"В навозе находил кувшины и сосуды". Фоторепортаж с уникальной исторической выставки в Нацмузее

Рассказываем о самых ярких экспонатах выставки "Атамұра", экспонаты к которой собирали более 50 лет.

21 Марта 2021, 14:51
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
фото Артема Чурсинова 21 Марта 2021, 14:51
21 Марта 2021, 14:51
14602
Фото: фото Артема Чурсинова

В столице открылась выставка "Атамұра" от казахстанского коллекционера Азата Акимбека. В Национальном музее, как сообщает корреспондент BaigeNews.kz, он представил четыре коллекции:

  • казахского народного искусства XII-XIX веков;

  • собрание старинных рукописей Центрально-Азиатского региона на арабском, персидском и чагатайском языках;

  • живопись, графика и скульптура 1910-1970 годов известных художников Казахстана, России, Узбекистана и Кыргызстана;

  • старинные черно-белые фотографии, отражающие архитектуру и быт Верного (Алматы) с 1887 по 1963 годы.

Подробнее об экспонатах, представленных в музее, читайте в материале BaigeNews.kz.

"В навозе находил кувшины и сосуды"

Коллекционер Азат Акимбеков представил в Нацмузее более 1500 экспонатов. Их он собирал более 50 лет.

"Я пешком ходил по всей Центральной Азии: Самарканд и Бухара, туркестан и Шымкент, Алматинская область, Жаркент, Шамалган, Узынагаш, Кызылорда. Ходил по аулам, спрашивал, заходил в скотные дворы и среди навоза находил какие-то кувшины, керамические сосуды. Все это было брошено за исключением ковров и бытовых предметов. Во время Советского союза молодежь это не ценила, многие вещи просто исчезали. Моя задача была — собрать все это", — поделился Азат Акимбеков.


Естественно не все хозяева легко расставались с экспонатами. Некоторых приходилось уговаривать, чтобы они согласились продать свою вещь. На приобретение экспонатов у Азата Акимбекова уходила вся зарплата, которая, к слову, была немаленькой. Он получал около 300 рублей в месяц, работая художником-оформителем. В то время как инженеры получали 120 рублей.

"Я сказал жене: "Сиди на соли и чае". Домой почти деньги не приносил. Жена 45 лет терпела. Сейчас — успешная женщина", — сказал коллекционер.

Он указал на самый ценный, по его мнению, экспонат — светильник XII века, который он нашел в Талгаре.

"Бабушка копала огород и нашла. Там даже дырка есть, она случайно его задела. Говорит: "Балам, приезжай". Я у нее его купил. Ценен он тем, что в музеях Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана нет такого целого. Есть только фрагменты. В книге у Абая Карпыкова также изображен фрагмент. Великие ученые Востока писали под такими светильниками. Это чистая бронза", — сказал Азат Акимбеков.

От ружей до ювелирных украшений

Подробнее об экспонатах выставки рассказала экскурсовод Нацмузея Анна Ткаченко. Она показала наиболее интересные вещи.

Конское снаряжение было большой ценностью для кочевников.


"У большинства из них было 1000 лошадей, и при этом кочевник считался еще и одним из самых бедных с таким поголовьем. Но именно конское снаряжение было большой редкостью. Оно изготавливалось многие месяцы. Это очень тонкая работа, часто инкрустировалась серебром. Для казахов серебро является одним из важных элементов в украшениях", — сказала экскурсовод.

Было и очень богато украшенное конское снаряжение.


Из интересных деталей на панно Анна Ткаченко выделила защиту для конского черепа.


В бою кочевники поражали и лошадей, чтобы обездвижить противника. Чтобы защитить лошадь, на них надевали такую защиту. Предмет выполнен из железа.

Алдабакан (вешалка) всегда стояла именно в мужской части юрты. На нее вешали мужские предметы быта, оружие, конское снаряжение. Женщинам практически нельзя было до нее дотрагиваться. В тяжелые времена, когда оружия не хватало, батыры могли его использовать, чтобы поразить противника.


"Многие крепкие батыр брали адалбакан и с коня поражали своего противника с помощью, казалось бы, обычной вешалки. И такие массивные крюки, обратите внимание, тоже могли служить типом оружия", — добавила экскурсовод.

Яркий и насыщенный ковер (сырмак) тоже имеет свою историю. Его создали две девочки-близняшки, которых выдали замуж за парней-близнецов. Невесты собирали его под руководством матери и бабушки для приданного.


Рядом с ним висит женская шуба — очень ценный экспонат, который вызывает восторг у женщин. Она сделана из меха зайца.

"Ее использовали для выступления. Также одна из французских актрис, которая гостила у автора выставки, долго не могла на нее налюбоваться", — сказала Анна Ткаченко.

Сундук Чокана Валиханова имеет кожаное покрытие.


"Если посмотреть внимательно, то можно увидеть, насколько тщательно он прошит. Это работа казахского мастера, автор, к сожалению, неизвестен. Это оригинальный сундук, который когда-то использовался Чоканом Валихановым во время его путешествий. Он был в Кашгарии, собирал сводки, информацию по этнографии и т.д. Здесь он возил свои книги. У него было много записей и рукописей", — сказала Анна Ткаченко.

Сундук был очень надежным, как современный сейф. В скалах он не разбивался, а в оказавшись в воде, сохранял рукописи сухими.

За этим ружьем XIX века стоит большая история. Впервые они использовались на Тибете. Джунгары во время нашествия на казахов проходили через Тибет и переняли этот тип оружия.

"Почему было большое поражение у казахов в одной из битв, потому что у джунгар было такое оружие. Это был эффект неожиданности и шока для казахских воинов. Очень длинный ствол позволял пускать пули на дальние расстояния", — отметила экскурсовод.

Не обошлось и без женских традиционных серебряных украшений. Парные браслеты выполнены в техниках чеканка и зернение.


Височные украшения, серьги, браслеты часто инкрустировались разными камнями. Это мог быть сердолик. Даже сейчас в традиционной культуре он является амулетом — защитой и оберегом от сглаза дурного слова.


В следующей секции нам показали рукописи XI-XII веков и порядка 200 редких книг. Были и древние обложки из кожи, и редкие трактаты на пергаменте.


Радужные и трагические сюжеты картин

В секции живописи и скульптуре особое место занимает работа в технике французской графики автора Алижана Амантаева. На первой картине изображен сюжет о сакской правительнице Томирис. На второй — рождение золотого человека.


"Иссыкский золотой человек, впервые обнаруженный в нашей стране, является национальным достоянием и символом независимости. Мы видим тут сакскую семью, традиционное одеяние правителей саков. Юрту, колыбель", — сказала Анна Ткаченко.

Часто можно встретить подделки картины Абильхана Кастеева "Каспий". В музее же представлен оригинал, написанный от руки художника.


Это не единственная картина Кастеева на выставке. На этой картине изображена сцена подготовки приданного невесты на фоне горных мотивов Южного Казахстана.

Но не все картины столько радужны, как предыдущие. Картина "Уркун" художника Сабиджана Бабаджанова отражает период голощекинских репрессий 1926 года. Тогда десятки тысяч людей бежали из Казахстана на территории приграничные с Китаем.

"Теперь порядка двух миллионов казахов проживает на территории Китая — потомки бежавших казахов. Это было тяжелое время в истории, гонениям и репрессиям подвергались как великие мыслители, деятели-просветители, так и простые люди", — отметила экскурсовод.

Картин представлено очень много, все они имеют свой сюжет и настроение, охватывают различные периоды истории.


Помимо картин в музее представлены и скульптуры.


Последняя секция — посвящена старым черно-белым фотографиям Алматы, начиная со времен, когда она еще именовалась Верным.

Одним из первых там представлены фото бедствий — землетрясение в городе в 1887. Также есть фото со следами паводков.


Выставка продлится в музее еще 45 дней. Стоимость билета — 700 тенге.

фото Артема Чурсинова

Наверх