 1 января 2018 года переходят села, где численность населения превышает 2 тысячи человек. Села, где она меньше - с 2020 года. Оптимизация пока не планируется. 2000 человек – эта отметка всего лишь готовности сел к такому переходу, по технической части - кадровой», - отметил вице-министр.
«Управление коммунальной собственностью на уровне сельского округа будет переходить по аналогии с районной системой. Но возможности сел и районов – разные, хотя и районного уровня невелики. Как это будет, волнует сельских акимов. Это будет частная конкурентная среда или государственные коммунальные предприятия?», - поинтересовались журналисты.
«Что касается передачи коммунальной собственности. Многие волнуются, что переход будет происходить в директивном порядке. Это не так. Все будет решаться на уровне самого села и акимата. Если сам акимат не готов или он считает, что это будет нагрузкой на его бюджет, и он не согласен с этой передачей, то в принципе эта собственность может находиться на районном уровне. Бояться не надо, это его право, в первую очередь», - сказал Айбатыр Жумагулов.
Районы поддержат!
Вице-министра также спросили, не снизится ли после нововведений социально-экономическое положение аулов с низкой численностью населения и хозяйственной базой.
«Многие села, конечно же, нуждаются в поддержке из районного бюджета. Субвенции останутся в том же виде. Конечно же, все это по согласованию с акимами районов, так как районные акиматы продолжают нести ответственность за каждый округ. То есть помимо штрафов, налоговых отчислений, в бюджет будут поступать и субвенции», - прокомментировал вице-министр национальной экономики.
Бюджет сельского округа может быть распределен по 19-ти направлениям. Среди них: благоустройство и озеленение, ремонт социальных объектов, организация детсадов и т.д.
Самое читаемое
- Секс-рабство школьницы в Кызылорде: глава МВД озвучил новые подробности
- Изнасиловал и убил несовершеннолетнюю: в Казахстан из России доставили подозреваемого
- Путин сделал заявление по Украине
- Почему экс-начальника ДП Алматинской области повысили после убийства в Талгаре?
- Маулен Ашимбаев рассказал о своём знакомстве с Перизат Кайрат