Цветочная домбра, шерстяные картины: уникальные ремесленники работают в Костанае

Одни экспериментируют с формой казахского национального инструмента, другие выводят древнее искусство на современный уровень.

23 Марта 2021, 16:32
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Цветочная домбра, шерстяные картины: уникальные ремесленники работают в Костанае 23 Марта 2021, 16:32
23 Марта 2021, 16:32
5408

Уникальные ремесленники, работающие по старинным казахским технологиям, живут в Костанае, передает корреспондент Baigenews.kz.


Среди них выделяется династия мастеров Анкауовых. Мать большой творческой семьи – Балдырган Анкауова – получила от свекрови в наследство старинный станок для ковроткачества. Теперь делает ковры по древней технологии. Станок представляет собой раму из деревянных брусьев, через которую протянуты нити. Балдырган Анкауова ловко продевает меж нитями цветную пряжу и создает казахские национальные узоры на коврах.

"Все наши предки были ремесленниками: отец мой был мастером на все руки, бабушка моя. Вот от свекрови станок старый достался. Мои сыновья тоже возрождают древние казахские ремесла, поэтому я решила быть рядом с ними, в мастерской. Хочу, чтобы они и другие видели искусство ковроткачества, хочу передать свои знания молодежи", – говорит Балдырган-апа.

Все ее четверо сыновей так или иначе связали свою жизнь с ремеслами. Сыновья Арлан и Баглан и вовсе запатентовали свой способ создания картин из шерсти. Они десять лет занимаются изготовлением войлочных шедевров и даже начали обучать этому других.


"Искусство – это очень длинная дорога. Здесь, как говорится - талант это одно, еще труд большой требуется. Картины делаем из шерсти, полностью ручная работа. Вместо традиционных рамок – плетеные. Процесс изготовления - особая технология. Придумана она мной и запатентована. Когда вы смотрите на картину, кажется, что она вся из мягкой шерсти. На самом деле шерсть твердая, зафиксированная специальными средствами. Выкладываем композиции на холсте. Хотя, в принципе, можно на любую основу. Это считается аппликацией, налепная технология", – рассказывает Арлан Анкауов.

На картинах братьев Анкауовых изображена природа, тотемные животные, казахские традиции, далекие события жизни степи, мифология. Изготовление одного "шерстяного" рисунка занимает от недели до нескольких месяцев.

"Ручная работа – она всегда привлекает людей, потому что имеет особую энергетику, основана на древней технологии. В наших работах центральное место занимают великие люди и события степи. И Наурыз как раз один из главных праздников кочевников. Весной у человека всегда праздник. Потому что весной начинается жизнь заново. Заново рождаешься", – добавляет Арлан Анкауов.


Его брат Баглан говорит, что, несмотря на пандемию, люди продолжают интересоваться их произведениями.

"В искусстве есть созерцатели, есть ценители. Ценителей, кстати, в последнее время много, потому что все начали тянуться к своим корням. И мы хотим внести свой вклад, чтобы люди не забывали, откуда они пришли. Мы стараемся показать обычаи, которые были, быт предков, чем они занимались, какие у них были охотничьи традиции, какие были игры. Хотим обучать детей, сейчас набор делаем. Раньше проводили такие занятия, но в прошлом году в связи с пандемией приостановили. В будущем планируем развивать свое искусство в других регионах Казахстана", – поделился планами Баглан Анкауов.

Музыкальные инструменты необычной формы создает и костанаец Мухаметкали Рахалиев. Свой путь мастера домбры он начал со случайности: в конце 90-х, проходя мимо мусорных контейнеров, нашел сломанную домбру. Внимательно изучил, из чего она состоит, и решил, что сможет создать такую же. С тех пор из рук мастера вышло более трех тысяч домбр. А недавно он начал экспериментировать с формой казахского национального инструмента.


"Истинная казахская домбра напоминает по форме тело летящего лебедя. Это исконная форма инструмента, и таким мы должны передать его ее потомкам. Но я, посмотрев, сколько форм имеет одна гитара, подумал: почему бы не поэкспериментировать с домброй? Вырезал инструмент в форме цветка, а на других вырезал острые, как у электрогитары, концы. Никто еще не знает, как будет звучать новая домбра", – говорит Мухаметкали Рахалиев.

Приживется ли домбра необычной формы, умелец не знает. Но уверен, что благодаря его смелым экспериментам интерес к национальному инструменту казахов возрастет. А если домбра станет звучать по-новому, то вполне может понравиться музыкантам.

Другой костанайский мастер создает камчи и кожаную посуду по древней технологии. Айдын Диханбаев научился этому искусству от отца. Он вспоминает, как ночами помогал родителю делать камчи. А сейчас на изготовление одного казахского кнута у него уходит два дня. Первый день – подготовительный. Айдын готовит кожу, нарезает ее, выбирает материал для рукояти. Делает ее он, кстати, из кустарника тобылги. Это дерево не гниет и долго сохраняет первозданный вид. Основной спрос на камчи шести и восьми плетений.

"Камча для казахов не просто кнут для животных. Она всегда имела более глубокое значение. По количеству кнутов на стенах юрты судили о том, сколько мужчин живет в этом доме. Когда рождался мальчик, его отец обязательно делал для него камчу. И когда ребенку исполнялось есть лет, вручал ее. Это был своеобразный отсчет взросления. Мальчик понимает, что теперь он ответственен за семью, теперь он мужчина", – рассказывает Айдын Диханбаев.

Параллельно ремесленник изучает процесс изготовления кожаной посуды. Раньше он делал ее в качестве сувенира, но сейчас решил научиться создавать настоящие торсыки, пригодные для хранения пищи. Один такой торсык он уже сделал, его купили туристы из Словакии. Второй – в процессе.


"На торсык примерно неделя уходит. Сначала рисую эскиз, потом его вырезаю на коже, шью, далее песком форму набиваю, затем орнамент рисую. Какое-то время он стоит, высыхает. Ускорить этот процесс нельзя, как и использовать для этого фен или печь. Затем песок высыпается и заливается сметана, а сосуд отправляется на копчение", – рассказывает мастер.

Айдын Диханбаев считает, что, несмотря на древние незамысловатые технологии изготовления казахских предметов обихода, за ними – будущее. Потому что год от года интерес к ремеслу будет расти.

"Туристам не интересны наши здания. Им интересна наша природа, наше творчество, наше ремесло. Они приходят, нашу природу посмотрят и удивляются. Потом думают, чем занимались раньше предки их? Нефть закончится, уголь закончится, а туризм никогда не закончится. Поэтому сохранить ради потомков древние ремесла и развивать туризм в Казахстане – это то, ради чего мы все работаем", – заключил Айдын Диханбаев.


Наверх