Печь для утилизации медицинских отходов уже полгода не могут запустить в Павлодаре
Общественные слушания по проекту установки "Инсинератор для утилизации медицинских отходов" в Павлодаре признаны несостоявшимися. Представители общественности считают, что "сырые" проекты тратят их время и это становится порочной практикой. Инициатор проекта – ТОО "KazAgroTumar" – уверен, что их бизнес незаконно тормозят, сообщает корреспондент BaigeNews.kz.
Бизнес на утилизации
Павлодарское ТОО "KazAgroTumar", занимающееся производством жидкого биогумуса (проект поддержан по программе "Экономика простых вещей") в прошлом году решило наладить еще один бизнес – утилизацию медицинских отходов. Как рассказали корреспонденту агентства BaigeNews.kz на предприятии, в конце прошлого года ими было взято в аренду помещение и приобретен у компании ТОО "Профиль-М" из Темиртау, известного на рынке Казахстана производителя металлоконструкций, инсинератор медицинских отходов. Попросту – печь. Согласно информации, размещенной на сайте компании, этот объект обеспечивает ликвидацию опасных для здоровья и жизни медицинского инструмента и средств первичной обработки пациентов клиник. Покупка обошлась павлодарской компании в сумму около 6 000 000 тенге. Решив организовать бизнес, руководитель компании Айгуль Кожамжарова была уверена, что поскольку приобретается уже готовая установка, то она не потребует прохождения оценки воздействия на окружающую среду и общественных слушаний.
К слову, печь уже смонтирована, но больше полугода ее не могут запустить. По мнению руководителя компании, паспорт на установку прошел санитарные нормативы, что само по себе не должно создавать дополнительных вопросов. Предпринимательница намерена оспорить решение управления недропользования, окружающей среды и водных ресурсов о признании слушаний не состоявшимися.
Взгляд общественников
Павлодарскую общественность, принявшую участие в слушаниях, интересовал целый ряд вопросов, главный из которых – безопасность при утилизации.
Так, руководитель ОО "ЭКОМ" Светлана Могилюк поинтересовалась методикой хранения отходов.
"Вы планируете в год сжигать до 500 тонн отходов, т. е. в день 1,5 тонны. Возникает вопрос: место для хранения отходов, ведь те, кто будет их сдавать, тоже считают деньги и будут доставлять их только при полной загрузке машины, а это может быть больше объема, который может быть утилизирован за раз. Где будет храниться остальное?" – задалась вопросом общественница.
Она же подняла вопрос об утилизации ртутных отходов.
"Мы вновь увидели, что многие вопросы не учтены инициаторами проекта, в частности, не понятно будут или нет входить в число сжигаемых ртутьсодержащие отходы? Каковыми будут выбросы и как обеспечена их очистка, как будут безопасно складироваться отходы до сжигания? А ведь речь идет об опасных, медицинских отходах. Такая "беспечность" при организации процесса оценки воздействия на окружающую среду недопустима", – считает Светлана Могилюк.
По мнению общественника Дмитрия Мерзонова, при проведении ОВОС необходимо иметь четкую картину по предполагаемым выбросам от планируемой деятельности.
"Я понимаю, что бизнес в данном направлении набирает серьезные обороты. Вопрос актуальный. Мы не хотим оказывать какого-то давления на вас, но как горожанину, мне бы хотелось услышать четкие ответы на поставленные вопросы", – отметил участник слушаний.
По мнению Светланы Могилюк в новом Экологическом кодексе планировалось принять хороший вариант: консультации с общественностью признаются состоявшимися, когда инициатор проекта учел все замечания и внес требуемые изменения.
"Именно тогда, когда действительно учтены и минимизированы все риски, общественность может рассчитывать, что государственные органы смогут принимать взвешенное решение. Но, увы, работа над Экологическим кодексом шла очень неторопливо. Фактически только четыре заседания в формате офф и он-лайн прошли с 4 февраля 2020 года. Видимо это самый невостребованный законопроект для Мажилиса, если его рассмотрение идет с такой скоростью. Хотя вклад нездоровой экологической ситуации в тяжелое положение с заболеваемостью в период эпидемии хорошо прослеживается. Посмотрите на список городов с высоким загрязнением и список городов-лидеров по числу заболевших", – призывает представитель общественности.
Не наступить на те же грабли
В прошлом году департамент экологии по Павлодарской области выявил незаконную утилизацию опасных медицинских отходов местным ТОО Утилизация". Государственные экологические инспекторы по заявке общественного объединения "ЭКОМ" провели проверку предприятия и установили, что медицинские отходы классов "Б" (представляющие эпидемиологическую опасность) и "В" (отходы с чрезвычайной эпидемиологической опасностью) сжигаются в кустарной печи под открытым небом. Объем отходов составил 27,8 кубометра.
Предприятие оказывало услуги восьми медучреждениям. В незаконном обороте находилось 47,7 тонны отходов. Проверяющие обнаружили кустарную печь. Предприятие было привлечено к административной ответственности, заплатив штраф на сумму 144 300 тенге. Ущерб окружающей среде оценили в 1,7 миллиона тенге.
Как свидетельствует практика, чтобы получить разрешение на утилизацию медицинских отходов, достаточно иметь транспорт для перевозки и печь для уничтожения. Компании по утилизации медотходов есть в каждом регионе страны. По некоторым оценкам их около 200, но точной статистики по ним не ведется, как и контроля над их деятельностью.
Самое читаемое
- Фейки из соцсетей, ИИ и сокращение штата: главные вызовы для СМИ обсудили на Media Құрылтае
- К газу в Кызылординской области подключат ещё четыре села
- Ночной забег проведут в Астане
- Секс-рабство школьницы в Кызылорде: глава МВД озвучил новые подробности
- Изнасиловал и убил несовершеннолетнюю: в Казахстан из России доставили подозреваемого