"Цвета дают свой вайб": авторы муралов в Нур-Султане рассказали о работе "на высоте"

21 Июля 2022, 10:50
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Рената Актаева 21 Июля 2022, 10:50
21 Июля 2022, 10:50
7932
Фото: Рената Актаева

Массивные рисунки всё чаще стали появляться на фасадах серых многоэтажек Казахстана. За последние несколько лет муралы не только набрали огромную популярность, но и сделали жизнь жителей страны ярче и интереснее. Одним из городов, в котором монументальная живопись внесла новые краски, является Нур-Султан. Здесь на различных архитектурных сооружениях можно увидеть портреты известных писателей, спортсменов, певцов и другие тематические иллюстрации. Как оказалось, существует множество техник нанесения огромных изображений. Подробнее о них и не только корреспонденту BaigeNews.kz рассказали художники, которые и притворяют в жизнь грандиозные идеи на фасадах домов.

По словам одного из художников команды граффити оформления airG, Николая Селютина, интерес к рисункам у него появился ещё в школьное время. А позже обычное увлечение переросло уже в профессию.

"Все началось давным-давно. В школе рисовал в тетрадках, на листочках, бумажках. Потом пытался рисовать граффити, на заборах выходили рисовать, гаражах. Потом переехал в Караганду из посёлка Габидена Мустафина. Там поступил в колледж на дизайнера. Там уже познакомился с ребятами, начал выходить на улицы рисовать на стенах, заборах, в парках. Уже поинтереснее места, движ, вайб был. Позже начал заниматься коммерческими заказами - кафе, рестораны, детские комнаты, разные заведения. Позже появилась мечта, цель, что надо рисовать на фасадах, чтобы больше людей видело работы, более масштабно, интереснее. Мечты сбываются. Главное желать и все будет", - рассказал молодой человек.

И кто говорил, что рисовать огромный рисунок на фасаде многоэтажного дома – просто? Техник нанесения мурала оказалось очень много. В своей работе художники используют и валики, и кисточки, и баллончики, и краскопульты. "Стараемся быть универсалами", - признаётся Николай.

"Сложное в нашей работе - это договориться, сделать эскизы, чтобы их одобрили. Эскиз - это самое сложное, самое важное. Потом реализация самого проекта. Там сложности в основном нам даёт погода. То есть автовышка оплачивается, и, допустим, ветер поднимается. Потом краскопультом или баллончиком дуем в одну сторону, а ветер уносит и краска ложится не там, где ты хотел. Соответственно исправляешь и больше времени на это тратим, где-то неточности появляются. И ещё жара. Металлическая люлька нагревается, и в ней ты как в сковородке. К каким-то мелочам мы уже привыкли, и не считаем, что это сложность. Не спим, рано просыпаемся, пока соберёмся, едем рисуем. Так что бывает, что график у нас 24/7. Но в основном это летом, сезон. Зимой таких масштабов не бывает", - отметил художник.

Цену одной настенной росписи Николай Селютин не назвал, однако, добавил, что она зависит от размера фасада, используемого материала, сложности иллюстрации, и времени, которое будет затрачено на работу. Сейчас в команде работают пять человек.

"Каждый делает свою работу, за что-то отвечает. На автолюльке помещается два человека. В Основном двое работают наверху, один внизу, который за оборудованием следит, компрессор, краски. У него есть рация, общается с ребятами, может подсказать. Нам же не видно на фасаде всего, а с земли видно лучше. Поэтому третий человек координирует. Кто-то занимается маркетингом, логотипами, эскизами, иногда надо краску купить, забрать. Также параллельно был такой опыт, когда мы работали на двух фасадах одновременно. Двое-трое на одном фасаде, двое-трое - на другом", - рассказал Николай.

Чтобы оформить серую многоэтажку требуется немало сил и времени. Работа художников состоит из нескольких этапов.

"Сначала мы выбираем локацию, смотрим, можно ли осветить рисунок проектором ночью, контуры мы отмечаем, чтобы можно было дальше рисовать. Первый этап: мы приезжаем, смотрим, подойдёт ли фасад, где электричество. Если фасад подходит, то мы договариваемся с автовышкой. В первый день грунтуется фасад на 2-3 слоя. После грунтовки делается отметка – подсвечиваем проектором, отмечаем контуры рисунка. А на следующий день идёт закраска фасада под белый, чтоб каждый цвет ярче был. Но если фасад подходит, он и так белый или серый, то можем наносить сразу фасадные краски, фоновые цвета, то есть закрашиваем большие массы. После идёт прорисовка, детализация - уже используем компрессор, краскопульты, пистолеты, баллончики аэрозольные. То есть в ход идёт всё, и краски, и валики. Ну и потом заканчиваем рисунок", - поделился Николай Селютин.


К безопасности художники также подходят очень ответственно.

"Мы всегда к работе подходим грамотно - у нас страховки, пояса, каски, жилетки. Стараемся предостеречь от всяких бед. Это высота, относимся с полным пониманием и серьёзностью. Также у ребят есть и снаряжение, и корочки. У нас есть разрешение на высотные работы", - добавил парень.


Как рассказал художник, в их работе бывали моменты, которые по-настоящему трогают душу и даже исполняют мечты.

"Девушка сделала эскиз. Мы ездили по городу, смотрели фасады, локации. Локации смотрели наиболее просматриваемые, открытые, чтобы поток людей большой был, хорошие видные места. У нас было порядка 30 домов по всему городу. Мы пофоткали, разложили и думали: "Этот эскиз давай сюда, этот туда". И случайным образом её иллюстрацию ставим на фасад, и я ей (автору эскиза) скидываю, говорю, что вот на Габита Мусрепова. А она в шоке, плачет. Я не понимаю, что происходит. А потом она рассказывает, что родилась в этом доме, провела детство и случайным образом мы выбрали этот фасад. Ну и добро дали, мы его нарисовали. И вот случайности не случайны. Это реально магия какая-то", - сказал он.

Всего ребята уже нарисовали около 15 муралов в разных городах Казахстана.

"Это в Караганде Дитрих - там волна, девочка с персиками. В Сарани птички есть - мурал. В Алматы - 16-этажка, Жезказгане - четыре фасада, посвященных героям Великой отечественной войны, в Сатпаеве - Каныш Сатпаев. В Нур-Султане - на Биржан Сала, 3, это наш фасад, Дмитрий Левочкин сделал эскиз, но мы наносили здесь на девятиэтажном доме. Мурал Peace на Габита Мусрепова, На улице Магжана Жумабаева - Роза Багланова, сейчас в процессе мурал Ермека Серкебаева, и Алия Молдагулова закончена. Безусловно, искусство стрит-арт должно выходить в массы, общество, город. Это даёт настроение, цвета дают свой вайб. Когда мы рисуем, проходят люди и говорят: "Классно", выражают благодарность. Не раз было, что фрукты приносили, покушать, водичку. Это реально радует", - сказал Селютин.

Теперь на очереди у ребят мурал Шамши Калдаякова на фасаде дома по улице Кошкарбаева, Алихана Бокейханова на многоэтажке по улице Тауелсиздик. Также молодые люди планируют начать работу над иллюстрацией в Караганде.

Фото автора

Наверх