Журналистка из Караганды подала в суд на Минздрав и "СК-Фармацию"

Девушка подала иск о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда. <br /> <br />

22 Сентября 2020, 21:45
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Из личного архива  Ирины Московка 22 Сентября 2020, 21:45
22 Сентября 2020, 21:45
3110
Фото: Из личного архива Ирины Московка

Журналистка из Караганды Ирина Московка подала в суд на Министерство здравоохранения Казахстана и компанию "СК-Фармация" из-за того, что ее жизнь подвергли риску, перестав выдавать специальные лекарства, необходимые пациентам с онкозаболеваниями. Ирина намерена добиться справедливости и привлечь внимание к проблеме в системе здравоохранения. И самое главное - получить ответ на вопрос: почему государство так халатно относится к пациентам с онкозаболеванием? Подробнее в материале корреспондента BaigeNews.kz.

За свой счет, чтобы выжить

Об онкозаболевании Ирина Московка узнала в 2018 году, именно тогда девушке сразу же провели необходимую операцию и назначили дальнейшее лечение. Однако несколько месяцев назад она перестала получать лекарства, поскольку в больнице их просто не оказалось.

"Мультидисциплинарная бригада врачей составила мне лечение в соответствии с гистологией (метод диагностики, изучение структурных изменений ткани — прим.авт.) моего заболевания. Мне прописали препарат "Тамоксифен" (противоопухолевое средство — прим.авт.) на три года и на два года должен быть другой препарат, который заменяют. Я спокойно два года все лекарства получала в срок, по графику. Препараты обычно выдаются на два или три месяца. Бывали, конечно, небольшие разрывы в поставках, но в целом меня все устраивало. Однако этой весной, когда я пришла, мне выдали другой препарат, аналог. Тогда я подумала, ладно, пусть хоть это дают, мало ли что, вдруг опять что-то с поставками. И надеялась, что проблема нормализуется. Но, когда я пришла в мае, препаратов не оказалось вообще - ни основного, ни даже аналога", - поделилась девушка в интервью.

Выход из сложившейся ситуации Ирине пришлось искать самой. Поскольку подвергать риску собственное здоровье было слишком опасно. Несмотря на усложнившуюся ситуацию в стране из-за пандемии, несмотря на риски заражения, девушке пришлось бегать по аптекам в поисках заветного лекарства.

"Я пошла искать лекарства по аптечным сетям, хотя раньше никогда не покупала эти таблетки. Эти препараты, конечно, не во всех аптеках были. Я нашла их в крупных аптечных сетях. Три упаковки на месяц в небольших дозировках мне обошлись в 21 тысячу тенге. Причем меня удивило, что никто не просил у меня рецепта или какой-то документ, что это мне надо, просто платишь — и получаешь препарат на руки. Меня это сильно насторожило. Еще заставило задуматься - наличие лекарств в аптеках при их отсутствии в государственных стационарах. То есть лекарства, которые должны были получать бесплатно, оказались какими-то путями в аптечных сетях за деньги. Это, в принципе, повод для проверки антикоррупционной службы.

Врачи говорили, что поставок нет на местом уровне. Брать лекарства им было неоткуда. И, естественно, мне пришлось идти и покупать их за свои деньги. Иначе пришлось бы просто сидеть и ждать, когда государство о тебе позаботится. А оно на самом деле не заботилось, потому что за эти три месяца у меня мог бы развиться рецидив, мне бы отменили прием этих лекарств и начали бы совсем по-тяжелому лечить", - поделилась Ирина.

Как сообщила наша коллега, препараты, которые ей составила мультидисциплинарная бригада врачей, необходимо принимать строго по графику, чтобы не случился рецидив.



В суд. Сбой в системе здравоохранения необходимо "лечить".


Общий ущерб по расчетам Ирины — 42 652 тенге. Поэтому у девушки родилась идея заявить в иске ущерб на 42 500 — эта цифра близка к социальной выплате.

"Тут проблема социальная. Я не хотела много просить, чтобы потом не думали, что я за деньги пошла судиться. Тут уже дело принципа. Я ничего не нарушаю, а просто иду за защитой своих прав. И, конечно, я рассчитываю выиграть суд, потому что, если честно, то все законы на моей стороне. Но я всю жизнь живу в Казахстане и знаю, насколько сложно судиться с госструктурами. Еще на предварительных беседах, без протокола и прочего, на примирительной беседе - никто из ответчиков не выразил желание или же готовность признать свою ответственность за то, что происходило с нехваткой лекарств. Сейчас просто перекладывают ответственность друг на друга. Да, лекарств не было, но никто в этом не виноват", - рассказала девушка.

По мнению журналистки, с такой проблемой сталкиваются тысячи пациентов. И в решении помогут только изменения в самой системе здравоохранения. Система не работает, а только подвергает риску людей, которые нуждаются в таких препаратах.

"Я подала иск о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда. Пришлось еще на больницу подать, потому что она выдает лекарства, на облздрав, который курирует больницу, — естественно, иск на "СК-Фармация" и Министерство здравоохранения. Чтобы уже всем сесть и разобраться, кто и что делает, за что отвечает, кому можно предъявлять претензии за то, что я не получала лекарств. Надо выяснить, на какой стадии доставки произошел сбой из-за которого пострадали люди, пострадала я. Хочется выяснить, что же произошло. Мы имеем право получить информацию всеми законными способами. Поэтому я иду в суд", - добавила Ирина.

Отметим, что суд Караганды возбудил гражданское дело. Предварительное слушание назначено на 29 сентября.

Кто виноват?

Ранее в ходе брифинга с участием представителей Минздрава, председатель правления КазНИИ онкологии и радиологии Диляра Кайдарова сообщила, что при изучении ситуации, пришли к выводу, что "карагандинский онкодиспансер не виноват", а лекарства для пациентов с онкозаболеванием отсутствовали из-за проблем поставки "СК-Фармация".

"Да, мы ознакомились с этой ситуацией. Мы разбирались с карагандинским онкодиспансером, к сожалению, здесь онкодиспансер не виноват. Были проблемы поставками от "СК-Фармация". Этот факт есть, я думаю, что она (журналист - прим.авт.) в судебном порядке подаст, то тут уже как суд решит. Никто не против того, чтобы она решала через суд", - сообщила Кайдарова.

Отметим, что ТОО "СК-Фармация" определен единым дистрибьютором в рамках ГОБМП и в системе ОСМС по закупу лекарственных средств и медизделий.

Как пояснили в самой компании, в соответствии с требованиями законодательства РК медорганизации для оказания бесплатной помощи населению осуществляют закуп лекарственных средств и медицинских изделий через единого дистрибьютора. Единым дистрибьютором отгрузка медикаментов в адрес медорганизаций осуществляется на основании договорных обязательств. Основанием для заключения договора закупки является заявка медорганизаций направленная единому дистрибьютору.

"ТОО "СК-Фармация" не имеет гражданско-правовой ответственности перед Московкой И.Ю., поскольку состоит в договорных отношениях исключительно с медицинскими организациями. Между ТОО "СК-Фармация" и многопрофильной больницей №3 Карагандинской области на 2020 год заключен договор оферты от 05.01.2020 года № 09-20-0154-ALO-1BV. Единый дистрибьютор свои обязательства по поставке заявленных медорганизацией лекарственных средств исполнил в соответствии с принятыми обязательствами надлежащим образом. ТОО "СК-фармация" на обращение Московка И.Ю., касательно отсутствия лекарственных средств был представлен ответ", - сообщили корреспонденту в "СК-Фармация".

Сообщается, что многопрофильной больницей №3 Карагандинской области на 2020 год заявлены к закупу 30 000 таблеток "Тамоксифен, таблетки 20 мг" и 96000 таблеток "Торемифен, таблетки 60 мг".




Наверх